Повышение рождаемости
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение рождаемости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые правовые аспекты договора оказания репродуктивных услуг
(Демкина Е.А.)
("Гражданское право", 2021, N 3)В статье речь идет о рассмотрении некоторых аспектов договора оказания репродуктивных услуг. Главнейшей задачей любого государства является увеличение рождаемости в стране, тем не менее, ввиду физиологических особенностей организма, появление долгожданного малыша для многих семей - недопустимая роскошь. Поэтому, несмотря на социальную поддержку государства, медицина и технологии также двигались вперед в попытке избавить жизни многих людей и семей от страшного диагноза "бесплодие". Безусловно, что детальная регламентация договора оказания репродуктивных услуг, усложнение юридических составов в отношениях между субъектами гражданского права являются одними из самых значимых факторов, способствующих развитию данных договорных отношений в области репродуктивных услуг.
(Демкина Е.А.)
("Гражданское право", 2021, N 3)В статье речь идет о рассмотрении некоторых аспектов договора оказания репродуктивных услуг. Главнейшей задачей любого государства является увеличение рождаемости в стране, тем не менее, ввиду физиологических особенностей организма, появление долгожданного малыша для многих семей - недопустимая роскошь. Поэтому, несмотря на социальную поддержку государства, медицина и технологии также двигались вперед в попытке избавить жизни многих людей и семей от страшного диагноза "бесплодие". Безусловно, что детальная регламентация договора оказания репродуктивных услуг, усложнение юридических составов в отношениях между субъектами гражданского права являются одними из самых значимых факторов, способствующих развитию данных договорных отношений в области репродуктивных услуг.
Статья: Детский сад: проблемы и их анализ на законодательном уровне
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Российские властные структуры и средства массовой информации с воодушевлением говорят о повышении в стране рождаемости, установлении и повышении размера так называемого материнского капитала. При этом предстоящие трудности родителей об устройстве ребенка в детский сад настолько актуальны, что грустная шутка о том, что записывать ребенка в детский сад немедленно после рождения уже поздно, вполне соответствует действительности.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Российские властные структуры и средства массовой информации с воодушевлением говорят о повышении в стране рождаемости, установлении и повышении размера так называемого материнского капитала. При этом предстоящие трудности родителей об устройстве ребенка в детский сад настолько актуальны, что грустная шутка о том, что записывать ребенка в детский сад немедленно после рождения уже поздно, вполне соответствует действительности.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 31.07.2024 N 387
(ред. от 10.06.2025)
"Об утверждении методических рекомендаций по актуализации региональных программ по повышению рождаемости"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 10.06.2025)
"Об утверждении методических рекомендаций по актуализации региональных программ по повышению рождаемости"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Фактическое супружество: на "волнах" эволюции российской цивилистики
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Следует заметить, что в среде сторонников хотя бы частичного семейно-правового признания фактического брака высказывается опасение, что это может привести к весьма своеобразному отрицательному эффекту: легализация окажется для некоторых мужчин (а возможно, и их большого числа) препятствием для поддержания отношений, которые могут быть квалифицированы как фактическое супружество, и поощрит к менее устойчивым формам <20>. Поэтому авторам представляется разумным компромисс: закрепление возможности установления факта фактического брака - только в связи со смертью одной из сторон и при условии не только длительного совместного проживания, но и отсутствия у одной из них (обеих) зарегистрированного брака <21>. На наш взгляд, это не решит всех значимых проблем, хотя в качестве промежуточного шага заслуживает одобрения. (Впрочем, в цивилистической доктрине, в том числе в рамках дискуссии о способах решения демографической проблемы, высказана и идея о поощрении любых форм взаимоотношений женщины и мужчины - лишь бы это способствовало повышению рождаемости <22>.) В качестве второго шага полагали бы необходимым и справедливым юридическое признание фактических семейных союзов с совместными детьми. По общему правилу данные союзы должны отвечать условиям действительности, применяемым к "законному браку" (ст. 12 - 14 СК РФ). В то же время, поскольку для последнего в случае признания его недействительным действует конструкция добросовестности одной из сторон (ч. 3 - 4 ст. 30 СК РФ), аналогичную возможность следует предусмотреть и для нашего случая <23>. Предлагаемые компромиссные варианты, будучи вполне гуманными, справедливыми и взвешенными (и не противоречащими нормам ч. 4 ст. 67.1, п. "ж.1" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), снизят накал страстей по поводу "аморальности" фактического брака, который представлен не одним миллионом российских граждан, обеспечат защиту их социально значимых интересов.
