Потребитель медицинских услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Потребитель медицинских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)По условиям договоров по добровольному медицинскому страхованию, санаторно-курортному лечению, предоставлению служебного жилья... работники, в интересах которых... заключены указанные договоры, выступают выгодоприобретателями (застрахованными лицами, потребителями услуг по добровольному медицинскому страхованию, санаторно-курортному лечению, предоставлению служебного жилья).
(КонсультантПлюс, 2025)По условиям договоров по добровольному медицинскому страхованию, санаторно-курортному лечению, предоставлению служебного жилья... работники, в интересах которых... заключены указанные договоры, выступают выгодоприобретателями (застрахованными лицами, потребителями услуг по добровольному медицинскому страхованию, санаторно-курортному лечению, предоставлению служебного жилья).
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...С.О. обратилась в суд с иском к ГБУЗ... [больница - ред.] о защите прав потребителя.
(КонсультантПлюс, 2025)"...С.О. обратилась в суд с иском к ГБУЗ... [больница - ред.] о защите прав потребителя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема доведения до потребителя информации о стоимости платных медицинских услуг по договору об их оказании
(Ситдикова Р.И., Осипова Л.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11
(Ситдикова Р.И., Осипова Л.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11
Нормативные акты
"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)[П]омимо заботы о соблюдении прав, предусмотренных статьей 2 Конвенции, в каждом отдельном случае более общие соображения также требуют скорейшего рассмотрения дел о медицинской халатности в медицинских учреждениях. Знание фактов о возможных ошибках, допущенных в ходе оказания медицинской помощи, является необходимым условием для того, чтобы медицинские учреждения и медицинский персонал имели возможность исправить предполагаемые недостатки и предотвратить подобные ошибки. Оперативное рассмотрение таких дел имеет большое значение для безопасности потребителей всех медицинских услуг (пункт 76 постановления от 23 марта 2010 года по делу "Ойал против Турции").
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)[П]омимо заботы о соблюдении прав, предусмотренных статьей 2 Конвенции, в каждом отдельном случае более общие соображения также требуют скорейшего рассмотрения дел о медицинской халатности в медицинских учреждениях. Знание фактов о возможных ошибках, допущенных в ходе оказания медицинской помощи, является необходимым условием для того, чтобы медицинские учреждения и медицинский персонал имели возможность исправить предполагаемые недостатки и предотвратить подобные ошибки. Оперативное рассмотрение таких дел имеет большое значение для безопасности потребителей всех медицинских услуг (пункт 76 постановления от 23 марта 2010 года по делу "Ойал против Турции").
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Таким образом, бездействие индивидуального предпринимателя, выразившееся в недоведении на интернет-сайте до потребителей платных медицинских услуг обязательной для размещения информации, не связано с качеством оказываемых организацией услуг и, следовательно, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Таким образом, бездействие индивидуального предпринимателя, выразившееся в недоведении на интернет-сайте до потребителей платных медицинских услуг обязательной для размещения информации, не связано с качеством оказываемых организацией услуг и, следовательно, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Статья: Передовые технологии в медицине: вызовы юридической науке
(Рузанова В.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)- произвести интеграцию медицинских систем с различными платформами-приложениями и другими продуктами, направленными на удовлетворение потребностей граждан как потребителей медицинских услуг;
(Рузанова В.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)- произвести интеграцию медицинских систем с различными платформами-приложениями и другими продуктами, направленными на удовлетворение потребностей граждан как потребителей медицинских услуг;
Ситуация: Что делать в случае навязывания платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пациент вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с заявлением (жалобой) на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; п. 9 Приложения к Письму Минздрава России N 31-2/И/2-24207).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пациент вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с заявлением (жалобой) на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; п. 9 Приложения к Письму Минздрава России N 31-2/И/2-24207).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной литературе справедливо обращается внимание на непоследовательность судебной практики в части применения ч. 2 ст. 238 УК РФ к преступлениям, совершаемым медицинскими работниками. Сходные по фактическим обстоятельствам деяния, в пределах одного и того же вида медицинских услуг или одной и той же медицинской профессии (хирурга, акушера-гинеколога), получают разную уголовно-правовую оценку <1>. Вместо надлежащего доказывания субъективной стороны преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ - заведомого (умышленного) несоблюдения обвиняемым требований безопасности при оказании медицинских услуг, основной акцент следователи и государственные обвинители делают на том, оказывались ли медицинские услуги пациенту на платной или бесплатной (в рамках системы государственных гарантий, ОМС) основе. Иными словами, определяющее значение имеет то обстоятельство, можно ли рассматривать пациента в качестве потребителя медицинской услуги в значении, определенном Законом о защите прав потребителей. В случае установления факта оказания пациенту (потерпевшему) бесплатной медицинской помощи действия обвиняемого, как правило, переквалифицируют на ч. 2 ст. 109 или ч. 2 ст. 118 УК РФ - в зависимости от вида неблагоприятных последствий. Рассмотрим три случая.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной литературе справедливо обращается внимание на непоследовательность судебной практики в части применения ч. 2 ст. 238 УК РФ к преступлениям, совершаемым медицинскими работниками. Сходные по фактическим обстоятельствам деяния, в пределах одного и того же вида медицинских услуг или одной и той же медицинской профессии (хирурга, акушера-гинеколога), получают разную уголовно-правовую оценку <1>. Вместо надлежащего доказывания субъективной стороны преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ - заведомого (умышленного) несоблюдения обвиняемым требований безопасности при оказании медицинских услуг, основной акцент следователи и государственные обвинители делают на том, оказывались ли медицинские услуги пациенту на платной или бесплатной (в рамках системы государственных гарантий, ОМС) основе. Иными словами, определяющее значение имеет то обстоятельство, можно ли рассматривать пациента в качестве потребителя медицинской услуги в значении, определенном Законом о защите прав потребителей. В случае установления факта оказания пациенту (потерпевшему) бесплатной медицинской помощи действия обвиняемого, как правило, переквалифицируют на ч. 2 ст. 109 или ч. 2 ст. 118 УК РФ - в зависимости от вида неблагоприятных последствий. Рассмотрим три случая.
Статья: Юридические аспекты экстракорпорального оплодотворения
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Судебная практика. Граждане добились в судебном порядке возложения на медицинскую организацию обязанности возвратить им эмбрион, который та необоснованно удерживала в отсутствие на это согласия со стороны пары, участвовавшей в программе ЭКО, а также взыскания компенсации морального вреда в размере 90 000 рублей в равных долях и штрафа в сумме 45 000 рублей за нарушение их прав как потребителей медицинской услуги (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Судебная практика. Граждане добились в судебном порядке возложения на медицинскую организацию обязанности возвратить им эмбрион, который та необоснованно удерживала в отсутствие на это согласия со стороны пары, участвовавшей в программе ЭКО, а также взыскания компенсации морального вреда в размере 90 000 рублей в равных долях и штрафа в сумме 45 000 рублей за нарушение их прав как потребителей медицинской услуги (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Статья: Медицинский дениализм: превентивные правовые средства и формы противостояния
(Митячкина Е.С.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Одним из направлений правового регулирования может стать "ужесточение ответственности за распространение заведомо ложной информации, вводящей в заблуждение потребителей медицинских услуг".
(Митячкина Е.С.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Одним из направлений правового регулирования может стать "ужесточение ответственности за распространение заведомо ложной информации, вводящей в заблуждение потребителей медицинских услуг".
Статья: Безопасность медицинской деятельности: уголовно-правовой аспект
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Новая редакция уголовного закона в указанной части решает давно назревшую проблему неверного его применения в случае совершения медицинскими работниками преступлений вследствие диагностических, лечебных ошибок и тем самым обеспечивает им необходимый уровень защищенности в уголовно-правовом поле, но вместе с тем лишает потребителей медицинских услуг механизма уголовно-правовой защиты от грубых нарушений требований безопасности медицинской деятельности. Также автор указывает на ряд проблем терминологического и содержательного плана.
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Новая редакция уголовного закона в указанной части решает давно назревшую проблему неверного его применения в случае совершения медицинскими работниками преступлений вследствие диагностических, лечебных ошибок и тем самым обеспечивает им необходимый уровень защищенности в уголовно-правовом поле, но вместе с тем лишает потребителей медицинских услуг механизма уголовно-правовой защиты от грубых нарушений требований безопасности медицинской деятельности. Также автор указывает на ряд проблем терминологического и содержательного плана.
Статья: Аналитические методы контроля обеспеченности коммерческих медицинских организаций основными средствами
(Серебрякова Т.Ю., Егоров Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Исследование причин выбора медицинской организации потребителями медицинских услуг Е.В. Шамаловой и Е.А. Костроминой показало, что произошли изменения в критериях выбора [8]. Если ранее для потребителей были более значимыми такие факторы, как квалификация врача, полноценность приема, то после пандемии COVID-19 в 2021 г. для пациентов большее значение стали иметь цена медицинской услуги и техническое оснащение медицинской организации [9, 10].
(Серебрякова Т.Ю., Егоров Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Исследование причин выбора медицинской организации потребителями медицинских услуг Е.В. Шамаловой и Е.А. Костроминой показало, что произошли изменения в критериях выбора [8]. Если ранее для потребителей были более значимыми такие факторы, как квалификация врача, полноценность приема, то после пандемии COVID-19 в 2021 г. для пациентов большее значение стали иметь цена медицинской услуги и техническое оснащение медицинской организации [9, 10].
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с законодательством о защите прав потребителей медицинские организации (исполнители услуг) обязаны оказывать услуги надлежащего качества. В противном случае застрахованное лицо имеет право на предъявление иска медицинскому учреждению, в том числе иска о материальном возмещении причиненного некачественной услугой вреда, а также морального вреда. И такие споры, связанные с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества и взыскании штрафов, на практике получили распространение, о чем свидетельствует систематизация судебных актов, принятых в разные периоды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 01.02.2022 по делу N 33-2154/2022; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 по делу N 33-2286/2019).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с законодательством о защите прав потребителей медицинские организации (исполнители услуг) обязаны оказывать услуги надлежащего качества. В противном случае застрахованное лицо имеет право на предъявление иска медицинскому учреждению, в том числе иска о материальном возмещении причиненного некачественной услугой вреда, а также морального вреда. И такие споры, связанные с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества и взыскании штрафов, на практике получили распространение, о чем свидетельствует систематизация судебных актов, принятых в разные периоды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 01.02.2022 по делу N 33-2154/2022; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 по делу N 33-2286/2019).