Пожарная безопасность в лесах
Подборка наиболее важных документов по запросу Пожарная безопасность в лесах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Требования к установке аншлагов
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования, предъявляемые к установке
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования, предъявляемые к установке
Готовое решение: Какая ответственность установлена за нарушение требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)Основной вид наказания за нарушение правил пожарной безопасности - штраф. В определенных случаях вместо штрафа юрлицу и ИП может быть назначено административное приостановление деятельности. Основная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, - ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, штрафы предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте (ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Основной вид наказания за нарушение правил пожарной безопасности - штраф. В определенных случаях вместо штрафа юрлицу и ИП может быть назначено административное приостановление деятельности. Основная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, - ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, штрафы предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте (ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Пожарная безопасность в лесах
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Пожарная безопасность в лесах
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Статья 22.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Статья 22.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Так, ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2011 г. N 9908/11), пересматривая акты судов нижестоящих инстанций, которые разрешали спор об обжаловании акционерным обществом (АО) предписания Департамента лесного хозяйства об обязанности АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) (АО полагало, что действующее законодательство таких обязанностей не предусматривает), указал, что ст. 24 Лесного кодекса РФ предусматривает возможность использования лесных участков без их предоставления, а положения ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ, действовавшей на момент вынесения предписания, определяют, что без предоставления лесные участки могут использоваться для поддержания работоспособности ЛЭП, бесперебойного энергоснабжения потребителей и обеспечения безопасности граждан, при этом направления землепользования ограничены расчисткой просек и вырубкой деревьев. Дополнительно ВАС РФ сослался на Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах, а также подчеркнул, что для указанных целей заключения договоров аренды лесных участков и проекта освоения лесов не требуется.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Так, ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2011 г. N 9908/11), пересматривая акты судов нижестоящих инстанций, которые разрешали спор об обжаловании акционерным обществом (АО) предписания Департамента лесного хозяйства об обязанности АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) (АО полагало, что действующее законодательство таких обязанностей не предусматривает), указал, что ст. 24 Лесного кодекса РФ предусматривает возможность использования лесных участков без их предоставления, а положения ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ, действовавшей на момент вынесения предписания, определяют, что без предоставления лесные участки могут использоваться для поддержания работоспособности ЛЭП, бесперебойного энергоснабжения потребителей и обеспечения безопасности граждан, при этом направления землепользования ограничены расчисткой просек и вырубкой деревьев. Дополнительно ВАС РФ сослался на Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах, а также подчеркнул, что для указанных целей заключения договоров аренды лесных участков и проекта освоения лесов не требуется.
Ситуация: Каковы правила пожарной безопасности при сжигании мусора на участке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При сжигании мусора на участке должны быть соблюдены требования к обустройству места или емкости для сжигания, расстоянию до ближайшего объекта, хвойного или лиственного леса. Нарушение требований пожарной безопасности чаще всего влечет административный штраф.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При сжигании мусора на участке должны быть соблюдены требования к обустройству места или емкости для сжигания, расстоянию до ближайшего объекта, хвойного или лиственного леса. Нарушение требований пожарной безопасности чаще всего влечет административный штраф.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ряде нормативных правовых документов утверждены положения об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности лесов. В ЛК РФ в число мер противопожарного обустройства лесов включено создание в целях тушения пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения (п. 5 ч. 4 ст. 53.1). В Приказе Минприроды России от 16 декабря 2013 г. N 591 "Об утверждении Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров" определены: требования к плану водоисточников, которые могут использоваться в целях пожаротушения; тип водоема (естественный - озера, реки, ручьи; искусственный - пруды, противопожарный водоем и т.п.) в соответствии с целевым применением (пригодный для забора воды наземными или авиационными средствами); характеристики объекта, пригодного для забора воды наземными средствами; доступный для забора объем воды в кубических метрах.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ряде нормативных правовых документов утверждены положения об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности лесов. В ЛК РФ в число мер противопожарного обустройства лесов включено создание в целях тушения пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения (п. 5 ч. 4 ст. 53.1). В Приказе Минприроды России от 16 декабря 2013 г. N 591 "Об утверждении Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров" определены: требования к плану водоисточников, которые могут использоваться в целях пожаротушения; тип водоема (естественный - озера, реки, ручьи; искусственный - пруды, противопожарный водоем и т.п.) в соответствии с целевым применением (пригодный для забора воды наземными или авиационными средствами); характеристики объекта, пригодного для забора воды наземными средствами; доступный для забора объем воды в кубических метрах.
Статья: Ограничения на разведение костров и ответственность за их нарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается использовать открытый огонь, в том числе костры, мангалы, жаровни в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь, в т. ч. костер, после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается использовать открытый огонь, в том числе костры, мангалы, жаровни в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь, в т. ч. костер, после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под открытым огнем понимается применение костров, газовых горелок, паяльных ламп, примусов, факелов, свечей, спичек и керосиновых фонарей (пп. "з" п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима); абз. 5 п. 2.6.2 Правил по охране труда на складах (базах) топлива ОАО "РЖД", утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 12.11.2018 N 2393/р). Также под открытым огнем понимаются мангалы и жаровни (пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, п. 65 Правил противопожарного режима).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под открытым огнем понимается применение костров, газовых горелок, паяльных ламп, примусов, факелов, свечей, спичек и керосиновых фонарей (пп. "з" п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима); абз. 5 п. 2.6.2 Правил по охране труда на складах (базах) топлива ОАО "РЖД", утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 12.11.2018 N 2393/р). Также под открытым огнем понимаются мангалы и жаровни (пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, п. 65 Правил противопожарного режима).
Ситуация: Каковы правила сбора грибов, ягод и иных пищевых лесных ресурсов для собственных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что при нахождении в лесу необходимо соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Так, заготавливать лесные ресурсы можно только теми способами, которые исключают возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев (ч. 2 ст. 11 ЛК РФ; п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что при нахождении в лесу необходимо соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Так, заготавливать лесные ресурсы можно только теми способами, которые исключают возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев (ч. 2 ст. 11 ЛК РФ; п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2014 г. N 33-4823/2014 по делу N 33-4823/2014 об обязании администрации г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2014 г. N 33-4823/2014 по делу N 33-4823/2014 об обязании администрации г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".