Поверка счетчиков 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Поверка счетчиков 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Отопительный сезон
(КонсультантПлюс, 2025)Несмотря на истечение срока поверки прибора учета, 17.09.2020... [ресурсоснабжающей организацией - ред.] составлен акт готовности абонентского ввода, теплового пункта и системы отопления многоквартирного дома, тепловой узел, ВВП и система отопления допущена к эксплуатации в осенне-зимний период 2020 - 2021 годов.
(КонсультантПлюс, 2025)Несмотря на истечение срока поверки прибора учета, 17.09.2020... [ресурсоснабжающей организацией - ред.] составлен акт готовности абонентского ввода, теплового пункта и системы отопления многоквартирного дома, тепловой узел, ВВП и система отопления допущена к эксплуатации в осенне-зимний период 2020 - 2021 годов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Поверка средств измерений" Федерального закона "Об обеспечении единства измерений""Таким образом, с 01.07.2020 г. обязанность по установке, эксплуатации, поверке и замене приборов учета электрической энергии перенесена с потребителей на поставщиков энергоресурсов: в отношении многоквартирных домов - на гарантирующих поставщиков, а в отношении прочих потребителей - на сетевые организации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невозможность определения среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, при выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или интервала между поверками прибора учета электроэнергии в случаях, когда обязанность по установке и эксплуатации (поверке) прибора учета возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию), если указанные события наступили до 01.07.2020 и потребителем не исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета - начиная с 01.07.2020 до даты, когда возобновлен учет коммунального ресурса путем ввода гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невозможность определения среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, при выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или интервала между поверками прибора учета электроэнергии в случаях, когда обязанность по установке и эксплуатации (поверке) прибора учета возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию), если указанные события наступили до 01.07.2020 и потребителем не исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета - начиная с 01.07.2020 до даты, когда возобновлен учет коммунального ресурса путем ввода гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета;
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно поправкам с 24.09.2020 единственным юридически значимым подтверждением результатов поверки приборов учета, в том числе бытовых, служит информация, включенная в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений - электронный реестр Росстандарта (ФГИС "АРШИН").
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно поправкам с 24.09.2020 единственным юридически значимым подтверждением результатов поверки приборов учета, в том числе бытовых, служит информация, включенная в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений - электронный реестр Росстандарта (ФГИС "АРШИН").
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)По результатам проверки на объекте индивидуального предпринимателя обществом (энергоснабжающая организация) составлен акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 4 августа 2021 г. На объекте обнаружено несоответствие свинцовой пломбы на корпусе прибора учета оттиску пломбы государственной поверки, а также повреждение пломбы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)По результатам проверки на объекте индивидуального предпринимателя обществом (энергоснабжающая организация) составлен акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 4 августа 2021 г. На объекте обнаружено несоответствие свинцовой пломбы на корпусе прибора учета оттиску пломбы государственной поверки, а также повреждение пломбы.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Непроведение потребителем поверки прибора учета (измерительного трансформатора в составе измерительного комплекса) не относится к вмешательству в работу прибора учета (системы учета), составляющему первую группу нарушений <1>. Буквальное содержание приведенной нормы позволяет квалифицировать такое нарушение как бездействие, которое ведет к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Возложение на сетевую организацию, гарантирующего поставщика обязанности доказать наличие искажения, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Непроведение потребителем поверки прибора учета (измерительного трансформатора в составе измерительного комплекса) не относится к вмешательству в работу прибора учета (системы учета), составляющему первую группу нарушений <1>. Буквальное содержание приведенной нормы позволяет квалифицировать такое нарушение как бездействие, которое ведет к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Возложение на сетевую организацию, гарантирующего поставщика обязанности доказать наличие искажения, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Следующим послаблением, которое действовало до 1 января 2021 г., являлось то, что управляющая организация (далее - УО) и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) не имели права начислять плату за коммунальные услуги по среднему показателю в случаях, когда истек срок поверки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Это было также закреплено в Постановлении Правительства РФ N 424. На этом основании в указанный период не было необходимости проверять квартирные счетчики, а показания можно подавать и дальше, даже если срок эксплуатации прибора учета истек. Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) выражали опасения, что в данной ситуации будут иметь место неправомерные действия, выражающиеся во введении в заблуждение населения о необходимости замены ИПУ. С целью предотвращения подобных действий было направлено письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73 от 21 апреля 2020 г. "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета". В данном документе содержались разъяснения по указанному пункту Постановления Правительства РФ N 424 и указание на обязанность информирования граждан о том, что нет необходимости в указанное время производить замену приборов.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Следующим послаблением, которое действовало до 1 января 2021 г., являлось то, что управляющая организация (далее - УО) и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) не имели права начислять плату за коммунальные услуги по среднему показателю в случаях, когда истек срок поверки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Это было также закреплено в Постановлении Правительства РФ N 424. На этом основании в указанный период не было необходимости проверять квартирные счетчики, а показания можно подавать и дальше, даже если срок эксплуатации прибора учета истек. Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) выражали опасения, что в данной ситуации будут иметь место неправомерные действия, выражающиеся во введении в заблуждение населения о необходимости замены ИПУ. С целью предотвращения подобных действий было направлено письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73 от 21 апреля 2020 г. "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета". В данном документе содержались разъяснения по указанному пункту Постановления Правительства РФ N 424 и указание на обязанность информирования граждан о том, что нет необходимости в указанное время производить замену приборов.
