Повторное захоронение
Подборка наиболее важных документов по запросу Повторное захоронение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1174 "Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им" ГК РФ"Разрешая спор, установив, что полученные К.Е. со счетов и вкладов умершего ФИО5 денежные средства, являющиеся наследственным имуществом, не были потрачены ответчиком на организацию достойных похорон наследодателя и установление последнему памятника; понесенные ответчиком расходы на повторное приобретение ритуальных принадлежностей, памятника, замену памятника, благоустройство места захоронения являются не уместными расходами, не соответствуют критериям разумности, а также обычаям и традициям, применяемым при погребении, не являлись необходимыми, при этом, понесенные и подтвержденные расходы на погребение возмещены К.Е. ГУ МВД России по Иркутской области; установив, что меры, принятые К.Е. по проведению ремонта в квартире, гаражах, приобретению предметов мебели, бытовой техники, не являются мерами по охране наследственного имущества, равно как и мерами по управлению наследственным имуществом, предусмотренными статьями 1171 - 1174 ГК РФ; расходы, понесенные К.Е. на оплату услуг ФИО8, с учетом ее показаний об оказании услуг по уходу за ФИО5 безвозмездно не являются необходимыми расходами, связанными с болезнью, уходом, содержанием наследодателя; установив, что денежными средствами в сумме 114 977 руб., снятыми до смерти наследодателя, К.Е. распорядилась без каких-либо установленных соглашением или законом оснований самостоятельно, пришел к выводу, что указанные денежные средства получены К.Е. без законных оснований, являются наследственным имуществом ФИО5 и подлежат взысканию с ответчика в размере, предъявленном истцом в сумме 674 617,51 руб. в пользу истца К.О., учитывая равную долю наследников в наследственном имуществе, в связи с чем исковые требования К.О. удовлетворил, в удовлетворении встречных исковых требований К.Е. об исключении из состава наследственного имущества денежных средств, отказал."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование минимизации экологических рисков в строительной сфере. Опыт ЕС
(Лебедев И.М., Старцевс-Апелис В. де, Хейдендорф П.М. де)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)"Экологическая маркировка может быть присуждена продуктам, которые соответствуют целям, изложенным в ст. 1, и которые соответствуют требованиям Сообщества в области здравоохранения, безопасности и окружающей среды" <8>. Обращение с отходами также должно быть переосмыслено. Принцип "от захоронения к повторному использованию, продемонстрированный в сфере обращения с отходами" <9>, задает новый смысл в обращении с отходами строительного производства. В качестве примера приведем российский стандарт - ГОСТ Р 14.01-2005 "Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования" и его концепцию "гармонизации с международными стандартами и директивными документами, с техническими регламентами" <10>, которые способствуют производству экобезопасных строительных материалов, поддерживая уровень экологической безопасности в целях соблюдения требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <11>, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <12> и Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13>.
(Лебедев И.М., Старцевс-Апелис В. де, Хейдендорф П.М. де)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)"Экологическая маркировка может быть присуждена продуктам, которые соответствуют целям, изложенным в ст. 1, и которые соответствуют требованиям Сообщества в области здравоохранения, безопасности и окружающей среды" <8>. Обращение с отходами также должно быть переосмыслено. Принцип "от захоронения к повторному использованию, продемонстрированный в сфере обращения с отходами" <9>, задает новый смысл в обращении с отходами строительного производства. В качестве примера приведем российский стандарт - ГОСТ Р 14.01-2005 "Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования" и его концепцию "гармонизации с международными стандартами и директивными документами, с техническими регламентами" <10>, которые способствуют производству экобезопасных строительных материалов, поддерживая уровень экологической безопасности в целях соблюдения требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <11>, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <12> и Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13>.
Статья: Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Данная статистика демонстрирует крайне неэффективную систему управления строительными отходами, при которой большая часть строительных отходов, которая могла быть повторно использована, не перерабатывается. Согласно действующему правовому регулированию региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение только твердых коммунальных отходов, при этом строительные отходы не относятся к твердым коммунальным отходам, а соответственно, на региональном операторе не лежит обязанность по транспортировке и утилизации этих отходов. Также стоит отметить, что, так как нет обязанности по созданию отдельных площадок под накопление строительных отходов, они все вывозятся на площадки по накоплению твердых коммунальных отходов и фактически перемешиваются с ними, что затрудняет дальнейшую сортировку и переработку.