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Следует заметить, что в среде сторонников хотя бы частичного семейно-правового признания фактического брака высказывается опасение, что это может привести к весьма своеобразному отрицательному эффекту: легализация окажется для некоторых мужчин (а возможно, и их большого числа) препятствием для поддержания отношений, которые могут быть квалифицированы как фактическое супружество, и поощрит к менее устойчивым формам <20>. Поэтому авторам представляется разумным компромисс: закрепление возможности установления факта фактического брака - только в связи со смертью одной из сторон и при условии не только длительного совместного проживания, но и отсутствия у одной из них (обеих) зарегистрированного брака <21>. На наш взгляд, это не решит всех значимых проблем, хотя в качестве промежуточного шага заслуживает одобрения. (Впрочем, в цивилистической доктрине, в том числе в рамках дискуссии о способах решения демографической проблемы, высказана и идея о поощрении любых форм взаимоотношений женщины и мужчины - лишь бы это способствовало повышению рождаемости <22>.) В качестве второго шага полагали бы необходимым и справедливым юридическое признание фактических семейных союзов с совместными детьми. По общему правилу данные союзы должны отвечать условиям действительности, применяемым к "законному браку" (ст. 12 - 14 СК РФ). В то же время, поскольку для последнего в случае признания его недействительным действует конструкция добросовестности одной из сторон (ч. 3 - 4 ст. 30 СК РФ), аналогичную возможность следует предусмотреть и для нашего случая <23>. Предлагаемые компромиссные варианты, будучи вполне гуманными, справедливыми и взвешенными (и не противоречащими нормам ч. 4 ст. 67.1, п. "ж.1" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), снизят накал страстей по поводу "аморальности" фактического брака, который представлен не одним миллионом российских граждан, обеспечат защиту их социально значимых интересов.
Статья: Право на жизнь и производство аборта: уголовно-правовые аспекты
(Чирков Ф.В.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Подобного рода изменения, на первый взгляд, выглядят так, будто существенно ограничивают права женщины. Однако в конституционно-правовом и этическом отношении это не совсем так. Во-первых, как было указано, Конституция РФ не гарантирует женщине права на аборт. Во-вторых, даже если и признавать наличие соматических прав женщины на распоряжение собственным телом, это право, охватывая собой свободу женщины беременеть или не беременеть, не включает в себя с необходимостью возможность прерывания беременности в отсутствие особых обстоятельств. В-третьих, обоснование вводимых ограничений прямо вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права человека могут быть ограничены в интересах прав иных лиц (в данном случае - права плода на жизнь), защиты нравственности (слишком либеральное регулирование абортов с неизбежностью приводит к девальвации ценности человеческой жизни, безответственному сексуальному и репродуктивному поведению) и защиты интересов государственной безопасности (государство в условиях сложной демографической ситуации рассматривает повышение рождаемости одним из своих приоритетов, гарантируя при этом в ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России и что, обеспечивая приоритет семейного воспитания, оно вместе с тем берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения). Кроме того, запрет абортов и ужесточение ответственности за их производство, как и любой правовой запрет, необходимо рассматривать только как часть (наиболее репрессивную) реализуемого в стране курса на поддержку материнства, отцовства и детства и на защиту прав и свобод граждан. В связи с чем реализация предложенных мер может быть эффективной и не приведет к негативным социальным последствиям лишь в том случае, когда в стране в должной мере будут реализовываться провозглашенные социальные программы, в том числе связанные с духовным и нравственным воспитанием граждан.
(Чирков Ф.В.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Подобного рода изменения, на первый взгляд, выглядят так, будто существенно ограничивают права женщины. Однако в конституционно-правовом и этическом отношении это не совсем так. Во-первых, как было указано, Конституция РФ не гарантирует женщине права на аборт. Во-вторых, даже если и признавать наличие соматических прав женщины на распоряжение собственным телом, это право, охватывая собой свободу женщины беременеть или не беременеть, не включает в себя с необходимостью возможность прерывания беременности в отсутствие особых обстоятельств. В-третьих, обоснование вводимых ограничений прямо вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права человека могут быть ограничены в интересах прав иных лиц (в данном случае - права плода на жизнь), защиты нравственности (слишком либеральное регулирование абортов с неизбежностью приводит к девальвации ценности человеческой жизни, безответственному сексуальному и репродуктивному поведению) и защиты интересов государственной безопасности (государство в условиях сложной демографической ситуации рассматривает повышение рождаемости одним из своих приоритетов, гарантируя при этом в ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России и что, обеспечивая приоритет семейного воспитания, оно вместе с тем берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения). Кроме того, запрет абортов и ужесточение ответственности за их производство, как и любой правовой запрет, необходимо рассматривать только как часть (наиболее репрессивную) реализуемого в стране курса на поддержку материнства, отцовства и детства и на защиту прав и свобод граждан. В связи с чем реализация предложенных мер может быть эффективной и не приведет к негативным социальным последствиям лишь в том случае, когда в стране в должной мере будут реализовываться провозглашенные социальные программы, в том числе связанные с духовным и нравственным воспитанием граждан.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В Южной Корее в 2011 г. был принят Закон о возмещении вреда вследствие медицинской небрежности и урегулировании медицинских споров (Medical Malpractice and Mediation of Medical Disputes), которым была введена компенсационная программа для неизбежных медицинских осложнений, связанных с ведением родов. Выплата компенсации потерпевшему производится даже в тех случаях, когда со стороны медицинских работников отсутствовали какие-либо нарушения профессиональных обязанностей. Эту законодательную новеллу рассматривают как составную часть государственной политики, направленной на повышение рождаемости в стране. Подробнее см.: Bae H. Medical Liability in South Korea // Raposo V.L., Beran R.G. Op. cit. P. 278 - 279. Аналогичная компенсационная программа запущена в качестве пилотного проекта в Тайване в 2015 г. См.: Liang Ch.-M., Leflar R., Wu Ch.-Ch. Taiwan's Medical Injury in Action // Emory International Law Review. Vol. 38. P. 60.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В Южной Корее в 2011 г. был принят Закон о возмещении вреда вследствие медицинской небрежности и урегулировании медицинских споров (Medical Malpractice and Mediation of Medical Disputes), которым была введена компенсационная программа для неизбежных медицинских осложнений, связанных с ведением родов. Выплата компенсации потерпевшему производится даже в тех случаях, когда со стороны медицинских работников отсутствовали какие-либо нарушения профессиональных обязанностей. Эту законодательную новеллу рассматривают как составную часть государственной политики, направленной на повышение рождаемости в стране. Подробнее см.: Bae H. Medical Liability in South Korea // Raposo V.L., Beran R.G. Op. cit. P. 278 - 279. Аналогичная компенсационная программа запущена в качестве пилотного проекта в Тайване в 2015 г. См.: Liang Ch.-M., Leflar R., Wu Ch.-Ch. Taiwan's Medical Injury in Action // Emory International Law Review. Vol. 38. P. 60.
Ситуация: Как использовать материнский капитал?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Материнский (семейный) капитал (далее - материнский капитал) - это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Материнский (семейный) капитал (далее - материнский капитал) - это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что Российское государство с начала президентства В.В. Путина принимает меры для решения демографической проблемы <10> (в частности, путем повышения рождаемости). Был введен материнский (семейный) капитал <11> для мотивации рождаемости, оформлены и реализуются соответствующие национальные проекты <12>.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что Российское государство с начала президентства В.В. Путина принимает меры для решения демографической проблемы <10> (в частности, путем повышения рождаемости). Был введен материнский (семейный) капитал <11> для мотивации рождаемости, оформлены и реализуются соответствующие национальные проекты <12>.
