Поступление невыясненных доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Поступление невыясненных доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, доходы бюджетов как материальная категория - это денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы и невыясненные поступления. Доходы бюджетов как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие объем доходов бюджетов, а также нормативы распределения доходов между бюджетами. Доходы бюджетов как экономическая категория - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, доходы бюджетов как материальная категория - это денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы и невыясненные поступления. Доходы бюджетов как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие объем доходов бюджетов, а также нормативы распределения доходов между бюджетами. Доходы бюджетов как экономическая категория - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет. Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет соответствующего бюджета.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет. Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет соответствующего бюджета.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)369. Счет предназначен для учета финансовым органом, осуществляющим полномочия главного администратора доходов бюджета от невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или главным администратором (администратором) доходов бюджета от невыясненных поступлений, информации о суммах невыясненных поступлений, по которым не осуществлены возвраты (уточнения), отраженных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащих возврату (уточнению) в следующем финансовом году.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)369. Счет предназначен для учета финансовым органом, осуществляющим полномочия главного администратора доходов бюджета от невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или главным администратором (администратором) доходов бюджета от невыясненных поступлений, информации о суммах невыясненных поступлений, по которым не осуществлены возвраты (уточнения), отраженных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащих возврату (уточнению) в следующем финансовом году.
Приказ Минфина России от 15.11.2024 N 172н
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)59. Для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, администратор доходов бюджета, за которым закреплены бюджетные полномочия в отношении невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета (далее - администратор невыясненных поступлений бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), осуществляет взаимодействие с предполагаемыми администраторами доходов бюджета данного субъекта Российской Федерации, данного местного бюджета.
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)59. Для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, администратор доходов бюджета, за которым закреплены бюджетные полномочия в отношении невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета (далее - администратор невыясненных поступлений бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), осуществляет взаимодействие с предполагаемыми администраторами доходов бюджета данного субъекта Российской Федерации, данного местного бюджета.
Готовое решение: Как уточнить невыясненные поступления и платежи
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Уточнение невыясненных поступлений по администрируемым доходам бюджетов
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Уточнение невыясненных поступлений по администрируемым доходам бюджетов
Статья: Тест: 11 вопросов про ЕНП и ЕНС, которые оценят ваш уровень знаний по теме
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 10)а) Да, обязательно. Иначе деньги будут отнесены к невыясненным поступлениям.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 10)а) Да, обязательно. Иначе деньги будут отнесены к невыясненным поступлениям.
Статья: Правовая природа положительного сальдо ЕНС: комментарий к Определению СКЭС ВС по делу ООО "Родник"
(Лютова О.И.)
("Юрист", 2025, N 7)Например, И.О. Сорокин и П.Ю. Тихомиров отмечали неоднозначность правовой природы положительного сальдо ЕНС в контексте его влияния на начисление пеней и применение мер ответственности <5> и по итогам своего исследования приходили к выводу о том, что им являются излишне перечисленные в бюджетную систему РФ денежные средства налогоплательщика, которые, в соответствии со ст. 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации <6> (далее - БК РФ), признаются одним из источников дефицита федерального бюджета. Помимо этого, автором подчеркивалась утрата права на такие средства с момента их зачисления в бюджетную систему. Другой пример - имеющиеся в литературе рассуждения относительно принадлежности сумм, находящихся на ЕНС, к тем или иным видам бюджетных доходов, определяемых на основании норм бюджетного законодательства РФ. В частности, признавая за суммами положительного сальдо ЕНС налогово-правовую природу, исследователи ставят проблему распределения поступающих на ЕНС средств и выяснение их правовой природы <7>, относя их к категории невыясненных поступлений <8>, в отношении которых нужно проводить уточнение.
(Лютова О.И.)
("Юрист", 2025, N 7)Например, И.О. Сорокин и П.Ю. Тихомиров отмечали неоднозначность правовой природы положительного сальдо ЕНС в контексте его влияния на начисление пеней и применение мер ответственности <5> и по итогам своего исследования приходили к выводу о том, что им являются излишне перечисленные в бюджетную систему РФ денежные средства налогоплательщика, которые, в соответствии со ст. 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации <6> (далее - БК РФ), признаются одним из источников дефицита федерального бюджета. Помимо этого, автором подчеркивалась утрата права на такие средства с момента их зачисления в бюджетную систему. Другой пример - имеющиеся в литературе рассуждения относительно принадлежности сумм, находящихся на ЕНС, к тем или иным видам бюджетных доходов, определяемых на основании норм бюджетного законодательства РФ. В частности, признавая за суммами положительного сальдо ЕНС налогово-правовую природу, исследователи ставят проблему распределения поступающих на ЕНС средств и выяснение их правовой природы <7>, относя их к категории невыясненных поступлений <8>, в отношении которых нужно проводить уточнение.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)2.7.1.1. Как администратору доходов отражать в бюджетном учете невыясненные поступления
(КонсультантПлюс, 2025)2.7.1.1. Как администратору доходов отражать в бюджетном учете невыясненные поступления
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Из этого вытекает важный правовой вывод, что поступления не признаются доходами бюджета, если они не зачислены на единый счет бюджета с казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений. В случае если произойдет прямое зачисление средств на единый счет бюджета, оно подлежит учету как невыясненное поступление, которое в этом статусе будет перечислено на вышеупомянутый казначейский счет, откуда уже корректно сможет поступить на единый счет бюджета.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Из этого вытекает важный правовой вывод, что поступления не признаются доходами бюджета, если они не зачислены на единый счет бюджета с казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений. В случае если произойдет прямое зачисление средств на единый счет бюджета, оно подлежит учету как невыясненное поступление, которое в этом статусе будет перечислено на вышеупомянутый казначейский счет, откуда уже корректно сможет поступить на единый счет бюджета.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, действующее бюджетное законодательство не содержит нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, законодательное определение этого понятия необходимо, и в целях преодоления данного пробела мы сформулировали его следующим образом: "Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета".
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, действующее бюджетное законодательство не содержит нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, законодательное определение этого понятия необходимо, и в целях преодоления данного пробела мы сформулировали его следующим образом: "Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета".