Повышение квалификации по противодействию коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение квалификации по противодействию коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Кроме того, план предусматривает проведение обучения работников административно-управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава университета по дополнительным программам повышения квалификации, связанным с вопросами противодействия коррупции в МГЮА. Так, в соответствии с планом по противодействию коррупции, в марте - апреле 2019 г. была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Противодействие коррупции при осуществлении образовательной деятельности: законодательные положения и практика применения".
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Кроме того, план предусматривает проведение обучения работников административно-управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава университета по дополнительным программам повышения квалификации, связанным с вопросами противодействия коррупции в МГЮА. Так, в соответствии с планом по противодействию коррупции, в марте - апреле 2019 г. была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Противодействие коррупции при осуществлении образовательной деятельности: законодательные положения и практика применения".
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)Информирование, консультирование и обучение работников
(утв. Минтрудом России)Информирование, консультирование и обучение работников
Статья: Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Для реализации данных направлений создаются общественные палаты, экспертные советы, научно-консультативные организации, общественные советы и другие институты гражданского общества, основными задачами которых является содействие государству в предупреждении, выявлении и пресечении коррупционных практик; выявление и устранение коррупциогенных факторов, присутствующих в законодательстве, и т.д. Формируются (в том числе при финансовой поддержке государства) неправительственные организации, основным направлением деятельности которых является противодействие коррупции. Кроме того, предусматривается участие представителей гражданского общества в конкурсных, аттестационных, квалификационных и иных комиссиях в качестве независимых экспертов. Идет процесс по увеличению количества государственно-властных решений, для вынесения которых требуется предварительное общественное обсуждение.
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Для реализации данных направлений создаются общественные палаты, экспертные советы, научно-консультативные организации, общественные советы и другие институты гражданского общества, основными задачами которых является содействие государству в предупреждении, выявлении и пресечении коррупционных практик; выявление и устранение коррупциогенных факторов, присутствующих в законодательстве, и т.д. Формируются (в том числе при финансовой поддержке государства) неправительственные организации, основным направлением деятельности которых является противодействие коррупции. Кроме того, предусматривается участие представителей гражданского общества в конкурсных, аттестационных, квалификационных и иных комиссиях в качестве независимых экспертов. Идет процесс по увеличению количества государственно-властных решений, для вынесения которых требуется предварительное общественное обсуждение.
Статья: Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Как следует из отчета Института за 2022 г. <10>, им было оказано почти шесть тысяч различных консультаций, подготовлено 203 методических материала, среди которых типовые муниципальные правовые акты, рекомендации по судебной защите интересов муниципальных образований, организации работы административных комиссий и т.д. Проводится обучение по восьми курсам повышения квалификации, на которых рассматриваются вопросы, начиная от правотворческой деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции в муниципальных образованиях и заканчивая вопросами грамотной информационной политики и деловой русской речи. С учетом актуальных вопросов, с которыми столкнулись муниципальные образования Красноярского края после серии масштабных лесных и ландшафтных пожаров в мае 2022 г., Институтом была разработана уникальная образовательная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании" <11>. Целью данной образовательной программы стало формирование управленческих компетенций у должностных лиц муниципальных образований при разрешении вопроса местного значения, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании. В 2022 г. выпускниками курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, стали 543 слушателя из числа должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений Красноярского края.
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Как следует из отчета Института за 2022 г. <10>, им было оказано почти шесть тысяч различных консультаций, подготовлено 203 методических материала, среди которых типовые муниципальные правовые акты, рекомендации по судебной защите интересов муниципальных образований, организации работы административных комиссий и т.д. Проводится обучение по восьми курсам повышения квалификации, на которых рассматриваются вопросы, начиная от правотворческой деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции в муниципальных образованиях и заканчивая вопросами грамотной информационной политики и деловой русской речи. С учетом актуальных вопросов, с которыми столкнулись муниципальные образования Красноярского края после серии масштабных лесных и ландшафтных пожаров в мае 2022 г., Институтом была разработана уникальная образовательная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании" <11>. Целью данной образовательной программы стало формирование управленческих компетенций у должностных лиц муниципальных образований при разрешении вопроса местного значения, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании. В 2022 г. выпускниками курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, стали 543 слушателя из числа должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений Красноярского края.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Так, высшим органом исполнительной власти региона в целях развития эффективного взаимодействия между уровнями государственной и муниципальной власти через предоставление консультационно-методических, образовательных и информационных услуг образовано Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" <16>, которое в том числе осуществляет разработку и реализацию практико-ориентированных курсов по организации деятельности в области противодействия коррупции на уровне местного самоуправления <17>. Такая практика уникальна для Сибирского региона - учреждение представляет собой формат центра компетенций по указанным вопросам и охватывает на сегодняшний день образовательно-экспертной деятельностью не только муниципалитеты Красноярского края, но и транслирует положительный опыт в этой сфере в другие субъекты Российской Федерации через серию совместных проектов <18>.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Так, высшим органом исполнительной власти региона в целях развития эффективного взаимодействия между уровнями государственной и муниципальной власти через предоставление консультационно-методических, образовательных и информационных услуг образовано Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" <16>, которое в том числе осуществляет разработку и реализацию практико-ориентированных курсов по организации деятельности в области противодействия коррупции на уровне местного самоуправления <17>. Такая практика уникальна для Сибирского региона - учреждение представляет собой формат центра компетенций по указанным вопросам и охватывает на сегодняшний день образовательно-экспертной деятельностью не только муниципалитеты Красноярского края, но и транслирует положительный опыт в этой сфере в другие субъекты Российской Федерации через серию совместных проектов <18>.
Статья: Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации: основные тенденции и проблемные вопросы
(Панькин А.А., Макушкин Е.М.)
("Российский следователь", 2023, N 5)Первая ситуация предполагает добывание или получение оперативной информации подразделениями по противодействию коррупции о подготавливающемся должностном преступлении. Поступившая информация проверяется, систематизируется и оценивается в рамках дела оперативного учета. После чего санкционируется проведение оперативного эксперимента, в рамках которого фиксируется получение должностным лицом таможенных органов денежных средств в качестве взятки за "совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе" <11>. Основной проблемой рассмотренной ситуации выступают высокая латентность коррупционных преступлений и "криминальная профессиональность" <12> лиц, осуществляющих преступные замыслы, что усложняет получение оперативной информации и предупреждение совершения преступления. Должностные лица подразделений по противодействию коррупции ФТС России должны обладать высоким уровнем профессиональных навыков, осуществлять систематическую переподготовку и повышение квалификации в целях повышения степени осведомленности о современных методах и способах совершения преступлений коррупционной направленности.
(Панькин А.А., Макушкин Е.М.)
("Российский следователь", 2023, N 5)Первая ситуация предполагает добывание или получение оперативной информации подразделениями по противодействию коррупции о подготавливающемся должностном преступлении. Поступившая информация проверяется, систематизируется и оценивается в рамках дела оперативного учета. После чего санкционируется проведение оперативного эксперимента, в рамках которого фиксируется получение должностным лицом таможенных органов денежных средств в качестве взятки за "совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе" <11>. Основной проблемой рассмотренной ситуации выступают высокая латентность коррупционных преступлений и "криминальная профессиональность" <12> лиц, осуществляющих преступные замыслы, что усложняет получение оперативной информации и предупреждение совершения преступления. Должностные лица подразделений по противодействию коррупции ФТС России должны обладать высоким уровнем профессиональных навыков, осуществлять систематическую переподготовку и повышение квалификации в целях повышения степени осведомленности о современных методах и способах совершения преступлений коррупционной направленности.
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)Минимальный срок обучения по программе повышения квалификации составляет 16 часов для специалиста, в том числе контрактного управляющего. Срок обучения по программе профессиональной переподготовки - не менее 250 часов (Приказ Минобрнауки России от 24.03.2025 N 266). Ранее было рекомендовано пройти повышение квалификации и профессиональную переподготовку в сфере закупок в объеме не менее 108 часов (Письмо Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015).
(КонсультантПлюс, 2025)Минимальный срок обучения по программе повышения квалификации составляет 16 часов для специалиста, в том числе контрактного управляющего. Срок обучения по программе профессиональной переподготовки - не менее 250 часов (Приказ Минобрнауки России от 24.03.2025 N 266). Ранее было рекомендовано пройти повышение квалификации и профессиональную переподготовку в сфере закупок в объеме не менее 108 часов (Письмо Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015).
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Куракин А.В., доктор юридических наук, профессор Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, профессор, Россия, Москва.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Куракин А.В., доктор юридических наук, профессор Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, профессор, Россия, Москва.
Статья: Инновационные криминалистические разработки научной школы криминалистики А.В. Дулова
(Хлус А.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)За почти 50 лет появилось много научных работ, посвященных тактической операции. Например, с 2010 по 2019 г. на платформе eLIBRARY можно обнаружить 262 публикации по проблемам теоретического обоснования тактических операций и их применения в расследовании преступлений <5>. К сожалению, учение о тактической операции, инновационное на момент своей разработки и сохраняющее актуальность, не получило должного признания среди практических работников. Об этом свидетельствует проведенный автором опрос группы следователей, проходивших курсы повышения квалификации в одном из центральных ведомств Республики Беларусь. В опросе участвовало более 20 следователей, из которых подавляющее большинство признали, что не используют в своей практической деятельности тактические операции, а отдельные респонденты даже не вспомнили, что она собой представляет <6>. Полагаем, что этому есть несколько причин.
(Хлус А.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)За почти 50 лет появилось много научных работ, посвященных тактической операции. Например, с 2010 по 2019 г. на платформе eLIBRARY можно обнаружить 262 публикации по проблемам теоретического обоснования тактических операций и их применения в расследовании преступлений <5>. К сожалению, учение о тактической операции, инновационное на момент своей разработки и сохраняющее актуальность, не получило должного признания среди практических работников. Об этом свидетельствует проведенный автором опрос группы следователей, проходивших курсы повышения квалификации в одном из центральных ведомств Республики Беларусь. В опросе участвовало более 20 следователей, из которых подавляющее большинство признали, что не используют в своей практической деятельности тактические операции, а отдельные респонденты даже не вспомнили, что она собой представляет <6>. Полагаем, что этому есть несколько причин.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов: актуальные проблемы и возможные пути их разрешения
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Относительно экспертизы, проводимой непосредственно органами местного самоуправления, согласимся с мнением А.В. Васильева: "При определении арсенала антикоррупционных средств должны реально учитываться возможности муниципальных образований, их специфика" <6>. Действительно, как показывает практика, не во всех муниципальных образованиях наличествуют высококвалифицированные кадры, обладающие знанием обширного массива законодательства и владеющие юридической техникой. В этой связи снижается качество муниципальных правовых актов и зачастую обнаруживается наличие коррупциогенных факторов. В этой связи А.А. Мартынова констатирует важность системного антикоррупционного образования муниципальных служащих, рассматривая его как важнейшую составляющую антикоррупционной политики <7>. На наш взгляд, нужно уделить должное внимание их обучению, например, в рамках курсов повышения квалификации. Актуальным предстает и привлечение выпускников по юридическим направлениям подготовки и направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" к работе в органах местного самоуправления.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Относительно экспертизы, проводимой непосредственно органами местного самоуправления, согласимся с мнением А.В. Васильева: "При определении арсенала антикоррупционных средств должны реально учитываться возможности муниципальных образований, их специфика" <6>. Действительно, как показывает практика, не во всех муниципальных образованиях наличествуют высококвалифицированные кадры, обладающие знанием обширного массива законодательства и владеющие юридической техникой. В этой связи снижается качество муниципальных правовых актов и зачастую обнаруживается наличие коррупциогенных факторов. В этой связи А.А. Мартынова констатирует важность системного антикоррупционного образования муниципальных служащих, рассматривая его как важнейшую составляющую антикоррупционной политики <7>. На наш взгляд, нужно уделить должное внимание их обучению, например, в рамках курсов повышения квалификации. Актуальным предстает и привлечение выпускников по юридическим направлениям подготовки и направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" к работе в органах местного самоуправления.
Статья: Профессионализм судей как основа формирования доверия к судебной системе
(Шекшуева О.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)1. Обеспечить прозрачность и открытость процессов судебной системы, включая доступ к информации о решениях и судебных актах. 2. Соблюдать принципы независимости и беспристрастности при принятии решений. 3. Проводить обучение и повышение квалификации судей и других работников судебной системы. 4. Обеспечить эффективную защиту прав и интересов граждан, а также борьбу с коррупцией и нарушениями закона. 5. Улучшить коммуникацию с обществом, в том числе через использование современных технологий и социальных сетей. 6. Разработать механизмы обращения граждан в случае нарушения их прав и интересов судебной системой.
(Шекшуева О.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)1. Обеспечить прозрачность и открытость процессов судебной системы, включая доступ к информации о решениях и судебных актах. 2. Соблюдать принципы независимости и беспристрастности при принятии решений. 3. Проводить обучение и повышение квалификации судей и других работников судебной системы. 4. Обеспечить эффективную защиту прав и интересов граждан, а также борьбу с коррупцией и нарушениями закона. 5. Улучшить коммуникацию с обществом, в том числе через использование современных технологий и социальных сетей. 6. Разработать механизмы обращения граждан в случае нарушения их прав и интересов судебной системой.
Статья: Типичные ошибки адвокатов-защитников в применении уголовного закона при квалификации по объекту и предмету преступления
(Заика С.В.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)<12> Гринько С.Д. Квалификация взяточничества // Закон и право. 2003. N 2. С. 47.
(Заика С.В.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)<12> Гринько С.Д. Квалификация взяточничества // Закон и право. 2003. N 2. С. 47.