Повышение квалификации тренеров
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение квалификации тренеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок нотариального удостоверения медиативного соглашения: процедурные условия
(Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 4)Наличие дополнительного профессионального образования у медиатора в соответствии с подпунктом 2 пункта 12(1) Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования <3> (далее - Регламент), "нотариус устанавливает на основании... удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке, а также выписки из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". Таким образом, медиатор для обеспечения возможности удостоверения медиативного соглашения должен представить документ о получении дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации. При этом если в действующей редакции части 1 статьи 16 Закона о медиации указано, что это программы дополнительного профессионального образования по вопросам применения медиации, то в редакции данного Закона, действовавшей до 1 сентября 2013 года, осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могли лица, прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 "О программе подготовки медиаторов" функция по утверждению такой программы была возложена на Министерство образования и науки Российской Федерации. С 3 апреля 2011 года вступил в действие Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". Утвержденная им программа являлась дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки (Программа подготовки медиаторов (576 часов)) и состояла из трех образовательных программ повышения квалификации: "Медиация. Базовый курс" (120 часов), "Медиация. Особенности применения медиации" (312 часов), "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов" (144 часа). Лица, успешно освоившие любую из перечисленных программ повышения квалификации, в соответствии с пунктами 4.7, 5.14, 6.8 Программы были вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе (следует отметить, что сами программы могли осваиваться только последовательно). Данный Приказ утратил силу с 30 июня 2017 года в связи с принятием Приказа Минобрнауки России от 22.05.2017 N 445 "О признании утратившим силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". Тем не менее, учитывая, что уже с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в Закон о медиации были внесены изменения и требование о прохождении обучения по программе, "утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации", было заменено на получение дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации, не связывавшего получение такого образования только с обучением по указанным выше программам, следует сделать вывод, что в этот период времени (с 1 сентября 2013 года по 29 июня 2017 года) субъект, желавший стать профессиональным медиатором, мог пройти обучение как по программам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, так и по иным программам, посвященным медиации (с иным названием, количеством часов).
(Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 4)Наличие дополнительного профессионального образования у медиатора в соответствии с подпунктом 2 пункта 12(1) Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования <3> (далее - Регламент), "нотариус устанавливает на основании... удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке, а также выписки из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". Таким образом, медиатор для обеспечения возможности удостоверения медиативного соглашения должен представить документ о получении дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации. При этом если в действующей редакции части 1 статьи 16 Закона о медиации указано, что это программы дополнительного профессионального образования по вопросам применения медиации, то в редакции данного Закона, действовавшей до 1 сентября 2013 года, осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могли лица, прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 "О программе подготовки медиаторов" функция по утверждению такой программы была возложена на Министерство образования и науки Российской Федерации. С 3 апреля 2011 года вступил в действие Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". Утвержденная им программа являлась дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки (Программа подготовки медиаторов (576 часов)) и состояла из трех образовательных программ повышения квалификации: "Медиация. Базовый курс" (120 часов), "Медиация. Особенности применения медиации" (312 часов), "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов" (144 часа). Лица, успешно освоившие любую из перечисленных программ повышения квалификации, в соответствии с пунктами 4.7, 5.14, 6.8 Программы были вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе (следует отметить, что сами программы могли осваиваться только последовательно). Данный Приказ утратил силу с 30 июня 2017 года в связи с принятием Приказа Минобрнауки России от 22.05.2017 N 445 "О признании утратившим силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". Тем не менее, учитывая, что уже с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в Закон о медиации были внесены изменения и требование о прохождении обучения по программе, "утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации", было заменено на получение дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации, не связывавшего получение такого образования только с обучением по указанным выше программам, следует сделать вывод, что в этот период времени (с 1 сентября 2013 года по 29 июня 2017 года) субъект, желавший стать профессиональным медиатором, мог пройти обучение как по программам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, так и по иным программам, посвященным медиации (с иным названием, количеством часов).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)С 2013 года действует федеральная программа подготовки медиаторов, утвержденная Министерством юстиции РФ, которая состоит из трех уровней: "Базовый курс", "Особенности применения медиации" и "Курс подготовки тренеров медиаторов". Для того чтобы начать заниматься медиацией на профессиональной основе достаточно получить свидетельство о повышении квалификации по базовому курсу обучения, но только после прохождения всех ступеней программы медиатору вручается диплом о профессиональной переподготовке <194>. Формы таких документов устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, т.к. реализуются ими на основании лицензии ввиду отсутствия установленных государственных образовательных стандартов и требований по данной программе дополнительного профессионального образования. Несмотря на критику, связанную с тем, что программа готовит "медиаторов-отраслевиков", когда каждый специалист акцентирует внимание на вопросах своей области (психолог - на вопросах коммуникации в ходе медиации, юрист - на составлении соглашений о примирении по итогу процедуры), она продолжает применяться без изменений.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)С 2013 года действует федеральная программа подготовки медиаторов, утвержденная Министерством юстиции РФ, которая состоит из трех уровней: "Базовый курс", "Особенности применения медиации" и "Курс подготовки тренеров медиаторов". Для того чтобы начать заниматься медиацией на профессиональной основе достаточно получить свидетельство о повышении квалификации по базовому курсу обучения, но только после прохождения всех ступеней программы медиатору вручается диплом о профессиональной переподготовке <194>. Формы таких документов устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, т.к. реализуются ими на основании лицензии ввиду отсутствия установленных государственных образовательных стандартов и требований по данной программе дополнительного профессионального образования. Несмотря на критику, связанную с тем, что программа готовит "медиаторов-отраслевиков", когда каждый специалист акцентирует внимание на вопросах своей области (психолог - на вопросах коммуникации в ходе медиации, юрист - на составлении соглашений о примирении по итогу процедуры), она продолжает применяться без изменений.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 01.11.2025 N 611
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" и указаний по ее заполнению"150. В графе 12 (из графы 4) указываются данные о численности тренеров-преподавателей и тренеров по основному месту работы, прошедших повышение квалификации в отчетном периоде.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" и указаний по ее заполнению"150. В графе 12 (из графы 4) указываются данные о численности тренеров-преподавателей и тренеров по основному месту работы, прошедших повышение квалификации в отчетном периоде.
