Повторная инвентаризация в банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Повторная инвентаризация в банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 129.1 "Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе конкурсного производства" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, в случае смены конкурсного управляющего прежний конкурсный управляющий обязан передать вновь утвержденному управляющему документацию и ТМЦ должника в установленный срок. Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено обязанности проведения повторной инвентаризации при смене конкурсного управляющего.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, в случае смены конкурсного управляющего прежний конкурсный управляющий обязан передать вновь утвержденному управляющему документацию и ТМЦ должника в установленный срок. Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено обязанности проведения повторной инвентаризации при смене конкурсного управляющего.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2023 N Ф05-16282/2017 по делу N А40-167930/2015
Требование: О признании действий конкурсного управляющего ненадлежащими.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку кредитором не представлено доказательств ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей, а именно непроведения своевременной оценки рыночной стоимости активов должника и нереализации этих активов для пополнения конкурсной массы.Также закон о банкротстве не содержит в себе положений и указаний на предельный императивный срок проведения повторной инвентаризации имущества должника.
Требование: О признании действий конкурсного управляющего ненадлежащими.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку кредитором не представлено доказательств ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей, а именно непроведения своевременной оценки рыночной стоимости активов должника и нереализации этих активов для пополнения конкурсной массы.Также закон о банкротстве не содержит в себе положений и указаний на предельный императивный срок проведения повторной инвентаризации имущества должника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема уклонения арбитражных управляющих от государственной регистрации права собственности должника на недвижимость
(Юлова Е.С.)
("Проблемы экономики и юридической практики", 2024, N 3)Цель исследования - проанализировать проблемы уклонения конкурсных и финансовых управляющих от принятия мер, направленных на государственную регистрацию права и перехода права собственности банкрота на недвижимое имущество, правовые последствия отсутствия обязанности таких управляющих своевременно внести изменения в ЕГРН, а также рассмотреть возможные направления их преодоления. Выводы. В процедурах конкурсного производства и реализации имущества гражданина обязанность предпринять действия, необходимые для регистрации права собственности должника на недвижимость, лежит на соответствующем арбитражном управляющем как лице, осуществляющем публично-правовые функции и обязанном действовать в интересах не только должника, но и его кредиторов, не причинять ущерб иным членам общества. Сам банкрот в названных процедурах лишен законом полномочий сделать это самостоятельно. Для защиты публичных интересов, а также прав кредиторов, должника и покупателей его имущества на торгах в ходе банкротства необходимо законодательно закрепить обязанность управляющих принимать меры по государственной регистрации прав должника в разумный срок, за исключением случаев, когда управляющий не знал и не мог знать о наличии оснований для регистрации. Следует зафиксировать в законе, что выявление ими новых объектов, отвечающих признакам недвижимого имущества, принадлежащих должнику, и совершение действий, направленных на оформление права собственности должника на эти объекты, являются основаниями для отложения завершения инвентаризации, проведения повторной инвентаризации, отложения проведения торгов, для продления сроков соответствующей процедуры банкротства.
(Юлова Е.С.)
("Проблемы экономики и юридической практики", 2024, N 3)Цель исследования - проанализировать проблемы уклонения конкурсных и финансовых управляющих от принятия мер, направленных на государственную регистрацию права и перехода права собственности банкрота на недвижимое имущество, правовые последствия отсутствия обязанности таких управляющих своевременно внести изменения в ЕГРН, а также рассмотреть возможные направления их преодоления. Выводы. В процедурах конкурсного производства и реализации имущества гражданина обязанность предпринять действия, необходимые для регистрации права собственности должника на недвижимость, лежит на соответствующем арбитражном управляющем как лице, осуществляющем публично-правовые функции и обязанном действовать в интересах не только должника, но и его кредиторов, не причинять ущерб иным членам общества. Сам банкрот в названных процедурах лишен законом полномочий сделать это самостоятельно. Для защиты публичных интересов, а также прав кредиторов, должника и покупателей его имущества на торгах в ходе банкротства необходимо законодательно закрепить обязанность управляющих принимать меры по государственной регистрации прав должника в разумный срок, за исключением случаев, когда управляющий не знал и не мог знать о наличии оснований для регистрации. Следует зафиксировать в законе, что выявление ими новых объектов, отвечающих признакам недвижимого имущества, принадлежащих должнику, и совершение действий, направленных на оформление права собственности должника на эти объекты, являются основаниями для отложения завершения инвентаризации, проведения повторной инвентаризации, отложения проведения торгов, для продления сроков соответствующей процедуры банкротства.
Статья: Порядок продажи имущества должника
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество на основании абзаца первого пункта 2 статьи 131 Закона о банкротстве. В случае смены конкурсных управляющих действующее законодательство о банкротстве не предусматривает обязанности для нового конкурсного управляющего по проведению повторной инвентаризации.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество на основании абзаца первого пункта 2 статьи 131 Закона о банкротстве. В случае смены конкурсных управляющих действующее законодательство о банкротстве не предусматривает обязанности для нового конкурсного управляющего по проведению повторной инвентаризации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.
Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2024 N АКПИ24-164
<О признании недействующим письма ФАС России от 13.11.2023 N ГМ/94718/23 "О направлении информации">Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов не состоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве (абзац шестой).
<О признании недействующим письма ФАС России от 13.11.2023 N ГМ/94718/23 "О направлении информации">Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов не состоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве (абзац шестой).