Пояснительная записка к законопроекту
Подборка наиболее важных документов по запросу Пояснительная записка к законопроекту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 2 ст. 1 закона Архангельской области от 03.04.2015 N 262-15-ОЗ "О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым право на применение нулевой налоговой ставки имеют индивидуальные предприниматели при условии соответствия уровня доходов размеру, указанному в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2015. Налогоплательщик полагал, что имеет право на применение нулевой ставки в 2018 году при условии, что размер доходов, полученных за налоговой период, не превышает 79 млн. 740 тыс. рублей, т.е. установленный в п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,329, установленный Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год". Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя права применять нулевую ставку, поскольку на основании п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,147, установленный Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год". КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что необходимость определять размер предельного дохода для целей применения нулевой ставки именно в размере, установленном на 2015 год, подтверждается пояснительной запиской к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год, законодатель Архангельской области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31 декабря 2015 года, что не предполагало возможность применения данной нормы в ином истолковании с учетом последующих изменений нормативных показателей, влияющих на налоговые обязательства в рамках УСН. Уровень дохода, установленный в соответствии с положениями НК РФ по состоянию на 31 декабря 2015 года, подлежит учету не только в 2016 году, но и во всех последующих налоговых периодах без ежегодного изменения данного показателя независимо от уровня инфляции. КС РФ отметил, что оспариваемая норма не вносит сомнения, противоречия и неясность в права и обязанности налогоплательщиков, не порождает противоречивую правоприменительную практику, соответствует принципам правовой определенности, законности и равенства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 2 ст. 1 закона Архангельской области от 03.04.2015 N 262-15-ОЗ "О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым право на применение нулевой налоговой ставки имеют индивидуальные предприниматели при условии соответствия уровня доходов размеру, указанному в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2015. Налогоплательщик полагал, что имеет право на применение нулевой ставки в 2018 году при условии, что размер доходов, полученных за налоговой период, не превышает 79 млн. 740 тыс. рублей, т.е. установленный в п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,329, установленный Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год". Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя права применять нулевую ставку, поскольку на основании п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,147, установленный Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год". КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что необходимость определять размер предельного дохода для целей применения нулевой ставки именно в размере, установленном на 2015 год, подтверждается пояснительной запиской к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год, законодатель Архангельской области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31 декабря 2015 года, что не предполагало возможность применения данной нормы в ином истолковании с учетом последующих изменений нормативных показателей, влияющих на налоговые обязательства в рамках УСН. Уровень дохода, установленный в соответствии с положениями НК РФ по состоянию на 31 декабря 2015 года, подлежит учету не только в 2016 году, но и во всех последующих налоговых периодах без ежегодного изменения данного показателя независимо от уровня инфляции. КС РФ отметил, что оспариваемая норма не вносит сомнения, противоречия и неясность в права и обязанности налогоплательщиков, не порождает противоречивую правоприменительную практику, соответствует принципам правовой определенности, законности и равенства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Данная информация объективно подтверждается содержанием пояснительной записки к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год с итоговой суммой предельного дохода в 68 млн. 820 тыс. рублей. Тем самым законодатель области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31.12.2015, что не предполагало возможность ее применения в ином истолковании.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Данная информация объективно подтверждается содержанием пояснительной записки к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год с итоговой суммой предельного дохода в 68 млн. 820 тыс. рублей. Тем самым законодатель области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31.12.2015, что не предполагало возможность ее применения в ином истолковании.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)"
(утв. ГД ФС РФ)Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и почему ее достижение возможно только образом, предлагаемом в законопроекте, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта с фактическими данными или судебной практикой должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту.
(утв. ГД ФС РФ)Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и почему ее достижение возможно только образом, предлагаемом в законопроекте, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта с фактическими данными или судебной практикой должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту.
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД
(ред. от 13.05.2025)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:
(ред. от 13.05.2025)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:
Статья: Некоторые правоприменительные аспекты воздушной перевозки грузов: современное состояние и "цифровые" перспективы
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Учитывая цифровые тенденции, свойственные транспортной системе, законодатель внес соответствующие изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) <7>, которые в первую очередь коснулись нормативного признания существования на ряду с пилотируемым беспилотного воздушного судна. Так, в п. 5 ст. 32 ВК РФ появилась легальная дефиниция "беспилотного воздушного судна" (далее по тексту также - БВС), под которым законодатель предложил понимать "воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)" <8>. В пояснительной записке к законопроекту, которым были внесены обозначенные дополнения, отмечалось, что внедрение БВС детерминировано нуждами современной экономики, что предполагает их использование не только в сфере оборонно-промышленного комплекса, но и в сфере гражданской авиации. Однако разработчики соответствующего законопроекта подчеркнули, что несмотря на то, что родовым признаком БВС является воздушное судно, что предполагает применимость к БВС большинства норм воздушного законодательства, законодателю требует учесть особенности применения указанного законодательства применительно к БВС <9>.