Статья: О некоторых особенностях перерасчета платы за коммунальную услугу газоснабжения
(Гареев Н.)
("Жилищное право", 2024, N 5)Как сформулировал Верховный Суд РФ в п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), "сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета (измерительного трансформатора в составе системы учета) соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит".
(Гареев Н.)
("Жилищное право", 2024, N 5)Как сформулировал Верховный Суд РФ в п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), "сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета (измерительного трансформатора в составе системы учета) соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит".
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)- в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII этих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) этих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные этими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса (подпункт "г" пункта 59 Правил N 354).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)- в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII этих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) этих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные этими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса (подпункт "г" пункта 59 Правил N 354).
Статья: Приборы учета воды
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения поверки средств измерений, Требования к знаку поверки и Требования к содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения поверки средств измерений, Требования к знаку поверки и Требования к содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510.
Статья: Обзор актуальной судебной арбитражной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Также судом отмечено, что в процессе эксплуатации приборов учета улучшения их технических характеристик, влияющих на результаты и показатели точности измерений, не происходит. Имеет значение, как своевременно были предприняты потребителем действия по поверке приборов учета после получения соответствующего требования от сетевой организации (Определение СКЭС ВС РФ от 30.06.2020 N 310-ЭС19-27004).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Также судом отмечено, что в процессе эксплуатации приборов учета улучшения их технических характеристик, влияющих на результаты и показатели точности измерений, не происходит. Имеет значение, как своевременно были предприняты потребителем действия по поверке приборов учета после получения соответствующего требования от сетевой организации (Определение СКЭС ВС РФ от 30.06.2020 N 310-ЭС19-27004).
Статья: Расчет коммунальных услуг в случае неисправности прибора учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после окончания срока проверки.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после окончания срока проверки.
Готовое решение: Что нужно знать о поверке приборов учета
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какой общий порядок проведения поверки приборов учета
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какой общий порядок проведения поверки приборов учета
Статья: Правомерное применение недействующих и утративших юридическую силу правовых норм
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Другой пример. Верховный Суд РФ признал подп. "д" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред., вступившей в силу 1 октября 2013 г.) со дня вступления в силу решения суда (1 сентября 2022 г.) не соответствующим ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (в редакции, вступившей в силу 24 сентября 2020 г.) в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений <13>. Впоследствии административный истец обратился с заявлением о разъяснении решения, в котором просит разъяснить, может ли оспоренное им положение применяться в отношениях между исполнителями и потребителями коммунальных услуг после вступления его в противоречие со ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений. Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении заявления, подтвердил, что оспоренное положение Правил вступило в противоречие с нормативно-правовым актом, имеющим юридическую силу, 24 сентября 2020 г., но признается недействующим только с 1 сентября 2022 г. <14>.
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Другой пример. Верховный Суд РФ признал подп. "д" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред., вступившей в силу 1 октября 2013 г.) со дня вступления в силу решения суда (1 сентября 2022 г.) не соответствующим ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (в редакции, вступившей в силу 24 сентября 2020 г.) в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений <13>. Впоследствии административный истец обратился с заявлением о разъяснении решения, в котором просит разъяснить, может ли оспоренное им положение применяться в отношениях между исполнителями и потребителями коммунальных услуг после вступления его в противоречие со ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений. Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении заявления, подтвердил, что оспоренное положение Правил вступило в противоречие с нормативно-правовым актом, имеющим юридическую силу, 24 сентября 2020 г., но признается недействующим только с 1 сентября 2022 г. <14>.
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Как следует из Определения ВС РФ от 24.11.2020 N 310-ЭС20-13165, абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки.
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Как следует из Определения ВС РФ от 24.11.2020 N 310-ЭС20-13165, абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки.