Повторное установление административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Повторное установление административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в части 2 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Апелляционное определение Московского городского суда от 29.07.2024 N 33а-6264/2024 (УИД 77RS0022-02-2024-008236-23)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Оснований для установления административного надзора повторно в отношении лица не установлено.
Решение: Отказано.Так, в силу части 6 статьи 9 этого Федерального закона при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 данного Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством для погашения судимости.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Оснований для установления административного надзора повторно в отношении лица не установлено.
Решение: Отказано.Так, в силу части 6 статьи 9 этого Федерального закона при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 данного Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством для погашения судимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев в кассационном порядке уголовное дело по жалобе осужденной С., исключила из приговора указание на обстоятельство, отягчающее наказание, - рецидив преступления и смягчила назначенное наказание. Принятое судом решение основывалось на том, что наличие у С. двух судимостей послужило основанием не только для установления в отношении ее административного надзора, но и для признания ее лицом, в отношении которого установлен административный надзор. Повторный учет этих же судимостей в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, противоречит положениям ч. 2 ст. 63 УК РФ <21>.
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев в кассационном порядке уголовное дело по жалобе осужденной С., исключила из приговора указание на обстоятельство, отягчающее наказание, - рецидив преступления и смягчила назначенное наказание. Принятое судом решение основывалось на том, что наличие у С. двух судимостей послужило основанием не только для установления в отношении ее административного надзора, но и для признания ее лицом, в отношении которого установлен административный надзор. Повторный учет этих же судимостей в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, противоречит положениям ч. 2 ст. 63 УК РФ <21>.
Статья: К вопросу об особом административном судопроизводстве
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)Говоря о достаточности установления по делам об административном надзоре склонности к повторному совершению общественно опасных деяний, С.А. Бурмистрова не учитывает разъяснения, изложенные в п. 15, 22, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)Говоря о достаточности установления по делам об административном надзоре склонности к повторному совершению общественно опасных деяний, С.А. Бурмистрова не учитывает разъяснения, изложенные в п. 15, 22, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 40
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре"В случае допущения поднадзорным лицом, подвергнутым административному наказанию по части 1 или части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, несоблюдения административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с Законом об административном надзоре, по истечении указанного годичного срока действия (бездействие) такого лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 КоАП РФ.
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре"В случае допущения поднадзорным лицом, подвергнутым административному наказанию по части 1 или части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, несоблюдения административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с Законом об административном надзоре, по истечении указанного годичного срока действия (бездействие) такого лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 КоАП РФ.
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Говоря о достаточности установления по делам об административном надзоре склонности к повторному совершению общественно опасных деяний, С.А. Бурмистрова не учитывает положения закона и разъяснения, изложенные в пунктах 22, 30, 31, 39, 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Говоря о достаточности установления по делам об административном надзоре склонности к повторному совершению общественно опасных деяний, С.А. Бурмистрова не учитывает положения закона и разъяснения, изложенные в пунктах 22, 30, 31, 39, 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <1>.
Статья: Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Настороженность вызывает то, что за 83% осужденных женщин после освобождения устанавливается административный надзор, что свидетельствует о проблемах эффективности института административного надзора либо о правильности принятия решения об установлении административного надзора в отношении лиц, потенциально требующих внимания после освобождения.
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Настороженность вызывает то, что за 83% осужденных женщин после освобождения устанавливается административный надзор, что свидетельствует о проблемах эффективности института административного надзора либо о правильности принятия решения об установлении административного надзора в отношении лиц, потенциально требующих внимания после освобождения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" истечение срока постпенитенциарного контроля влечет его прекращение. С учетом изложенного истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении постпенитенциарного контроля является основанием для отказа судом в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел. Однако ОВД в соответствии с ч. 6 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" имеет право обратиться в суд с заявлением о повторном установлении постпенитенциарного контроля согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре" в течение срока, установленного УК РФ для погашения судимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" истечение срока постпенитенциарного контроля влечет его прекращение. С учетом изложенного истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении постпенитенциарного контроля является основанием для отказа судом в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел. Однако ОВД в соответствии с ч. 6 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" имеет право обратиться в суд с заявлением о повторном установлении постпенитенциарного контроля согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре" в течение срока, установленного УК РФ для погашения судимости.
Статья: "Общественная опасность" как категория личности виновного: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные критерии
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)В отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые в период отбытия уголовного наказания не утратили своей общественной опасности, в соответствии с основаниями, предусмотренными ч. 1 и ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, устанавливается административный надзор. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что административное ограничение, установленное в порядке административного надзора, "не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, посредством осуществления административного надзора" <19>.
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)В отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые в период отбытия уголовного наказания не утратили своей общественной опасности, в соответствии с основаниями, предусмотренными ч. 1 и ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, устанавливается административный надзор. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что административное ограничение, установленное в порядке административного надзора, "не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, посредством осуществления административного надзора" <19>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (ч. 6 ст. 270 КАС РФ). В этой связи суд возвращает названное административное исковое заявление, если оно подано ранее указанных сроков, поскольку не соблюдены условия его предъявления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (ч. 6 ст. 270 КАС РФ). В этой связи суд возвращает названное административное исковое заявление, если оно подано ранее указанных сроков, поскольку не соблюдены условия его предъявления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Статья: Деликтизация нарушения лицом ограничений и невыполнения обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
(Лесик В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)а) законодатель закрепил связь между основаниями установления административного надзора и различными видами преступлений и административных правонарушений, которые совершаются лицом повторно (неоднократно) (например, преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, двух и более преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ; повторного в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ);
(Лесик В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)а) законодатель закрепил связь между основаниями установления административного надзора и различными видами преступлений и административных правонарушений, которые совершаются лицом повторно (неоднократно) (например, преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, двух и более преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ; повторного в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ);
Статья: Проблемы назначения наказания по ст. 314.1 УК РФ
(Калинина О.М.)
("Уголовное право", 2024, N 3)Из этого следует, что одним из обязательных условий установления административного надзора является наличие непогашенной либо неснятой судимости, в течение которой может применяться административный надзор. Таким образом, непогашенная или неснятая судимость - это обязательный признак субъекта преступления и, соответственно, состава преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ. Так как отягчающее наказание обстоятельство предусмотрено ст. 314.1 УК РФ в качестве признака состава преступления, следовательно, оно не может повторно учитываться при назначении наказания. На подобную проблему в свое время обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П отмечается, что наличие в уголовном законодательстве различных форм учета прежней судимости при определении ответственности лица за вновь совершенное преступление не означает возможности двойного учета одних и тех же обстоятельств одновременно как при квалификации преступлений, так и при назначении наказания; иное противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом и судом в сфере уголовно-правовых отношений <14>.
(Калинина О.М.)
("Уголовное право", 2024, N 3)Из этого следует, что одним из обязательных условий установления административного надзора является наличие непогашенной либо неснятой судимости, в течение которой может применяться административный надзор. Таким образом, непогашенная или неснятая судимость - это обязательный признак субъекта преступления и, соответственно, состава преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ. Так как отягчающее наказание обстоятельство предусмотрено ст. 314.1 УК РФ в качестве признака состава преступления, следовательно, оно не может повторно учитываться при назначении наказания. На подобную проблему в свое время обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П отмечается, что наличие в уголовном законодательстве различных форм учета прежней судимости при определении ответственности лица за вновь совершенное преступление не означает возможности двойного учета одних и тех же обстоятельств одновременно как при квалификации преступлений, так и при назначении наказания; иное противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом и судом в сфере уголовно-правовых отношений <14>.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений