Повышение квалификации работника трудовой кодекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение квалификации работника трудовой кодекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Повышение квалификации работника
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 4 ст. 73, ч. 2, 4 ст. 76 Закона об образовании, ст. ст. 187, 197 ТК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 4 ст. 73, ч. 2, 4 ст. 76 Закона об образовании, ст. ст. 187, 197 ТК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 249 "Возмещение затрат, связанных с обучением работника" Трудового кодекса РФ"При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что между сторонами не заключался ни ученический договор, ни какой-либо иной договор на обучение, в связи с чем, в данном случае имело место не профессиональное обучение ответчика или его переобучение с отрывом от работы, а повышение квалификации работника. Следовательно, расходы, понесенные истцом на повышение квалификации ответчика, не относятся к затратам, понесенным работодателем на обучение, по смыслу ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации, и обязанность по их возмещению не может быть возложена на ответчика независимо от невыполнения условий дополнительного соглашения к трудовому договору об отработке до 31 декабря 2024 г."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке работник возмещает работодателю расходы на обучение при увольнении, если обучался за его счет
(КонсультантПлюс, 2025)обучение проводилось в связи с прямым требованием федерального закона (иного нормативного правового акта РФ). Например, вы обязаны за свой счет направлять на повышение квалификации медицинских работников (ч. 4 ст. 196 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 8 ч. 1 ст. 79 Закона об охране здоровья).
(КонсультантПлюс, 2025)обучение проводилось в связи с прямым требованием федерального закона (иного нормативного правового акта РФ). Например, вы обязаны за свой счет направлять на повышение квалификации медицинских работников (ч. 4 ст. 196 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 8 ч. 1 ст. 79 Закона об охране здоровья).
Готовое решение: Как рассчитать и выплатить средний заработок в различных ситуациях
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы рассчитать средний заработок, умножьте сумму среднедневного заработка на количество рабочих дней в периоде нахождения работника на повышении квалификации (ст. 187 ТК РФ, п. 9 Положения о средней заработной плате).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы рассчитать средний заработок, умножьте сумму среднедневного заработка на количество рабочих дней в периоде нахождения работника на повышении квалификации (ст. 187 ТК РФ, п. 9 Положения о средней заработной плате).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
(ред. от 29.09.2025)создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Специалистами в области трудового права высказано мнение, что отношения, возникающие в рамках ученического договора (обоих его видов), относятся к категории трудовых отношений <1>. В качестве обоснования данного вывода приводятся следующие аргументы. Во-первых, данные отношения охватываются предметом трудового права, выступая в качестве "иных непосредственно связанных с трудовыми" отношений по "профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя" <2>. Во-вторых, ст. 205 ТК РФ прямо закрепляет, что "на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда" <3>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Специалистами в области трудового права высказано мнение, что отношения, возникающие в рамках ученического договора (обоих его видов), относятся к категории трудовых отношений <1>. В качестве обоснования данного вывода приводятся следующие аргументы. Во-первых, данные отношения охватываются предметом трудового права, выступая в качестве "иных непосредственно связанных с трудовыми" отношений по "профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя" <2>. Во-вторых, ст. 205 ТК РФ прямо закрепляет, что "на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда" <3>.
Статья: Документы и качество квалификации по опасным профессиям - анализ ситуации и споров: пожарники, котлонадзор, высотники, строители, шахтеры и т.д.
(Гибадуллина З.)
("Трудовое право", 2021, N 2)На период повышения квалификации (обучения) работникам предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 187 ТК РФ, - сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на повышение квалификации (обучение) в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
(Гибадуллина З.)
("Трудовое право", 2021, N 2)На период повышения квалификации (обучения) работникам предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 187 ТК РФ, - сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на повышение квалификации (обучение) в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, предусмотренные главой 26 Трудового кодекса. К таким выплатам не относится средняя заработная плата, выплачиваемая работнику при повышении квалификации с отрывом от работы;
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, предусмотренные главой 26 Трудового кодекса. К таким выплатам не относится средняя заработная плата, выплачиваемая работнику при повышении квалификации с отрывом от работы;
Статья: Участие работников в управлении организацией в государствах - членах ЕАЭС: традиции и новации
(Афанасьев А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Кроме того, ТК РФ предусматривает возможность создания производственных советов, формируемых на добровольной основе из работников организации, которые обычно имеют значительные достижения в своей профессиональной деятельности. Основной задачей производственного совета является подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, внедрению новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников (ч. 1 ст. 22 ТК РФ). Вместе с тем российское законодательство рассматривает производственный совет исключительно как факультативный совещательный орган: его создание зависит от решения работодателя, и он не может заниматься вопросами представительства и защиты социально-трудовых прав работников.
(Афанасьев А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Кроме того, ТК РФ предусматривает возможность создания производственных советов, формируемых на добровольной основе из работников организации, которые обычно имеют значительные достижения в своей профессиональной деятельности. Основной задачей производственного совета является подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, внедрению новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников (ч. 1 ст. 22 ТК РФ). Вместе с тем российское законодательство рассматривает производственный совет исключительно как факультативный совещательный орган: его создание зависит от решения работодателя, и он не может заниматься вопросами представительства и защиты социально-трудовых прав работников.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).