Приказ Росстата от 12.09.2025 N 477
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва" и указаний по ее заполнению"176. В графах 12 и 22 указываются данные о численности тренеров-преподавателей по основному месту работы и внешних совместителей соответственно, прошедших курсы повышения квалификации по физической культуре и спорту в отчетном периоде.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва" и указаний по ее заполнению"176. В графах 12 и 22 указываются данные о численности тренеров-преподавателей по основному месту работы и внешних совместителей соответственно, прошедших курсы повышения квалификации по физической культуре и спорту в отчетном периоде.
Статья: Понижение в должности. Анахронизм советского права или работающий механизм?
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)<11> См., например, Приказы Минздрава России от 31.08.2023 N 458н "Об утверждении порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории", Минспорта РФ от 19.03.2020 N 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров" и др.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)<11> См., например, Приказы Минздрава России от 31.08.2023 N 458н "Об утверждении порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории", Минспорта РФ от 19.03.2020 N 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров" и др.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
Статья: Бухгалтерский учет расходов на наем жилого помещения, услуги гостиницы
(Плошкина Л.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Пример 1. МАУ "Дворец спорта "Вершина" направило своих работников (тренеров-инструкторов) на повышение квалификации в другой город. С целью размещения работников в месте обучения учреждение заключило с коммерческой организацией (общежитием) договор аренды жилого помещения на сумму 50 000 руб. Предварительная оплата по договору внесена в размере 100% путем безналичного перечисления денежных средств с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.
(Плошкина Л.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Пример 1. МАУ "Дворец спорта "Вершина" направило своих работников (тренеров-инструкторов) на повышение квалификации в другой город. С целью размещения работников в месте обучения учреждение заключило с коммерческой организацией (общежитием) договор аренды жилого помещения на сумму 50 000 руб. Предварительная оплата по договору внесена в размере 100% путем безналичного перечисления денежных средств с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
Статья: Краудфандинг как способ активизации участия граждан в решении вопросов местного значения
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Главы муниципальных образований жалуются на нехватку квалифицированных кадров с необходимым опытом работы или на низкую квалификацию имеющегося персонала. Конечно, многие специалисты не испытывают желания ехать в сельскую местность. Хотя в последние годы и были разработаны проекты в целях повышения престижа работы в таких условиях ("Земский доктор", "Земский фельдшер" <6>, "Земский учитель" <7>). Да и властные структуры предлагают новые альтернативные решения (например, программы "Земский тренер" <8>, "Земский работник культуры" <9>).
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Главы муниципальных образований жалуются на нехватку квалифицированных кадров с необходимым опытом работы или на низкую квалификацию имеющегося персонала. Конечно, многие специалисты не испытывают желания ехать в сельскую местность. Хотя в последние годы и были разработаны проекты в целях повышения престижа работы в таких условиях ("Земский доктор", "Земский фельдшер" <6>, "Земский учитель" <7>). Да и властные структуры предлагают новые альтернативные решения (например, программы "Земский тренер" <8>, "Земский работник культуры" <9>).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к тренеру-преподавателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель" (утв. Приказом Минтруда России от 24.12.2020 N 952н) в разд. 3.1 по обобщенной трудовой функции "Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся" к должностям "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель", "тренер-преподаватель по хореографии (акробатике)" установлены следующие квалификационные требования:
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель" (утв. Приказом Минтруда России от 24.12.2020 N 952н) в разд. 3.1 по обобщенной трудовой функции "Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся" к должностям "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель", "тренер-преподаватель по хореографии (акробатике)" установлены следующие квалификационные требования: