Пожарная безопасность аренда
Подборка наиболее важных документов по запросу Пожарная безопасность аренда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за нарушения
(КонсультантПлюс, 2025) Собственника помещения могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, даже если по условиям договора аренды за соблюдение правил пожарной безопасности отвечает арендатор
(КонсультантПлюс, 2025) Собственника помещения могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, даже если по условиям договора аренды за соблюдение правил пожарной безопасности отвечает арендатор
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (кроме нарушений в лесах, на ж/д, морском и др. транспорте)
(КонсультантПлюс, 2025)договором на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в МКД (с изменениями, дополнениями к нему), подтверждающим, что Организация (ИП) не отвечает за содержание помещений общего пользования в соответствии с требованиями пожарной безопасности >>>
(КонсультантПлюс, 2025)договором на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в МКД (с изменениями, дополнениями к нему), подтверждающим, что Организация (ИП) не отвечает за содержание помещений общего пользования в соответствии с требованиями пожарной безопасности >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Статья: Противопожарная безопасность на производстве - анализ споров в суде
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2024, N 1)Так, согласно договору аренды арендатор обязался владеть и пользоваться помещениями согласно разрешенному использованию и в соответствии с установленными противопожарными нормами. Также арендатор обязался не производить какого-либо переустройства помещений (в том числе их перепланировку, переоборудование, переустройство (заделку) проемов в стенах, перекрытиях и перегородках, изменение несущих конструкций, реконструкцию и т.п.) без письменного согласия арендодателя. В 2022 году стороны провели осмотр помещений на предмет проверки соблюдения арендатором их разрешенного использования, по результатам которого выявлены факты проведенных арендатором несогласованных работ по переустройству и перепланировке, а также по изменению архитектурного облика здания. Что, по мнению арендодателя, привело к нарушению ряда требований пожарной безопасности. Арендодатель в порядке досудебного урегулирования направил ответчику претензию о приведении помещений в исходное состояние и об устранении нарушений требований противопожарной безопасности, которая была оставлена арендатором без удовлетворения.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2024, N 1)Так, согласно договору аренды арендатор обязался владеть и пользоваться помещениями согласно разрешенному использованию и в соответствии с установленными противопожарными нормами. Также арендатор обязался не производить какого-либо переустройства помещений (в том числе их перепланировку, переоборудование, переустройство (заделку) проемов в стенах, перекрытиях и перегородках, изменение несущих конструкций, реконструкцию и т.п.) без письменного согласия арендодателя. В 2022 году стороны провели осмотр помещений на предмет проверки соблюдения арендатором их разрешенного использования, по результатам которого выявлены факты проведенных арендатором несогласованных работ по переустройству и перепланировке, а также по изменению архитектурного облика здания. Что, по мнению арендодателя, привело к нарушению ряда требований пожарной безопасности. Арендодатель в порядке досудебного урегулирования направил ответчику претензию о приведении помещений в исходное состояние и об устранении нарушений требований противопожарной безопасности, которая была оставлена арендатором без удовлетворения.
Статья: Обучение мерам пожарной безопасности
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)МЧС России разъяснило, какие вопросы пожарной безопасности возлагаются на арендатора помещений. В частности, что:
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)МЧС России разъяснило, какие вопросы пожарной безопасности возлагаются на арендатора помещений. В частности, что:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения15. Соблюдение требований пожарной безопасности при аренде недвижимого имущества
Вопрос: Как отразить территорию, на которой распространит свое действие инструкция по мерам пожарной безопасности, если организация арендует часть нежилого здания?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Как отразить территорию, на которой распространит свое действие инструкция по мерам пожарной безопасности, если организация арендует часть нежилого здания?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Как отразить территорию, на которой распространит свое действие инструкция по мерам пожарной безопасности, если организация арендует часть нежилого здания?
Статья: Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности на объектах аренды
(Шатохин А.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)"Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4
(Шатохин А.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)"Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораТакже договором может быть установлено, что к расходам по содержанию относятся затраты на поддержание противопожарной безопасности объекта аренды, например на размещение расходных баков жидкого топлива для теплогенерирующих аппаратов по Приложению А "ГОСТ Р 53321-2009. Аппараты теплогенерирующие, работающие на различных видах топлива. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Выше уже были приведены примеры административных правоотношений, возникающих между физическими лицами без участия в них публичных властвующих субъектов - органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов. Это отношения, имеющие место в процессе дорожного движения, публичного общения граждан в общественных местах. Кроме того, такие административные правоотношения могут возникать между руководителями организаций и подчиненными им работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных публичных требований, установленных не нормами трудового права, а нормами административного права, например требований пожарной, промышленной безопасности, требований антитеррористической защищенности объектов, санитарных норм и правил. Административные правоотношения без участия в них властвующих субъектов в отдельных случаях могут возникать и между организациями (юридическими лицами), а также между организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В их числе можно назвать отношения по разграничению и исполнению обязательств, связанных с обеспечением на используемых объектах требований пожарной безопасности (например, между арендодателем и арендатором), отношения по поводу соблюдения при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг обязательных требований безопасности соответствующих товаров, работ или услуг (требований технических регламентов, качества и безопасности пищевой продукции, санитарных и ветеринарных правил и норм, строительных норм и правил и т.