Пожарная безопасность арендатор
Подборка наиболее важных документов по запросу Пожарная безопасность арендатор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за нарушения
(КонсультантПлюс, 2025) Собственника помещения могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, даже если по условиям договора аренды за соблюдение правил пожарной безопасности отвечает арендатор
(КонсультантПлюс, 2025) Собственника помещения могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, даже если по условиям договора аренды за соблюдение правил пожарной безопасности отвечает арендатор
Важнейшая практика по ст. 1064 ГК РФПрактика неоднозначна по вопросу о том, кто возмещает вред от пожара в арендованном помещении, если по договору арендатор (субарендатор) отвечает за соблюдение правил пожарной безопасности:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто отвечает за пожарную безопасность в арендуемом помещении (арендатор или арендодатель)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Несет ли арендатор ответственность за пожарную безопасность в арендуемом помещении
(КонсультантПлюс, 2025)2. Несет ли арендатор ответственность за пожарную безопасность в арендуемом помещении
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Вопрос: Арендатор хочет произвести капитальный ремонт, улучшить систему пожарной безопасности в арендуемом помещении. Арендодатель не возражает. Можно ли в дополнительном соглашении к договору аренды зафиксировать официальные каналы связи, по которым будут согласовываться любые реконструкции помещения без письменного согласия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Арендатор хочет произвести капитальный ремонт, улучшить систему пожарной безопасности в арендуемом помещении. Арендодатель не возражает. Можно ли в дополнительном соглашении к договору аренды зафиксировать официальные каналы связи, по которым будут согласовываться любые реконструкции помещения без письменного согласия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Арендатор хочет произвести капитальный ремонт, улучшить систему пожарной безопасности в арендуемом помещении. Арендодатель не возражает. Можно ли в дополнительном соглашении к договору аренды зафиксировать официальные каналы связи, по которым будут согласовываться любые реконструкции помещения без письменного согласия?
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения15.1. Может ли быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности арендодатель-собственник, если по договору аренды ее несет арендатор
Статья: Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности на объектах аренды
(Шатохин А.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Ключевые слова: нарушение требований пожарной безопасности, арендатор, арендодатель, разграничение административной ответственности, нарушения технического и социального характера.
(Шатохин А.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Ключевые слова: нарушение требований пожарной безопасности, арендатор, арендодатель, разграничение административной ответственности, нарушения технического и социального характера.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Выше уже были приведены примеры административных правоотношений, возникающих между физическими лицами без участия в них публичных властвующих субъектов - органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов. Это отношения, имеющие место в процессе дорожного движения, публичного общения граждан в общественных местах. Кроме того, такие административные правоотношения могут возникать между руководителями организаций и подчиненными им работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных публичных требований, установленных не нормами трудового права, а нормами административного права, например требований пожарной, промышленной безопасности, требований антитеррористической защищенности объектов, санитарных норм и правил. Административные правоотношения без участия в них властвующих субъектов в отдельных случаях могут возникать и между организациями (юридическими лицами), а также между организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В их числе можно назвать отношения по разграничению и исполнению обязательств, связанных с обеспечением на используемых объектах требований пожарной безопасности (например, между арендодателем и арендатором), отношения по поводу соблюдения при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг обязательных требований безопасности соответствующих товаров, работ или услуг (требований технических регламентов, качества и безопасности пищевой продукции, санитарных и ветеринарных правил и норм, строительных норм и правил и т.п.). Возникает вопрос: если это не административные правоотношения, то какие тогда, нормами каких отраслей права они регулируются? Сторонники управленческой сущности административных правоотношений не дают ответа на этот риторический вопрос. Можно предположить, что их ответ был бы следующим: названные виды отношений, исходя из их характера, регулируются соответствующими нормами гражданского и трудового права. Такой подход, конечно, имеет под собой определенные основания, однако вряд ли может быть принят. Действительно приведенные нами виды административных правоотношений, возникающих между руководителями организаций и их работниками, между организациями, между организациями и физическими лицами, связаны с соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. Однако только связаны, но не совпадают с ними, поскольку регулируются не нормами трудового и гражданского права, а нормами административного права. Зададимся вопросом: разве требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, а также правила их соблюдения всеми гражданами и организациями установлены трудовым законодательством, а требования к безопасности товаров, работ, услуг определены гражданским законодательством? Ответ очевиден: конечно, нет, они установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, входящими в состав административного законодательства России. Следовательно, и правоотношения, регулируемые этими актами административного законодательства, содержащими административно-правовые нормы, являются не трудовыми и гражданскими, а административными. В случае иного ответа на обозначенный вопрос придется признать, что трудовым и гражданским правом регулируются и отношения, входящие в сферу регулирования административно-правовых норм. Представляется, что такой подход является полностью юридически несостоятельным, поскольку противоречит общей теории разграничения отраслей права, исходя из предмета их правового регулирования.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Выше уже были приведены примеры административных правоотношений, возникающих между физическими лицами без участия в них публичных властвующих субъектов - органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов. Это отношения, имеющие место в процессе дорожного движения, публичного общения граждан в общественных местах. Кроме того, такие административные правоотношения могут возникать между руководителями организаций и подчиненными им работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных публичных требований, установленных не нормами трудового права, а нормами административного права, например требований пожарной, промышленной безопасности, требований антитеррористической защищенности объектов, санитарных норм и правил. Административные правоотношения без участия в них властвующих субъектов в отдельных случаях могут возникать и между организациями (юридическими лицами), а также между организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В их числе можно назвать отношения по разграничению и исполнению обязательств, связанных с обеспечением на используемых объектах требований пожарной безопасности (например, между арендодателем и арендатором), отношения по поводу соблюдения при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг обязательных требований безопасности соответствующих товаров, работ или услуг (требований технических регламентов, качества и безопасности пищевой продукции, санитарных и ветеринарных правил и норм, строительных норм и правил и т.