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Учитывая цифровые тенденции, свойственные транспортной системе, законодатель внес соответствующие изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) <7>, которые в первую очередь коснулись нормативного признания существования на ряду с пилотируемым беспилотного воздушного судна. Так, в п. 5 ст. 32 ВК РФ появилась легальная дефиниция "беспилотного воздушного судна" (далее по тексту также - БВС), под которым законодатель предложил понимать "воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)" <8>. В пояснительной записке к законопроекту, которым были внесены обозначенные дополнения, отмечалось, что внедрение БВС детерминировано нуждами современной экономики, что предполагает их использование не только в сфере оборонно-промышленного комплекса, но и в сфере гражданской авиации. Однако разработчики соответствующего законопроекта подчеркнули, что несмотря на то, что родовым признаком БВС является воздушное судно, что предполагает применимость к БВС большинства норм воздушного законодательства, законодателю требует учесть особенности применения указанного законодательства применительно к БВС <9>.
Статья: Развитие конкуренции как цель нового законодательства о платформенной экономике в Российской Федерации
(Попондопуло В.Ф., Петров Д.А., Силина Е.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)И хотя из названия самого Закона следует, что он посвящен лишь отдельным вопросам регулирования платформенной экономики в Российской Федерации, целеполагание у его разработчиков было иным. Как следует из первого абзаца Пояснительный записки к проекту Закона о ПЭ <4>, он был разработан в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, правовых условий развития и функционирования таких платформ.
(Попондопуло В.Ф., Петров Д.А., Силина Е.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)И хотя из названия самого Закона следует, что он посвящен лишь отдельным вопросам регулирования платформенной экономики в Российской Федерации, целеполагание у его разработчиков было иным. Как следует из первого абзаца Пояснительный записки к проекту Закона о ПЭ <4>, он был разработан в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, правовых условий развития и функционирования таких платформ.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на расширение гарантий и компенсаций лицам, в наибольшей степени нуждающимся в поддержке государства ввиду проживания на территориях с суровыми природно-климатическими условиями, которым требуется компенсация как негативного влияния на их здоровье, так и существенных затрат на достойную жизнь, в том числе связанных с обучением, лечением и отдыхом.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на расширение гарантий и компенсаций лицам, в наибольшей степени нуждающимся в поддержке государства ввиду проживания на территориях с суровыми природно-климатическими условиями, которым требуется компенсация как негативного влияния на их здоровье, так и существенных затрат на достойную жизнь, в том числе связанных с обучением, лечением и отдыхом.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке товаров в лизинг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка услуг лизинга не относится к отношениям, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, или к закупкам, сведения о которых заказчики вправе не размещать в ЕИС (ч. 4 ст. 1, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что исключения, предусмотренные п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ для кредитных организаций и госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" и связанные с реализацией лизинговых и межбанковских операций, относятся к случаям, когда эти организации являются лизингодателями и приобретают имущество для исполнения договора лизинга. Такой вывод можно сделать на основании пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка услуг лизинга не относится к отношениям, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, или к закупкам, сведения о которых заказчики вправе не размещать в ЕИС (ч. 4 ст. 1, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что исключения, предусмотренные п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ для кредитных организаций и госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" и связанные с реализацией лизинговых и межбанковских операций, относятся к случаям, когда эти организации являются лизингодателями и приобретают имущество для исполнения договора лизинга. Такой вывод можно сделать на основании пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Статья: Определение и обоснование цены договора по Закону N 223-ФЗ
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)В настоящее время в КоАП РФ отсутствуют какие-либо санкции за несоблюдение таких правил. И как следовало из указанной ранее пояснительной записки, законопроектом умышленно не предусматривались обязательные требования, оценка соблюдения которых должна осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)В настоящее время в КоАП РФ отсутствуют какие-либо санкции за несоблюдение таких правил. И как следовало из указанной ранее пояснительной записки, законопроектом умышленно не предусматривались обязательные требования, оценка соблюдения которых должна осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Статья: Валютное право в изменяющемся мире: динамика парадигмы и новые тенденции
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<18> Оперативное антисанкционное регулирование осуществлялось и осуществляется главным образом на уровне подзаконных актов. Вместе с тем к числу изменений антисанкционной направленности, внесенных в Федеральный закон N 173-ФЗ, можно отнести уточнение понятия уполномоченных банков: уполномоченными банками стали признаваться филиалы иностранных банков. Согласно Пояснительной записке к проекту федерального закона N 676816-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (8 августа 2024 г. принят Федеральный закон N 275-ФЗ) данные изменения направлены на создание условий для развития системы международных расчетов, а также привлечение иностранных инвестиций для финансирования экономики. См.: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/676816-8 (дата обращения: 23.07.2025).