п.). Возникает вопрос: если это не административные правоотношения, то какие тогда, нормами каких отраслей права они регулируются? Сторонники управленческой сущности административных правоотношений не дают ответа на этот риторический вопрос. Можно предположить, что их ответ был бы следующим: названные виды отношений, исходя из их характера, регулируются соответствующими нормами гражданского и трудового права. Такой подход, конечно, имеет под собой определенные основания, однако вряд ли может быть принят. Действительно приведенные нами виды административных правоотношений, возникающих между руководителями организаций и их работниками, между организациями, между организациями и физическими лицами, связаны с соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. Однако только связаны, но не совпадают с ними, поскольку регулируются не нормами трудового и гражданского права, а нормами административного права. Зададимся вопросом: разве требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, а также правила их соблюдения всеми гражданами и организациями установлены трудовым законодательством, а требования к безопасности товаров, работ, услуг определены гражданским законодательством? Ответ очевиден: конечно, нет, они установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, входящими в состав административного законодательства России. Следовательно, и правоотношения, регулируемые этими актами административного законодательства, содержащими административно-правовые нормы, являются не трудовыми и гражданскими, а административными. В случае иного ответа на обозначенный вопрос придется признать, что трудовым и гражданским правом регулируются и отношения, входящие в сферу регулирования административно-правовых норм. Представляется, что такой подход является полностью юридически несостоятельным, поскольку противоречит общей теории разграничения отраслей права, исходя из предмета их правового регулирования.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Выше уже были приведены примеры административных правоотношений, возникающих между физическими лицами без участия в них публичных властвующих субъектов - органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов. Это отношения, имеющие место в процессе дорожного движения, публичного общения граждан в общественных местах. Кроме того, такие административные правоотношения могут возникать между руководителями организаций и подчиненными им работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных публичных требований, установленных не нормами трудового права, а нормами административного права, например требований пожарной, промышленной безопасности, требований антитеррористической защищенности объектов, санитарных норм и правил. Административные правоотношения без участия в них властвующих субъектов в отдельных случаях могут возникать и между организациями (юридическими лицами), а также между организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В их числе можно назвать отношения по разграничению и исполнению обязательств, связанных с обеспечением на используемых объектах требований пожарной безопасности (например, между арендодателем и арендатором), отношения по поводу соблюдения при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг обязательных требований безопасности соответствующих товаров, работ или услуг (требований технических регламентов, качества и безопасности пищевой продукции, санитарных и ветеринарных правил и норм, строительных норм и правил и т.п.). Возникает вопрос: если это не административные правоотношения, то какие тогда, нормами каких отраслей права они регулируются? Сторонники управленческой сущности административных правоотношений не дают ответа на этот риторический вопрос. Можно предположить, что их ответ был бы следующим: названные виды отношений, исходя из их характера, регулируются соответствующими нормами гражданского и трудового права. Такой подход, конечно, имеет под собой определенные основания, однако вряд ли может быть принят. Действительно приведенные нами виды административных правоотношений, возникающих между руководителями организаций и их работниками, между организациями, между организациями и физическими лицами, связаны с соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. Однако только связаны, но не совпадают с ними, поскольку регулируются не нормами трудового и гражданского права, а нормами административного права. Зададимся вопросом: разве требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, а также правила их соблюдения всеми гражданами и организациями установлены трудовым законодательством, а требования к безопасности товаров, работ, услуг определены гражданским законодательством? Ответ очевиден: конечно, нет, они установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, входящими в состав административного законодательства России. Следовательно, и правоотношения, регулируемые этими актами административного законодательства, содержащими административно-правовые нормы, являются не трудовыми и гражданскими, а административными. В случае иного ответа на обозначенный вопрос придется признать, что трудовым и гражданским правом регулируются и отношения, входящие в сферу регулирования административно-правовых норм. Представляется, что такой подход является полностью юридически несостоятельным, поскольку противоречит общей теории разграничения отраслей права, исходя из предмета их правового регулирования.
Статья: Устранение арендатором ранее допущенных нарушений как основание для отказа в расторжении договора аренды публичного земельного участка
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В деле N А56-67514/2021 основанием для обращения комитета в арбитражный суд с требованием о расторжении ранее заключенного с обществом (арендатор) договора аренды послужило нарушение последним положений договора, обязывающих арендатора при использовании участка соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а именно нарушение требований пожарной безопасности (арендатором не было выдержано противопожарное расстояние от открытой площадки для хранения легковых автомобилей до соседнего здания), что было зафиксировано в предписании, выданном обществу по результатам внеплановой выездной проверки Управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Суд первой инстанции, с выводами которого согласились вышестоящие суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, а также установив, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ранее выявленное нарушение обществом требований пожарной безопасности полностью устранено (путем подготовки расчетов пожарных рисков и выполнения мероприятий, указанных в них), предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности снято с контроля, отказал в удовлетворении исковых требований о расторжении договора аренды <8>.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В деле N А56-67514/2021 основанием для обращения комитета в арбитражный суд с требованием о расторжении ранее заключенного с обществом (арендатор) договора аренды послужило нарушение последним положений договора, обязывающих арендатора при использовании участка соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а именно нарушение требований пожарной безопасности (арендатором не было выдержано противопожарное расстояние от открытой площадки для хранения легковых автомобилей до соседнего здания), что было зафиксировано в предписании, выданном обществу по результатам внеплановой выездной проверки Управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Суд первой инстанции, с выводами которого согласились вышестоящие суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, а также установив, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ранее выявленное нарушение обществом требований пожарной безопасности полностью устранено (путем подготовки расчетов пожарных рисков и выполнения мероприятий, указанных в них), предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности снято с контроля, отказал в удовлетворении исковых требований о расторжении договора аренды <8>.