п.). Возникает вопрос: если это не административные правоотношения, то какие тогда, нормами каких отраслей права они регулируются? Сторонники управленческой сущности административных правоотношений не дают ответа на этот риторический вопрос. Можно предположить, что их ответ был бы следующим: названные виды отношений, исходя из их характера, регулируются соответствующими нормами гражданского и трудового права. Такой подход, конечно, имеет под собой определенные основания, однако вряд ли может быть принят. Действительно приведенные нами виды административных правоотношений, возникающих между руководителями организаций и их работниками, между организациями, между организациями и физическими лицами, связаны с соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. Однако только связаны, но не совпадают с ними, поскольку регулируются не нормами трудового и гражданского права, а нормами административного права. Зададимся вопросом: разве требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, а также правила их соблюдения всеми гражданами и организациями установлены трудовым законодательством, а требования к безопасности товаров, работ, услуг определены гражданским законодательством? Ответ очевиден: конечно, нет, они установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, входящими в состав административного законодательства России. Следовательно, и правоотношения, регулируемые этими актами административного законодательства, содержащими административно-правовые нормы, являются не трудовыми и гражданскими, а административными. В случае иного ответа на обозначенный вопрос придется признать, что трудовым и гражданским правом регулируются и отношения, входящие в сферу регулирования административно-правовых норм. Представляется, что такой подход является полностью юридически несостоятельным, поскольку противоречит общей теории разграничения отраслей права, исходя из предмета их правового регулирования.
Статья: Обучение мерам пожарной безопасности
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)МЧС России разъяснило, какие вопросы пожарной безопасности возлагаются на арендатора помещений. В частности, что:
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)МЧС России разъяснило, какие вопросы пожарной безопасности возлагаются на арендатора помещений. В частности, что:
Статья: Ответственность за смерть людей при пожаре при эксплуатации зданий и сооружений
(Вербицкая Ю.О.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Иное может быть предусмотрено договором аренды (как правило, в договорах аренды собственники возлагают ответственность по пожарной безопасности на арендатора).
(Вербицкая Ю.О.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Иное может быть предусмотрено договором аренды (как правило, в договорах аренды собственники возлагают ответственность по пожарной безопасности на арендатора).
"Аренда и лизинг: Практическое руководство по применению ФСБУ 25/2018 с учетом норм МСФО и рекомендаций разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("Издательство АйСи", 2024)Если, допустим, изменено федеральное законодательство, то требования к дооснащению активов также должны рассматриваться как дополнительные расходы их владельцев, а не арендаторов. Например, в целях повышения пожарной безопасности нужно дооснастить торговый центр необходимым оборудованием и средствами спасения или пожаротушения, которые ранее законодательство не требовало в таких объемах. Как следствие, если изменения в законодательстве порождают новые требования к активам, то арендатор должен компенсировать затраты.
(Смирнова С.А.)
("Издательство АйСи", 2024)Если, допустим, изменено федеральное законодательство, то требования к дооснащению активов также должны рассматриваться как дополнительные расходы их владельцев, а не арендаторов. Например, в целях повышения пожарной безопасности нужно дооснастить торговый центр необходимым оборудованием и средствами спасения или пожаротушения, которые ранее законодательство не требовало в таких объемах. Как следствие, если изменения в законодательстве порождают новые требования к активам, то арендатор должен компенсировать затраты.
Статья: Устранение арендатором ранее допущенных нарушений как основание для отказа в расторжении договора аренды публичного земельного участка
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В деле N А56-67514/2021 основанием для обращения комитета в арбитражный суд с требованием о расторжении ранее заключенного с обществом (арендатор) договора аренды послужило нарушение последним положений договора, обязывающих арендатора при использовании участка соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а именно нарушение требований пожарной безопасности (арендатором не было выдержано противопожарное расстояние от открытой площадки для хранения легковых автомобилей до соседнего здания), что было зафиксировано в предписании, выданном обществу по результатам внеплановой выездной проверки Управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Суд первой инстанции, с выводами которого согласились вышестоящие суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, а также установив, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ранее выявленное нарушение обществом требований пожарной безопасности полностью устранено (путем подготовки расчетов пожарных рисков и выполнения мероприятий, указанных в них), предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности снято с контроля, отказал в удовлетворении исковых требований о расторжении договора аренды <8>.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В деле N А56-67514/2021 основанием для обращения комитета в арбитражный суд с требованием о расторжении ранее заключенного с обществом (арендатор) договора аренды послужило нарушение последним положений договора, обязывающих арендатора при использовании участка соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а именно нарушение требований пожарной безопасности (арендатором не было выдержано противопожарное расстояние от открытой площадки для хранения легковых автомобилей до соседнего здания), что было зафиксировано в предписании, выданном обществу по результатам внеплановой выездной проверки Управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Суд первой инстанции, с выводами которого согласились вышестоящие суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, а также установив, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ранее выявленное нарушение обществом требований пожарной безопасности полностью устранено (путем подготовки расчетов пожарных рисков и выполнения мероприятий, указанных в них), предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности снято с контроля, отказал в удовлетворении исковых требований о расторжении договора аренды <8>.