Повторное принятие решения о ликвидации
Подборка наиболее важных документов по запросу Повторное принятие решения о ликвидации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продление срока ликвидации общества
(КонсультантПлюс, 2025)При этом в силу пункта 7 статьи 57 Закона N 14-ФЗ в случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 данной статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом в силу пункта 7 статьи 57 Закона N 14-ФЗ в случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 данной статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Срок ликвидации юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая во внимание указанное положение Закона N 129-ФЗ, рассматриваемое во взаимосвязи с п. 7 ст. 57 Закона N 14-ФЗ, правовым последствием истечения установленного срока ликвидации организации в условиях отсутствия повторного корпоративного решения общества, принятого в установленном законом порядке, будет являться решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая во внимание указанное положение Закона N 129-ФЗ, рассматриваемое во взаимосвязи с п. 7 ст. 57 Закона N 14-ФЗ, правовым последствием истечения установленного срока ликвидации организации в условиях отсутствия повторного корпоративного решения общества, принятого в установленном законом порядке, будет являться решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностьюВпоследствии участником общества 14.03.2014 было принято решение о повторном утверждении нулевого ликвидационного баланса и принято решение о повторном обращении в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации по форме Р16001.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Откажут ли в регистрации ликвидации АО (отменят ли ее), если ликвидационный баланс подан с неполными данными о кредиторской задолженности перед бюджетом и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)Впоследствии участником общества 14.03.2014 было принято решение о повторном утверждении нулевого ликвидационного баланса и принято решение о повторном обращении в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации по форме Р16001.
Откажут ли в регистрации ликвидации АО (отменят ли ее), если ликвидационный баланс подан с неполными данными о кредиторской задолженности перед бюджетом и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)Впоследствии участником общества 14.03.2014 было принято решение о повторном утверждении нулевого ликвидационного баланса и принято решение о повторном обращении в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации по форме Р16001.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)20. Лицо, право которого на участие в выборе кандидатуры конкурсного управляющего было нарушено принятым участником должника решением о добровольной ликвидации, в случае признания этого решения недействительным, вправе обратиться с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о назначении конкурсного управляющего.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)20. Лицо, право которого на участие в выборе кандидатуры конкурсного управляющего было нарушено принятым участником должника решением о добровольной ликвидации, в случае признания этого решения недействительным, вправе обратиться с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о назначении конкурсного управляющего.
Статья: Проблемы фискальной прозрачности в контексте реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Обсуждаемая на протяжении последних десяти лет частичная реформа законодательства о публичных неналоговых платежах, предусматривающая включение части из них в Налоговый кодекс Российской Федерации, до настоящего момента не реализована. В 2020 г. основной причиной тому послужили обстоятельства, вызванные пандемией, оказавшей отрицательное влияние на предпринимательский климат и стабильность экономической системы. В указанных обстоятельствах было принято решение о повторной проработке возможности и необходимости проведения соответствующей реформы совместно с предпринимательским сообществом с целью реализации политики всесторонней и многоуровневой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Обсуждаемая на протяжении последних десяти лет частичная реформа законодательства о публичных неналоговых платежах, предусматривающая включение части из них в Налоговый кодекс Российской Федерации, до настоящего момента не реализована. В 2020 г. основной причиной тому послужили обстоятельства, вызванные пандемией, оказавшей отрицательное влияние на предпринимательский климат и стабильность экономической системы. В указанных обстоятельствах было принято решение о повторной проработке возможности и необходимости проведения соответствующей реформы совместно с предпринимательским сообществом с целью реализации политики всесторонней и многоуровневой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
Статья: Остановка деятельности компании: а как же кадры?
(Алистархов В., Соколова В.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Это позволяет ему ускорить процесс исключения компании из реестра, т.е. прекратить ее деятельность, а с работника снимет обязанность становиться на учет в службе занятости и повторно обращаться к работодателю.
(Алистархов В., Соколова В.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Это позволяет ему ускорить процесс исключения компании из реестра, т.е. прекратить ее деятельность, а с работника снимет обязанность становиться на учет в службе занятости и повторно обращаться к работодателю.
Статья: Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: практическая проблема без научного решения
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Вместо них в субъектах Российской Федерации предложено было создать при высшем представительном (законодательном) органе власти субъекта РФ некие конституционные (уставные) советы. Стремительная конституционная контрреформа в официальную отечественную юридическую терминологию внесла новое понятие "конституционный (уставный) совет". Эти органы похожи на их аналоги, существовавшие и существующие в зарубежных странах. Подобные органы отличаются значительно меньшей эффективностью по защите конституционного строя, чем полноценные конституционные суды, и представляют собой довольно функционально слабые и несамостоятельные органы государственной власти. Поэтому нередки случаи, когда подобные органы реорганизуют. Например, интересный путь в этом отношении совершил Казахстан, в котором Конституционный суд просуществовал с 1992 по 1995 г., но из-за роста авторитаризма в стране вскоре был заменен на более управляемый и ограниченный в полномочиях Конституционный совет, тогда как восстановление ряда демократических свобод привело к ликвидации данного квазисудебного органа в 2022 г. и повторному восстановлению Конституционного суда, начавшего свое функционирование с 1 января 2023 г.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Вместо них в субъектах Российской Федерации предложено было создать при высшем представительном (законодательном) органе власти субъекта РФ некие конституционные (уставные) советы. Стремительная конституционная контрреформа в официальную отечественную юридическую терминологию внесла новое понятие "конституционный (уставный) совет". Эти органы похожи на их аналоги, существовавшие и существующие в зарубежных странах. Подобные органы отличаются значительно меньшей эффективностью по защите конституционного строя, чем полноценные конституционные суды, и представляют собой довольно функционально слабые и несамостоятельные органы государственной власти. Поэтому нередки случаи, когда подобные органы реорганизуют. Например, интересный путь в этом отношении совершил Казахстан, в котором Конституционный суд просуществовал с 1992 по 1995 г., но из-за роста авторитаризма в стране вскоре был заменен на более управляемый и ограниченный в полномочиях Конституционный совет, тогда как восстановление ряда демократических свобод привело к ликвидации данного квазисудебного органа в 2022 г. и повторному восстановлению Конституционного суда, начавшего свое функционирование с 1 января 2023 г.
Вопрос: Организация подала ликвидационный баланс при добровольной ликвидации, в котором после сдачи были обнаружены ошибки. Можно ли подать уточненный ликвидационный баланс для исправления ошибок?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: В соответствии с п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: В соответствии с п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)7. Пункт 7 комментируемой статьи Закона об ООО направлен на регулирование последствий отмены участниками ООО ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в п. 6 ст. 57 Закона об ООО. В этих случаях указывается, что повторное принятие решения о добровольной ликвидации общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)7. Пункт 7 комментируемой статьи Закона об ООО направлен на регулирование последствий отмены участниками ООО ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в п. 6 ст. 57 Закона об ООО. В этих случаях указывается, что повторное принятие решения о добровольной ликвидации общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
Статья: Признание и исполнение иностранных судебных решений в России
(Агаларова М.А., Кижаева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)По мнению Л.А. Лунца, признать иностранное судебное решение - значит допустить, чтобы оно явилось подтверждением гражданских прав и обязанностей, как и решение собственного суда [2, с. 900]. Д.Д. Аверин утверждает, что признание иностранного судебного решения представляет собой юридический акт, которым суверенное государство выражает свое отношение к актам иностранной юстиции, распространяя их действие на собственное правовое пространство [3, с. 148]. В свою очередь, Д.С. Куликова указывает, что при признании такого решения оно рассматривается как окончательное и не дает возможности повторного рассмотрения дела по тождественным основаниям [4, с. 139]. Из этого и анализа норм ст. 406 ГПК РФ, ст. 252 АПК РФ следует, что в России установлен принцип недопустимости повторного рассмотрения тождественного иска. Считается, что решение суда, вступившее в законную силу, ликвидирует спор, существующий между сторонами. Решение же отечественного суда, признающее и позволяющее привести в исполнение иностранное судебное решение, спор никаким образом не урегулирует, оно лишь дает юридическую силу уже принятому решению. На это в свое время сделал акцент Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <5>.
(Агаларова М.А., Кижаева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)По мнению Л.А. Лунца, признать иностранное судебное решение - значит допустить, чтобы оно явилось подтверждением гражданских прав и обязанностей, как и решение собственного суда [2, с. 900]. Д.Д. Аверин утверждает, что признание иностранного судебного решения представляет собой юридический акт, которым суверенное государство выражает свое отношение к актам иностранной юстиции, распространяя их действие на собственное правовое пространство [3, с. 148]. В свою очередь, Д.С. Куликова указывает, что при признании такого решения оно рассматривается как окончательное и не дает возможности повторного рассмотрения дела по тождественным основаниям [4, с. 139]. Из этого и анализа норм ст. 406 ГПК РФ, ст. 252 АПК РФ следует, что в России установлен принцип недопустимости повторного рассмотрения тождественного иска. Считается, что решение суда, вступившее в законную силу, ликвидирует спор, существующий между сторонами. Решение же отечественного суда, признающее и позволяющее привести в исполнение иностранное судебное решение, спор никаким образом не урегулирует, оно лишь дает юридическую силу уже принятому решению. На это в свое время сделал акцент Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <5>.
Статья: Особенности налоговых проверок при ликвидации юридического лица
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Как правило, налоговый орган принимает решение о проведении ВНП к истечению двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами, когда юридическое лицо направляет документы для государственной регистрации ликвидации. Данное обстоятельство не противоречит законодательству, однако влечет увеличение срока ликвидации. В силу п. 6 ст. 57 Федерального закона N 14-ФЗ <4> срок ликвидации общества не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. Таким образом, у налогоплательщика возникает необходимость подачи в суд иска о продлении процедуры ликвидации или после окончания ВНП принять решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества. В дальнейшем повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Как правило, налоговый орган принимает решение о проведении ВНП к истечению двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами, когда юридическое лицо направляет документы для государственной регистрации ликвидации. Данное обстоятельство не противоречит законодательству, однако влечет увеличение срока ликвидации. В силу п. 6 ст. 57 Федерального закона N 14-ФЗ <4> срок ликвидации общества не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. Таким образом, у налогоплательщика возникает необходимость подачи в суд иска о продлении процедуры ликвидации или после окончания ВНП принять решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества. В дальнейшем повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
Готовое решение: Как ликвидировать сельскохозяйственный потребительский кооператив
(КонсультантПлюс, 2025)Принимается решение о ликвидации не менее чем двумя третями голосов от числа членов кооператива. Если на собрании не будет набран необходимый кворум, то проводится повторное собрание, на котором решение принимается не менее чем 2/3 голосов от числа присутствующих на общем собрании членов кооператива. Уставом может быть предусмотрен более высокий кворум. При этом решение общего собрания кооператива по вопросу ликвидации не может быть принято без проведения заседания (заочным голосованием) (п. п. 3, 7 ст. 20 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
(КонсультантПлюс, 2025)Принимается решение о ликвидации не менее чем двумя третями голосов от числа членов кооператива. Если на собрании не будет набран необходимый кворум, то проводится повторное собрание, на котором решение принимается не менее чем 2/3 голосов от числа присутствующих на общем собрании членов кооператива. Уставом может быть предусмотрен более высокий кворум. При этом решение общего собрания кооператива по вопросу ликвидации не может быть принято без проведения заседания (заочным голосованием) (п. п. 3, 7 ст. 20 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Судами было установлено, что несовершеннолетняя В., имеющая по итогам обучения в 6-м классе академическую задолженность по математике, была условно переведена в 7-й класс; на повторной промежуточной аттестации она снова получила неудовлетворительную оценку; за период обучения в 7-м классе академическая задолженность по математике за 6-й класс не была ликвидирована; обучение в 7-м классе закончено В. с академической задолженностью по алгебре, геометрии и русскому языку. С учетом указанных обстоятельств решением педагогического совета школы было принято решение о непереводе В. в 8-й класс, о чем направлено сообщение истцу. Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях директора школы нарушений действующего законодательства, поскольку в силу комментируемой статьи школа была вправе принять такое решение только с согласия родителей ребенка, в настоящем деле оно не испрашивалось (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 N 33-11323/15).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Судами было установлено, что несовершеннолетняя В., имеющая по итогам обучения в 6-м классе академическую задолженность по математике, была условно переведена в 7-й класс; на повторной промежуточной аттестации она снова получила неудовлетворительную оценку; за период обучения в 7-м классе академическая задолженность по математике за 6-й класс не была ликвидирована; обучение в 7-м классе закончено В. с академической задолженностью по алгебре, геометрии и русскому языку. С учетом указанных обстоятельств решением педагогического совета школы было принято решение о непереводе В. в 8-й класс, о чем направлено сообщение истцу. Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях директора школы нарушений действующего законодательства, поскольку в силу комментируемой статьи школа была вправе принять такое решение только с согласия родителей ребенка, в настоящем деле оно не испрашивалось (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 N 33-11323/15).
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Поскольку, принимая решение о ликвидации, участники тем самым предрешают переход общества к завершению дел, кажется вполне логичным, что ликвидатор не нуждается в повторном получении согласия на отчуждение имущества, которое приведет к ликвидации компании. С аналогичными доводами в иностранной доктрине единогласно указывают на неприменимость правил о продаже существенных активов к сделкам обществ, находящихся в ликвидации <1>. В то же время мы полагаем, что ликвидационными целями отчуждение имущества может не исчерпываться. Так, если ликвидатор совершает сделку, которая имеет иные цели, например, приобретение нового оборудования для нового вида деятельности, то такая сделка должна быть одобрена в качестве крупной.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Поскольку, принимая решение о ликвидации, участники тем самым предрешают переход общества к завершению дел, кажется вполне логичным, что ликвидатор не нуждается в повторном получении согласия на отчуждение имущества, которое приведет к ликвидации компании. С аналогичными доводами в иностранной доктрине единогласно указывают на неприменимость правил о продаже существенных активов к сделкам обществ, находящихся в ликвидации <1>. В то же время мы полагаем, что ликвидационными целями отчуждение имущества может не исчерпываться. Так, если ликвидатор совершает сделку, которая имеет иные цели, например, приобретение нового оборудования для нового вида деятельности, то такая сделка должна быть одобрена в качестве крупной.