Повреждение вагона
Подборка наиболее важных документов по запросу Повреждение вагона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Расходы на текущий отцепочный ремонт вагонов возмещаются использующими их лицами только при наличии причинно-следственной связи между возникновением таких расходов и действиями этих лиц
Определение Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-ЭС15-2566 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 15, 210, абз. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФПримечание. Верховный Суд РФ указал, что ссылка нижестоящих судов на позицию Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 8775/12, ошибочна, так как ремонт вагонов осуществлялся вне гарантийного срока обслуживания, истец обязан нести бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ). Между возникновением расходов на отцепочный ремонт и действиями ответчика, повлекшими повреждение вагонов, отсутствует причинно-следственная связь, и расходы не могут быть возмещены за его счет.
Определение Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-ЭС15-2566 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 15, 210, абз. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФПримечание. Верховный Суд РФ указал, что ссылка нижестоящих судов на позицию Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 8775/12, ошибочна, так как ремонт вагонов осуществлялся вне гарантийного срока обслуживания, истец обязан нести бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ). Между возникновением расходов на отцепочный ремонт и действиями ответчика, повлекшими повреждение вагонов, отсутствует причинно-следственная связь, и расходы не могут быть возмещены за его счет.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 205 "Террористический акт" УК РФ"Более того, в настоящее время в рамках уголовного дела N 12302007703000608, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ (террористический акт), АО "НПК" признано потерпевшим. Признание собственника потерпевшим в рамках уголовного дела является дополнительным подтверждением того, что вагоны повреждены не из-за противоправных действий перевозчика, а в результате террористического акта, который ответчик не мог перед отвратить. Изложенное также подтверждает отсутствие вины ОАО "РЖД" в повреждении имущества истца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Грузы, получаемые на складе поставщиков, прибывшие по железной дороге или водным путем, принимаются экспедитором или другим работником хозяйства по их количеству (массе, шт.) в соответствии с документацией (товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и др.). Если при приеме материальных ценностей у транспортной организации будут обнаружены повреждения вагонов, отсутствие на них пломб и другие признаки, вызывающие сомнения в сохранности груза, экспедитор обязан потребовать у транспортной организации полного пересчета или взвешивания всего груза. В случае несоответствия фактического веса или количества материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах поставщика, повреждениям или порче материальных ценностей, которые не значатся в сопроводительных документах, экспедитор вместе с представителем транспортной организации составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий транспортной организации.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Грузы, получаемые на складе поставщиков, прибывшие по железной дороге или водным путем, принимаются экспедитором или другим работником хозяйства по их количеству (массе, шт.) в соответствии с документацией (товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и др.). Если при приеме материальных ценностей у транспортной организации будут обнаружены повреждения вагонов, отсутствие на них пломб и другие признаки, вызывающие сомнения в сохранности груза, экспедитор обязан потребовать у транспортной организации полного пересчета или взвешивания всего груза. В случае несоответствия фактического веса или количества материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах поставщика, повреждениям или порче материальных ценностей, которые не значатся в сопроводительных документах, экспедитор вместе с представителем транспортной организации составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий транспортной организации.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взыскать с арендатора убытки, если он утратил полученное по договору аренды имущество или вернул его в состоянии худшем, чем получил
(КонсультантПлюс, 2025)Повреждение вагона произошло в период нахождения вагона в аренде у ответчика, по причинам нарушения технологии разгрузки, что является основанием для возложения расходов на ремонт на ответчика в силу п. 3.2.5 договора.
Можно ли взыскать с арендатора убытки, если он утратил полученное по договору аренды имущество или вернул его в состоянии худшем, чем получил
(КонсультантПлюс, 2025)Повреждение вагона произошло в период нахождения вагона в аренде у ответчика, по причинам нарушения технологии разгрузки, что является основанием для возложения расходов на ремонт на ответчика в силу п. 3.2.5 договора.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 104. При повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 104. При повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены общие и специальные сведения о месте происшествия <1>. В некоторых следственных отделах на транспорте Следственного комитета Российской Федерации следователи разработали самостоятельную структуру протокола осмотра места происшествия. Например, по делам о происшествиях на железнодорожном транспорте в протоколе фиксируются: расположение места происшествия; наименование пути сообщения; количество железнодорожных путей, их назначение, профиль, состояние; при сходе подвижного железнодорожного состава указываются расположение локомотива и вагонов, а также их повреждения; средства регулирования движения; освещение, а также условия, ухудшающие видимость; несанкционированные переходы; наличие видеокамер наружного наблюдения на месте происшествия; данные о трупе; привязка отдельных участков места происшествия к зданиям, улицам, населенным пунктам и иным стационарным точкам; привязка по GPS и ГЛОНАСС; метеоданные в момент происшествия и в промежуток времени между ним и осмотром.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены общие и специальные сведения о месте происшествия <1>. В некоторых следственных отделах на транспорте Следственного комитета Российской Федерации следователи разработали самостоятельную структуру протокола осмотра места происшествия. Например, по делам о происшествиях на железнодорожном транспорте в протоколе фиксируются: расположение места происшествия; наименование пути сообщения; количество железнодорожных путей, их назначение, профиль, состояние; при сходе подвижного железнодорожного состава указываются расположение локомотива и вагонов, а также их повреждения; средства регулирования движения; освещение, а также условия, ухудшающие видимость; несанкционированные переходы; наличие видеокамер наружного наблюдения на месте происшествия; данные о трупе; привязка отдельных участков места происшествия к зданиям, улицам, населенным пунктам и иным стационарным точкам; привязка по GPS и ГЛОНАСС; метеоданные в момент происшествия и в промежуток времени между ним и осмотром.
Статья: Отдельные вопросы уменьшения арендной платы. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22 ноября 2024 года N 305-ЭС24-13688
(Громов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Во-вторых, Верховный Суд отметил, что арендатор не уведомил арендодателя об обстоятельствах, препятствующих пользованию объектом аренды. При этом в силу договора на арендатора была возложена обязанность в течение трех дней с момента получения информации о повреждении, гибели, утрате вагонов письменно известить об этом арендодателя; с момента направления такого уведомления арендодателю у арендатора появляется право не вносить арендную плату за утраченное имущество.
(Громов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Во-вторых, Верховный Суд отметил, что арендатор не уведомил арендодателя об обстоятельствах, препятствующих пользованию объектом аренды. При этом в силу договора на арендатора была возложена обязанность в течение трех дней с момента получения информации о повреждении, гибели, утрате вагонов письменно известить об этом арендодателя; с момента направления такого уведомления арендодателю у арендатора появляется право не вносить арендную плату за утраченное имущество.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В результате указанных столкновений с металлической балкой, опускаемой подъемным краном, и с ковшом экскаватора были повреждены вагоны электропоезда "Ласточка" ЭС2Г-019 и электропоезда "Ласточка" ЭС2Г-030, застрахованные на момент указанных событий в АО "СОГАЗ" по договору страхования средств железнодорожного транспорта, заключенному с ОАО "РЖД".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В результате указанных столкновений с металлической балкой, опускаемой подъемным краном, и с ковшом экскаватора были повреждены вагоны электропоезда "Ласточка" ЭС2Г-019 и электропоезда "Ласточка" ЭС2Г-030, застрахованные на момент указанных событий в АО "СОГАЗ" по договору страхования средств железнодорожного транспорта, заключенному с ОАО "РЖД".
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Братской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту схода подвижного состава на путях необщего пользования ООО "Финтранс ГЛ", примыкающих к станции Братск. Выявлены нарушения закона при осуществлении маневровых работ на путях необщего пользования ООО "Финтранс ГЛ", где произошло боковое столкновение вагона с тепловозом. В результате произошедшего повреждены вагон в объеме деповского ремонта и тепловоз в объеме текущего ремонта. Столкновение подвижного состава произошло в связи с нарушением норм и правил закрепления подвижного состава на путях необщего пользования и регламента переговоров при производстве маневровой работы. Транспортный прокурор внес директору филиала ООО "Финтранс ГЛ" г. Братска представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, с ответственными лицами проведены дополнительные учебные мероприятия в сфере безопасности движения. Кроме того, два должностных лица ООО "Финтранс ГЛ", ответственные за производство маневровых работ, по постановлениям Братского транспортного прокурора привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях) и ч. 1 ст. 11.15 КоАП (повреждение грузового железнодорожного вагона). Им назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 4 тыс. руб. <15>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Братской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту схода подвижного состава на путях необщего пользования ООО "Финтранс ГЛ", примыкающих к станции Братск. Выявлены нарушения закона при осуществлении маневровых работ на путях необщего пользования ООО "Финтранс ГЛ", где произошло боковое столкновение вагона с тепловозом. В результате произошедшего повреждены вагон в объеме деповского ремонта и тепловоз в объеме текущего ремонта. Столкновение подвижного состава произошло в связи с нарушением норм и правил закрепления подвижного состава на путях необщего пользования и регламента переговоров при производстве маневровой работы. Транспортный прокурор внес директору филиала ООО "Финтранс ГЛ" г. Братска представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, с ответственными лицами проведены дополнительные учебные мероприятия в сфере безопасности движения. Кроме того, два должностных лица ООО "Финтранс ГЛ", ответственные за производство маневровых работ, по постановлениям Братского транспортного прокурора привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях) и ч. 1 ст. 11.15 КоАП (повреждение грузового железнодорожного вагона). Им назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 4 тыс. руб. <15>.
Статья: О состоянии преступности на транспорте и факторах, способствующих ей
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Транспортное право", 2022, N 2)На железнодорожном транспорте многочисленные случаи сходов вагонов, из-за чего были повреждены железнодорожные пути, опоры контактных сетей, каждый раз для возобновления движения привлекались до десятка восстановительных поездов, причинялся ущерб экологии: из поврежденных вагонов и цистерн выливалась нефть и другие опасные грузы.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Транспортное право", 2022, N 2)На железнодорожном транспорте многочисленные случаи сходов вагонов, из-за чего были повреждены железнодорожные пути, опоры контактных сетей, каждый раз для возобновления движения привлекались до десятка восстановительных поездов, причинялся ущерб экологии: из поврежденных вагонов и цистерн выливалась нефть и другие опасные грузы.