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Данная статистика демонстрирует крайне неэффективную систему управления строительными отходами, при которой большая часть строительных отходов, которая могла быть повторно использована, не перерабатывается. Согласно действующему правовому регулированию региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение только твердых коммунальных отходов, при этом строительные отходы не относятся к твердым коммунальным отходам, а соответственно, на региональном операторе не лежит обязанность по транспортировке и утилизации этих отходов. Также стоит отметить, что, так как нет обязанности по созданию отдельных площадок под накопление строительных отходов, они все вывозятся на площадки по накоплению твердых коммунальных отходов и фактически перемешиваются с ними, что затрудняет дальнейшую сортировку и переработку.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. При установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов повторный учет одних и тех же расходов, относимых к осуществлению деятельности по захоронению и (или) обработке твердых коммунальных отходов, при установлении таких тарифов не допускается.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. При установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов повторный учет одних и тех же расходов, относимых к осуществлению деятельности по захоронению и (или) обработке твердых коммунальных отходов, при установлении таких тарифов не допускается.
Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области"24.3. Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утратившие свои потребительские свойства и ставшие непригодными для использования по прямому назначению, могут быть вывезены с территории Особой экономической зоны на остальную часть территории Российской Федерации в целях захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом без помещения под таможенные процедуры при условии их уничтожения способом, не предполагающим образования вторичных ресурсов, пригодных для повторного использования в целях производства новых товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
(ред. от 07.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области"24.3. Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утратившие свои потребительские свойства и ставшие непригодными для использования по прямому назначению, могут быть вывезены с территории Особой экономической зоны на остальную часть территории Российской Федерации в целях захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом без помещения под таможенные процедуры при условии их уничтожения способом, не предполагающим образования вторичных ресурсов, пригодных для повторного использования в целях производства новых товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
Статья: Рекуперация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 1 Закона об отходах под утилизацией отходов понимается в том числе извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 1 Закона об отходах под утилизацией отходов понимается в том числе извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Статья: Организационно-правовые меры в сфере утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Согласно ст. 17.1 "Требования к обращению с вторичными ресурсами" Федерального закона N 89, отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, могут быть отнесены к вторичным ресурсам. При этом захоронение таких отходов не допускается <13>. В настоящее время Минприроды РФ необходимо разработать законопроекты, стимулирующие предприятия ответственно обращаться с ТБО и облегчить операторам хотя бы первый этап утилизации по сбору отходов - сортировку.
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Согласно ст. 17.1 "Требования к обращению с вторичными ресурсами" Федерального закона N 89, отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, могут быть отнесены к вторичным ресурсам. При этом захоронение таких отходов не допускается <13>. В настоящее время Минприроды РФ необходимо разработать законопроекты, стимулирующие предприятия ответственно обращаться с ТБО и облегчить операторам хотя бы первый этап утилизации по сбору отходов - сортировку.
Статья: Эксгумация в процессе судопроизводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Само понятие эксгумации на уровне закона в настоящее время не закреплено. Процедура эксгумации слабо урегулирована в уголовном процессе и не урегулирована в гражданском судопроизводстве. Непосредственно судом в ходе судебного разбирательства процедура эксгумации осуществляется весьма редко. За более чем десятилетнюю судебную практику автору от коллег известно лишь о двух случаях эксгумации по уголовным делам. В каждом случае эксгумация производилась в выездном судебном заседании с участием всех участников процесса (государственного обвинителя, потерпевших (матерей погибших), подсудимых и защитников), иных участников процесса, содействующих осуществлению судопроизводства (судебно-медицинского эксперта, специалиста), а также представителей местной администрации, на территории которой было место захоронения, при участии рабочих специализированных организаций, оказывающих ритуальные услуги. Информация об эксгумации по одному из уголовных дел приведена в статье. Следует отметить, что в обоих случаях при производстве повторных экспертиз после проведения эксгумации было выявлено, что не все части тела умершего после проведения первичной экспертизы передавались для захоронения (по одному делу отсутствовала голова, по другому - бедренная кость). Таким образом, вопросы захоронения после проведения экспертиз и вопросы эксгумации требуют более детального регулирования. Судебное решение об эксгумации должно содержать мотивировку ее необходимости и целесообразности, нахождение баланса интересов между публичными интересами уголовного судопроизводства и частными интересами родственников умершего, а в рамках гражданского судопроизводства - соблюдение баланса прав и интересов родственников умершего и лица, ответственного за место захоронения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Само понятие эксгумации на уровне закона в настоящее время не закреплено. Процедура эксгумации слабо урегулирована в уголовном процессе и не урегулирована в гражданском судопроизводстве. Непосредственно судом в ходе судебного разбирательства процедура эксгумации осуществляется весьма редко. За более чем десятилетнюю судебную практику автору от коллег известно лишь о двух случаях эксгумации по уголовным делам. В каждом случае эксгумация производилась в выездном судебном заседании с участием всех участников процесса (государственного обвинителя, потерпевших (матерей погибших), подсудимых и защитников), иных участников процесса, содействующих осуществлению судопроизводства (судебно-медицинского эксперта, специалиста), а также представителей местной администрации, на территории которой было место захоронения, при участии рабочих специализированных организаций, оказывающих ритуальные услуги. Информация об эксгумации по одному из уголовных дел приведена в статье. Следует отметить, что в обоих случаях при производстве повторных экспертиз после проведения эксгумации было выявлено, что не все части тела умершего после проведения первичной экспертизы передавались для захоронения (по одному делу отсутствовала голова, по другому - бедренная кость). Таким образом, вопросы захоронения после проведения экспертиз и вопросы эксгумации требуют более детального регулирования. Судебное решение об эксгумации должно содержать мотивировку ее необходимости и целесообразности, нахождение баланса интересов между публичными интересами уголовного судопроизводства и частными интересами родственников умершего, а в рамках гражданского судопроизводства - соблюдение баланса прав и интересов родственников умершего и лица, ответственного за место захоронения.
Вопрос: Российская организация намерена поместить под таможенную процедуру уничтожения утратившее потребительские свойства иностранное оборудование путем сдачи его на объект по приему лома и отходов черных и цветных металлов. Нужно ли помещать под таможенные процедуры металлолом, образовавшийся при уничтожении оборудования?
(Консультация эксперта, 2023)В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии могут, быть отнесены к вторичным ресурсам. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.
(Консультация эксперта, 2023)В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии могут, быть отнесены к вторичным ресурсам. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Другой вариант следственного действия под названием "проверка показаний на месте" заключается в том, что обвиняемый также доставляется на ранее осмотренное место преступления или на место сокрытия следов преступления (например, на место захоронения трупа убитого), где ему предлагается дать (повторить) показания по поводу события преступления и указать на конкретные, действительно отражающие событие преступления предметы, места, следы и обстоятельства, о которых даются показания. В результате такого комплексного следственного действия, сочетающего в себе черты повторного допроса с повторным осмотром, могут быть получены новые, имеющие отношение к делу доказательства. В ходе процедуры такого рода выявляется совпадение обстоятельств, зафиксированных при первом следственном осмотре, с показаниями обвиняемого, данными в специфических условиях места преступления и сопровождаемыми определенными демонстрациями со стороны допрашиваемого. Это совпадение ценно тем, что оно говорит об осведомленности обвиняемого относительно определенных обстоятельств события преступления. Факт такой осведомленности служит косвенным обвинительным доказательством, получить которое никаким другим способом не представлялось возможным. Так, например, если по делу о краже определенной вещи при следственном осмотре места происшествия по оставшимся следам было четко зафиксировано место ее нахождения в момент похищения, а при повторном осмотре, сопровождаемом показаниями и определенными действиями обвиняемого, последний твердо и точно указал на то же самое место в огромном торговом зале, на складе и т.д., следователь вправе сделать вывод, что обвиняемый знает о том, какая вещь была похищена и откуда была совершена кража. Этот вывод о факте имеет доказательственное значение. Получить его путем максимально детального допроса обвиняемого, не выходя из кабинета следователя, не представляется возможным.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Другой вариант следственного действия под названием "проверка показаний на месте" заключается в том, что обвиняемый также доставляется на ранее осмотренное место преступления или на место сокрытия следов преступления (например, на место захоронения трупа убитого), где ему предлагается дать (повторить) показания по поводу события преступления и указать на конкретные, действительно отражающие событие преступления предметы, места, следы и обстоятельства, о которых даются показания. В результате такого комплексного следственного действия, сочетающего в себе черты повторного допроса с повторным осмотром, могут быть получены новые, имеющие отношение к делу доказательства. В ходе процедуры такого рода выявляется совпадение обстоятельств, зафиксированных при первом следственном осмотре, с показаниями обвиняемого, данными в специфических условиях места преступления и сопровождаемыми определенными демонстрациями со стороны допрашиваемого. Это совпадение ценно тем, что оно говорит об осведомленности обвиняемого относительно определенных обстоятельств события преступления. Факт такой осведомленности служит косвенным обвинительным доказательством, получить которое никаким другим способом не представлялось возможным. Так, например, если по делу о краже определенной вещи при следственном осмотре места происшествия по оставшимся следам было четко зафиксировано место ее нахождения в момент похищения, а при повторном осмотре, сопровождаемом показаниями и определенными действиями обвиняемого, последний твердо и точно указал на то же самое место в огромном торговом зале, на складе и т.д., следователь вправе сделать вывод, что обвиняемый знает о том, какая вещь была похищена и откуда была совершена кража. Этот вывод о факте имеет доказательственное значение. Получить его путем максимально детального допроса обвиняемого, не выходя из кабинета следователя, не представляется возможным.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Медицинские отходы класса "Б" подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции. Они собираются работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса "Б" (органы, ткани) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Медицинские отходы класса "Б" подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции. Они собираются работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса "Б" (органы, ткани) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах.