Пояс зоны санитарной охраны
Подборка наиболее важных документов по запросу Пояс зоны санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Продажа государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...оспариваемый отказ о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне санитарной охраны в пределах первого пояса зоны санитарной охраны и, следовательно, является ограниченным в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность...
(КонсультантПлюс, 2025)...оспариваемый отказ о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне санитарной охраны в пределах первого пояса зоны санитарной охраны и, следовательно, является ограниченным в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность...
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 27 "Ограничения оборотоспособности земельных участков" ЗК РФ"Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что спорный участок относится ко второму поясу зон санитарной охраны водных объектов, в связи с чем ограничен в обороте по смыслу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и не может быть передан обществу в собственность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд кассационной инстанции также не согласен с доводом заявителей жалобы о том, что при расчете суммы неосновательного обогащения необходимо было учитывать размер земельного налога, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, а именно, расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд кассационной инстанции также не согласен с доводом заявителей жалобы о том, что при расчете суммы неосновательного обогащения необходимо было учитывать размер земельного налога, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, а именно, расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований -
(ред. от 04.11.2025)2. Использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований -
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В иске, в частности, отмечается, что использование спорного земельного участка без ограничений, обусловленных его вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В иске, в частности, отмечается, что использование спорного земельного участка без ограничений, обусловленных его вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Кроме того, органы власти не имеют права разрешать (в том числе в виде общего дозволения) водопользователям, чтобы последние мешали иным участникам водных отношений нормально использовать соответствующий водный объект в законных целях. Так, Апелляционной коллегией ВС РФ признаны недействующими абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и п. 3.3.3.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) <1>. Из аннулированных положений следовало, что они допускают сброс в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Кроме того, органы власти не имеют права разрешать (в том числе в виде общего дозволения) водопользователям, чтобы последние мешали иным участникам водных отношений нормально использовать соответствующий водный объект в законных целях. Так, Апелляционной коллегией ВС РФ признаны недействующими абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и п. 3.3.3.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) <1>. Из аннулированных положений следовало, что они допускают сброс в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<1> Так, с 1980 по 2010 г. (годы введения действующих ограничений по второму поясу зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Московского водопровода) в границах второго пояса зон санитарной охраны в Московской области были построены 7 466 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5 255 индивидуальных жилых домов, 2 153 объекта нежилого назначения. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1260569-7 (дата обращения: 01.11.2023).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<1> Так, с 1980 по 2010 г. (годы введения действующих ограничений по второму поясу зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Московского водопровода) в границах второго пояса зон санитарной охраны в Московской области были построены 7 466 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5 255 индивидуальных жилых домов, 2 153 объекта нежилого назначения. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1260569-7 (дата обращения: 01.11.2023).
Статья: Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
Статья: Минимизация имущественных рисков: важные аспекты в земельных правоотношениях
(Васючкова О.А., Волкова Е.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 5)В силу того что значительная часть земельных участков приобретается именно с целью дальнейшего строительства на них жилых домов, представляется необходимым выделить те охранные зоны, на земельных участках которых размещать жилые помещения запрещено. К ним относятся участки, расположенные в зонах минимальных расстояний магистральных трубопроводов, в охранных зонах кабелей, газопроводов и канализации, в санитарно-защитных зонах коммунальных и промышленных объектов и в зонах, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями. Кроме этого, нельзя возводить жилые помещения на земельных участках, расположенных на береговой полосе, на особо охраняемых природных территориях и в первом поясе и зоне строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны и источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
(Васючкова О.А., Волкова Е.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 5)В силу того что значительная часть земельных участков приобретается именно с целью дальнейшего строительства на них жилых домов, представляется необходимым выделить те охранные зоны, на земельных участках которых размещать жилые помещения запрещено. К ним относятся участки, расположенные в зонах минимальных расстояний магистральных трубопроводов, в охранных зонах кабелей, газопроводов и канализации, в санитарно-защитных зонах коммунальных и промышленных объектов и в зонах, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями. Кроме этого, нельзя возводить жилые помещения на земельных участках, расположенных на береговой полосе, на особо охраняемых природных территориях и в первом поясе и зоне строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны и источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) ЗК, ограничивающий в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 14 ч. 5 ст. 27) и предоставляющий право собственникам земельных участков возводить жилье и иные здания и сооружения, а также производить разрешенные мелиоративные работы в соответствии с санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 40). Кроме того, ст. 42 указанного Кодекса устанавливает для собственников земельных участков и лиц, не являющихся таковыми, обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил и нормативов. В ряде случаев предусматривается полное изъятие земельных участков из оборота (включая их выкуп у собственников) в соответствии с установленным санитарным режимом, а также ограничение их использования в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 3 ст. 96);
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) ЗК, ограничивающий в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 14 ч. 5 ст. 27) и предоставляющий право собственникам земельных участков возводить жилье и иные здания и сооружения, а также производить разрешенные мелиоративные работы в соответствии с санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 40). Кроме того, ст. 42 указанного Кодекса устанавливает для собственников земельных участков и лиц, не являющихся таковыми, обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил и нормативов. В ряде случаев предусматривается полное изъятие земельных участков из оборота (включая их выкуп у собственников) в соответствии с установленным санитарным режимом, а также ограничение их использования в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 3 ст. 96);
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Во-вторых, если речь идет о приватизации земельного участка под объектом недвижимости, то приватизация может быть в принципе невозможна по причине специального режима самой территории, на которой расположен земельный участок. Так, в частности, ограничены в обороте земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, участками, расположенными в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <4>. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, но могут быть объектами иных сделок, в частности могут быть предоставлены в аренду.
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Во-вторых, если речь идет о приватизации земельного участка под объектом недвижимости, то приватизация может быть в принципе невозможна по причине специального режима самой территории, на которой расположен земельный участок. Так, в частности, ограничены в обороте земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, участками, расположенными в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <4>. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, но могут быть объектами иных сделок, в частности могут быть предоставлены в аренду.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Данными изменениями снято законодательное ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Данными изменениями снято законодательное ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.