Пояснительная записка к проекту
Подборка наиболее важных документов по запросу Пояснительная записка к проекту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ: По общему правилу субъект РФ вправе изменить ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности или в неразграниченной госсобственности, в связи с актуализацией кадастровой стоимости этих участков
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФУстановление ставок арендной платы в процентах от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности не нарушен.
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФУстановление ставок арендной платы в процентах от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности не нарушен.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 169 "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности" ГК РФПо смыслу приведенной выше правовой нормы и акта ее толкования в доход Российской Федерации все полученное сторонами, действовавшими умышленно, по ничтожной сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, можно взыскать только в случаях, предусмотренных законом. Такое толкование закона соответствует замыслу законодателя, изложенному в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании которого впоследствии был принят Федеральный закон от 7 июля 2013 года N 100-ФЗ, внесший изменения в ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в названной пояснительной записке указано, что основная реформа содержания ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной антисоциальным сделкам, сводится к исключению из данного Кодекса изъятия в доход государства всего полученного по соответствующей сделке сторонами, действующими умышленно. Изъятие в доход государства возможно только в случаях, специально предусмотренных законом. В частности, в случае совершения сделки, предметом которой является деяние, обладающее признаками преступления (дача взятки, наем убийц, исполнителей террористических актов и проч.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)"
(утв. ГД ФС РФ)Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и почему ее достижение возможно только образом, предлагаемом в законопроекте, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта с фактическими данными или судебной практикой должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту.
(утв. ГД ФС РФ)Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и почему ее достижение возможно только образом, предлагаемом в законопроекте, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта с фактическими данными или судебной практикой должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту.
Готовое решение: В каком порядке разрабатываются и утверждаются должностные инструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Проект профессионального стандарта может быть отклонен Минтрудом России, если представленный разработчиком комплект документов неполный или проект и пояснительная записка к нему не соответствуют макету профессионального стандарта и (или) методическим рекомендациям по разработке и актуализации профессионального стандарта (п. 13 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)Проект профессионального стандарта может быть отклонен Минтрудом России, если представленный разработчиком комплект документов неполный или проект и пояснительная записка к нему не соответствуют макету профессионального стандарта и (или) методическим рекомендациям по разработке и актуализации профессионального стандарта (п. 13 Правил).
Готовое решение: Как внести изменения в устав бюджетного или казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок представления пояснительной записки к проекту правового акта муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом ОМСУ (ч. 4 ст. 52 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок представления пояснительной записки к проекту правового акта муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом ОМСУ (ч. 4 ст. 52 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025).
Статья: К вопросу о правовом положении туристического агрегатора
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Согласно пояснительной записке, проект разработан для создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Согласно пояснительной записке, проект разработан для создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке товаров в лизинг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка услуг лизинга не относится к отношениям, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, или к закупкам, сведения о которых заказчики вправе не размещать в ЕИС (ч. 4 ст. 1, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что исключения, предусмотренные п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ для кредитных организаций и госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" и связанные с реализацией лизинговых и межбанковских операций, относятся к случаям, когда эти организации являются лизингодателями и приобретают имущество для исполнения договора лизинга. Такой вывод можно сделать на основании пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка услуг лизинга не относится к отношениям, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, или к закупкам, сведения о которых заказчики вправе не размещать в ЕИС (ч. 4 ст. 1, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, что исключения, предусмотренные п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ для кредитных организаций и госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" и связанные с реализацией лизинговых и межбанковских операций, относятся к случаям, когда эти организации являются лизингодателями и приобретают имущество для исполнения договора лизинга. Такой вывод можно сделать на основании пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Готовое решение: Как зарегистрировать опасный производственный объект
(КонсультантПлюс, 2025)Если проектная документация ОПО, разработанная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, не содержит подраздела "Технологические решения", нужно представить документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для этого подраздела. По мнению Ростехнадзора, вместо текстовой части подраздела "Технологические решения" достаточно подать пояснительную записку к проекту, которая содержит сведения, позволяющие выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности в соответствии с Законом о промышленной безопасности (пп. 4 п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО, пп. 4 п. 20 Регламента по регистрации ОПО, Письмо Ростехнадзора от 26.11.2018 N 11-00-15/15221);
(КонсультантПлюс, 2025)Если проектная документация ОПО, разработанная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, не содержит подраздела "Технологические решения", нужно представить документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для этого подраздела. По мнению Ростехнадзора, вместо текстовой части подраздела "Технологические решения" достаточно подать пояснительную записку к проекту, которая содержит сведения, позволяющие выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности в соответствии с Законом о промышленной безопасности (пп. 4 п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО, пп. 4 п. 20 Регламента по регистрации ОПО, Письмо Ростехнадзора от 26.11.2018 N 11-00-15/15221);
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту Закона 2019 г. N 264-ФЗ, он разработан в связи с трансграничным характером оказания платежных услуг и в целях обеспечения национальной безопасности, целостности платежного пространства страны; в законопроекте устанавливаются требования к приему на территории России электронных кошельков и других электронных средств платежа, эмитируемых иностранными поставщиками платежных услуг (AliPay, WeChat и т.п.); данные требования направлены на обеспечение своевременных расчетов иностранных поставщиков платежных услуг с российскими банками, минимизацию рисков в сферах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и информационной безопасности; одновременно, для иностранных поставщиков платежных услуг предусматривается запрет оказания услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставления им электронных средств платежа.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту Закона 2019 г. N 264-ФЗ, он разработан в связи с трансграничным характером оказания платежных услуг и в целях обеспечения национальной безопасности, целостности платежного пространства страны; в законопроекте устанавливаются требования к приему на территории России электронных кошельков и других электронных средств платежа, эмитируемых иностранными поставщиками платежных услуг (AliPay, WeChat и т.п.); данные требования направлены на обеспечение своевременных расчетов иностранных поставщиков платежных услуг с российскими банками, минимизацию рисков в сферах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и информационной безопасности; одновременно, для иностранных поставщиков платежных услуг предусматривается запрет оказания услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставления им электронных средств платежа.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона N 529630-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" суть проекта заключалась в том, чтобы налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации мог разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган, получив доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, мог проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона N 529630-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" суть проекта заключалась в том, чтобы налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации мог разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган, получив доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, мог проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Как указано в пояснительной записке, проект подготовлен в связи с имеющимися случаями отказа работодателей в предоставлении работникам дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда из-за неправильной трактовки нормы ч. 3 ст. 121 ТК РФ, предусматривающей, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Как указано в пояснительной записке, проект подготовлен в связи с имеющимися случаями отказа работодателей в предоставлении работникам дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда из-за неправильной трактовки нормы ч. 3 ст. 121 ТК РФ, предусматривающей, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.