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<18> Оперативное антисанкционное регулирование осуществлялось и осуществляется главным образом на уровне подзаконных актов. Вместе с тем к числу изменений антисанкционной направленности, внесенных в Федеральный закон N 173-ФЗ, можно отнести уточнение понятия уполномоченных банков: уполномоченными банками стали признаваться филиалы иностранных банков. Согласно Пояснительной записке к проекту федерального закона N 676816-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (8 августа 2024 г. принят Федеральный закон N 275-ФЗ) данные изменения направлены на создание условий для развития системы международных расчетов, а также привлечение иностранных инвестиций для финансирования экономики. См.: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/676816-8 (дата обращения: 23.07.2025).
Статья: Трансформация уголовного законодательства на современном этапе
(Шевелева С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)<18> См. Пояснительная записка / Законопроект N 130406-8 федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bin/130406-8.
(Шевелева С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)<18> См. Пояснительная записка / Законопроект N 130406-8 федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bin/130406-8.
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках исполнения указанного Постановления Конституционного Суда РФ и были внесены соответствующие изменений в УК РФ (Пояснительная записка к Проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках исполнения указанного Постановления Конституционного Суда РФ и были внесены соответствующие изменений в УК РФ (Пояснительная записка к Проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Статья: Медиация: факторы, влияющие на востребованность процедуры
(Соломеина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Начать следует с ожиданий, высказывавшихся при принятии Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - ФЗ "О медиации"). В Пояснительной записке к проекту федерального закона N 341071-5 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <7> в качестве одной из целей его разработки было указано снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Очевидно, что для достижения поставленной цели была необходима и разработка мероприятий, позволяющих это обеспечить. Как такового принятия Закона, регулирующего применение процедуры медиации, было явно недостаточно. Справедливости ради следует отметить, что одновременно с принятием указанного Закона были внесены изменения и в цивилистическое процессуальное законодательство (ГПК РФ, АПК РФ), предусматривавшие возможность: применения процедуры медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда; отложения судебного разбирательства на период проведения медиации; утверждения медиативного соглашения в качестве мирового. Однако и эти нововведения в процессуальные Кодексы, как видим, не позволили обеспечить достижения поставленной цели: судебная нагрузка растет год от года, процент дел, для урегулирования которых была применена процедура медиации, остается практически неизменным.
(Соломеина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Начать следует с ожиданий, высказывавшихся при принятии Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - ФЗ "О медиации"). В Пояснительной записке к проекту федерального закона N 341071-5 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <7> в качестве одной из целей его разработки было указано снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Очевидно, что для достижения поставленной цели была необходима и разработка мероприятий, позволяющих это обеспечить. Как такового принятия Закона, регулирующего применение процедуры медиации, было явно недостаточно. Справедливости ради следует отметить, что одновременно с принятием указанного Закона были внесены изменения и в цивилистическое процессуальное законодательство (ГПК РФ, АПК РФ), предусматривавшие возможность: применения процедуры медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда; отложения судебного разбирательства на период проведения медиации; утверждения медиативного соглашения в качестве мирового. Однако и эти нововведения в процессуальные Кодексы, как видим, не позволили обеспечить достижения поставленной цели: судебная нагрузка растет год от года, процент дел, для урегулирования которых была применена процедура медиации, остается практически неизменным.
Статья: Токенизация информации, относящейся к коммерческой тайне
(Федоров П.Г.)
("Право и экономика", 2025, N 8)<8> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: www.sozd.duma.gov.ru/.
(Федоров П.Г.)
("Право и экономика", 2025, N 8)<8> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: www.sozd.duma.gov.ru/.