Статья: Проблемы и перспективы юридического прогнозирования
(Честнов И.Л.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Постклассическая философия добавляет еще одну проблему к правовому прогнозированию. Она заключается в том, что прогнозы - это ставки в политической борьбе за власть (в широком смысле слова). Так, финансирование научных исследований будет успешнее, если удастся "продать" потенциальным инвесторам тот образ будущего, который им выгоден или интересен. Другой вариант "борьбы за будущее" - акцентуация на реальных или мнимых проблемах, которые наступят и для предотвращения которых требуется все большее дополнительное финансирование. Речь идет о глобальном потеплении, других экологических проблемах, рисках, связанных с увеличением рождаемости и миграцией населения, новых видах преступности, финансовых пузырях, чреватых очередным экономическим кризисом, и др. Кроме того, результаты прогнозов (как и, например, опросов в социологии) влияют на общественное мнение, в определенном смысле формируют его.
(Честнов И.Л.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Постклассическая философия добавляет еще одну проблему к правовому прогнозированию. Она заключается в том, что прогнозы - это ставки в политической борьбе за власть (в широком смысле слова). Так, финансирование научных исследований будет успешнее, если удастся "продать" потенциальным инвесторам тот образ будущего, который им выгоден или интересен. Другой вариант "борьбы за будущее" - акцентуация на реальных или мнимых проблемах, которые наступят и для предотвращения которых требуется все большее дополнительное финансирование. Речь идет о глобальном потеплении, других экологических проблемах, рисках, связанных с увеличением рождаемости и миграцией населения, новых видах преступности, финансовых пузырях, чреватых очередным экономическим кризисом, и др. Кроме того, результаты прогнозов (как и, например, опросов в социологии) влияют на общественное мнение, в определенном смысле формируют его.
Статья: Государственная пошлина: публично-правовые и частноправовые последствия внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
(Лагутин И.Б., Чертушкин С.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Отдельное внимание стоит уделить п. 5 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, согласно которому государственная пошлина при подаче искового заявления о расторжении брака увеличилась в 8 раз и составляет 5 000 руб. Стоит отметить положительное изменение, которое выглядит логичным со стороны законодателя ввиду следующего. На основании Указа Президента РФ от 22 ноября 2023 г. N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" 2024 г. был Годом семьи, что было связано и с актуальной демографической проблемой в Российской Федерации, низкой рождаемостью, о чем неоднократно говорил Президент РФ в течение последних лет <12>. Однако увеличение госпошлины при расторжении брака напрямую не может повлиять на увеличение рождаемости в стране, но может повысить уровень самосознания общества, изменить отношение к институту брака и более осознанно подходить как к созданию, так и разрушению ячейки общества. Логика законодателя здесь очевидна, понятна и согласуется с позицией Президента РФ.
(Лагутин И.Б., Чертушкин С.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Отдельное внимание стоит уделить п. 5 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, согласно которому государственная пошлина при подаче искового заявления о расторжении брака увеличилась в 8 раз и составляет 5 000 руб. Стоит отметить положительное изменение, которое выглядит логичным со стороны законодателя ввиду следующего. На основании Указа Президента РФ от 22 ноября 2023 г. N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" 2024 г. был Годом семьи, что было связано и с актуальной демографической проблемой в Российской Федерации, низкой рождаемостью, о чем неоднократно говорил Президент РФ в течение последних лет <12>. Однако увеличение госпошлины при расторжении брака напрямую не может повлиять на увеличение рождаемости в стране, но может повысить уровень самосознания общества, изменить отношение к институту брака и более осознанно подходить как к созданию, так и разрушению ячейки общества. Логика законодателя здесь очевидна, понятна и согласуется с позицией Президента РФ.