Постановление Президиума Верховного Суда коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановление Президиума Верховного Суда коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Чрезвычайность - это исключительность, выход за пределы нормального, обыденного, необычайность для конкретных условий, то, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 401 ГК РФ Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 401 ГК РФ Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 63 "Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве; ответ на вопрос N 10 обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020; пункт 7 Постановления N 44)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Электронное правосудие в арбитражном процессе: новые вызовы и адаптация судопроизводства
(Канцер Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)В период действия ограничительных мер в судах в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Постановлением Президиума ВС РФ, Президиума Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2020 г. N 822 отмечалась рекомендация судам проводить судебные заседания с использованием системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта ВС РФ.
(Канцер Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)В период действия ограничительных мер в судах в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Постановлением Президиума ВС РФ, Президиума Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2020 г. N 822 отмечалась рекомендация судам проводить судебные заседания с использованием системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта ВС РФ.
Статья: Применение технологии веб-конференции в судебной деятельности
(Афанасьева С.И.)
("Ex jure", 2025, N 1)Актуализация внедрения технологии веб-ВКС обусловлена прежде всего пандемийным периодом, связанным с противодействием распространению коронавирусной инфекции COVID-19, когда Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Совета судей РФ в Постановлении от 8 апреля 2020 г. "О приостановлении личного приема граждан в судах" рекомендовали судам при наличии технической возможности и с учетом мнений участников судопроизводства проводить судебные заседания с использованием системы веб-ВКС. В дальнейшем Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации <2> (далее - ГПК РФ) был дополнен ст. 155.2, Кодекс административного производства Российской Федерации <3> (далее - КАС РФ) - ст. 142.1, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <4> (далее - АПК РФ) - ст. 153.2, регулирующими участие в судебном заседании путем использования системы веб-ВКС. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2022 г. Анализ статистики применения веб-ВКС федеральными судами общей юрисдикции и арбитражными судами за 2022 - 2023 годы показывает, что в 2022 году российские суды провели свыше 500 тыс. судебных заседаний с использованием ВКС и свыше 460 тыс. заседаний с применением веб-ВКС. На начало декабря 2023 года с использованием ВКС состоялось уже более 490 тыс. судебных заседаний, а с использованием веб-ВКС - 611 тыс., что свидетельствует о росте количества онлайн-заседаний.
(Афанасьева С.И.)
("Ex jure", 2025, N 1)Актуализация внедрения технологии веб-ВКС обусловлена прежде всего пандемийным периодом, связанным с противодействием распространению коронавирусной инфекции COVID-19, когда Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Совета судей РФ в Постановлении от 8 апреля 2020 г. "О приостановлении личного приема граждан в судах" рекомендовали судам при наличии технической возможности и с учетом мнений участников судопроизводства проводить судебные заседания с использованием системы веб-ВКС. В дальнейшем Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации <2> (далее - ГПК РФ) был дополнен ст. 155.2, Кодекс административного производства Российской Федерации <3> (далее - КАС РФ) - ст. 142.1, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <4> (далее - АПК РФ) - ст. 153.2, регулирующими участие в судебном заседании путем использования системы веб-ВКС. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2022 г. Анализ статистики применения веб-ВКС федеральными судами общей юрисдикции и арбитражными судами за 2022 - 2023 годы показывает, что в 2022 году российские суды провели свыше 500 тыс. судебных заседаний с использованием ВКС и свыше 460 тыс. заседаний с применением веб-ВКС. На начало декабря 2023 года с использованием ВКС состоялось уже более 490 тыс. судебных заседаний, а с использованием веб-ВКС - 611 тыс., что свидетельствует о росте количества онлайн-заседаний.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Между тем, отказывая в удовлетворении ходатайств адвокатов об их участии в рассмотрении дела в кассационном порядке посредством видеоконференц-связи, суд кассационной инстанции оставил без внимания, что в соответствии с п. 3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 808 и п. 5 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 821 в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции рекомендовано всем судам при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видеоконференц-связи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Между тем, отказывая в удовлетворении ходатайств адвокатов об их участии в рассмотрении дела в кассационном порядке посредством видеоконференц-связи, суд кассационной инстанции оставил без внимания, что в соответствии с п. 3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 808 и п. 5 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 821 в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции рекомендовано всем судам при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видеоконференц-связи.
<Письмо> ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>- аналогичный подход содержится в вопросе 14 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года);
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>- аналогичный подход содержится в вопросе 14 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года);
Статья: Развитие судебной системы в условиях цифровой модернизации
(Галиакберов А.Ф., Хисамов А.Х., Хафизова Л.Р.)
("Российский судья", 2021, N 5)Следует отметить, что в условиях ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, суды продолжали свою деятельность, проводились судебные заседания. При этом Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 821 стало отправной точкой для внедрения системы веб-конференций, где в качестве возможного формата проведения судебных заседаний было обозначено использование системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта Верховного Суда Российской Федерации. Несмотря на ограниченность времени для внедрения новых сервисов, суды, в том числе Верховный Суд Республики Татарстан, обеспечили организацию судебных заседаний в режиме веб-конференции с использованием программных продуктов Vinteo и Avaya, которые совместимы с оборудованием ВКС Polycom.
(Галиакберов А.Ф., Хисамов А.Х., Хафизова Л.Р.)
("Российский судья", 2021, N 5)Следует отметить, что в условиях ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, суды продолжали свою деятельность, проводились судебные заседания. При этом Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 821 стало отправной точкой для внедрения системы веб-конференций, где в качестве возможного формата проведения судебных заседаний было обозначено использование системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта Верховного Суда Российской Федерации. Несмотря на ограниченность времени для внедрения новых сервисов, суды, в том числе Верховный Суд Республики Татарстан, обеспечили организацию судебных заседаний в режиме веб-конференции с использованием программных продуктов Vinteo и Avaya, которые совместимы с оборудованием ВКС Polycom.
Статья: Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)<6> См.: Постановление Верховного Суда РФ от 18 марта 2021 г. N 11-АД20-25; Вопрос 22 из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 г.).
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)<6> См.: Постановление Верховного Суда РФ от 18 марта 2021 г. N 11-АД20-25; Вопрос 22 из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 г.).
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<4> Пункт 14 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 // БВС РФ. 2020. N 5. С. 44.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<4> Пункт 14 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 // БВС РФ. 2020. N 5. С. 44.
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)<34> Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.).
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)<34> Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.).
Статья: Конвергенция правовой науки и юридической практики
(Лусегенова З.С., Тихонов В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)До 18 марта 2020 г., даты принятия совместного Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации (далее также - РФ) и Президиума Совета Судей РФ <1>, тенденции развития российской правовой системы в целом и отдельных ее составляющих - отраслей права (законодательства), юридической науки и практики характеризовались общностью социально-политической, экономической среды, однотипностью воздействующих на процесс их развития обстоятельств. Угроза инфицирования населения России новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) породила целый ряд неведомых ранее правовых проблем, конфликт социальных и экономических интересов государства, общества и личности. Правовая наука - юридическая практика - юридическое образование триедины, и в зависимости от поставленной законодателем цели, используемых правоприменителем средств ее достижения предопределяют характер деятельности, направленной на достижение намеченного результата, моделируют поведение всех участников общественных отношений. История с пандемией показала, что правовая наука еще пытается осознать трансформацию права в экстремальных условиях, в то время как судебная практика приобрела первые ориентиры по вопросам применения процессуального, гражданского, уголовного законодательства, законодательства о банкротстве и об административных правонарушениях <2>. В обзоре Верховный Суд РФ разъяснил ключевые моменты судебной практики: 1) процессуальные вопросы, связанные с невозможностью рассмотрения дел в установленные законодательством сроки; 2) вопросы исполнения гражданско-правовых обязательств в условиях ограничительных режимов; 3) применение банкротного законодательства в условиях объявленного моратория для должников; 4) вопросы квалификации составов уголовной и административной ответственности за правонарушения в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции.
(Лусегенова З.С., Тихонов В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)До 18 марта 2020 г., даты принятия совместного Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации (далее также - РФ) и Президиума Совета Судей РФ <1>, тенденции развития российской правовой системы в целом и отдельных ее составляющих - отраслей права (законодательства), юридической науки и практики характеризовались общностью социально-политической, экономической среды, однотипностью воздействующих на процесс их развития обстоятельств. Угроза инфицирования населения России новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) породила целый ряд неведомых ранее правовых проблем, конфликт социальных и экономических интересов государства, общества и личности. Правовая наука - юридическая практика - юридическое образование триедины, и в зависимости от поставленной законодателем цели, используемых правоприменителем средств ее достижения предопределяют характер деятельности, направленной на достижение намеченного результата, моделируют поведение всех участников общественных отношений. История с пандемией показала, что правовая наука еще пытается осознать трансформацию права в экстремальных условиях, в то время как судебная практика приобрела первые ориентиры по вопросам применения процессуального, гражданского, уголовного законодательства, законодательства о банкротстве и об административных правонарушениях <2>. В обзоре Верховный Суд РФ разъяснил ключевые моменты судебной практики: 1) процессуальные вопросы, связанные с невозможностью рассмотрения дел в установленные законодательством сроки; 2) вопросы исполнения гражданско-правовых обязательств в условиях ограничительных режимов; 3) применение банкротного законодательства в условиях объявленного моратория для должников; 4) вопросы квалификации составов уголовной и административной ответственности за правонарушения в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Статья: Процессуальные судебные сроки в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации: особенности их продления, приостановления, восстановления
(Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)Постановлением Президиума судей при Верховном Суде РФ, Президиума Верховного Суда РФ от 18 марта 2020 г. <5> с 19 марта 2020 г. по 10 апреля 2020 г. во всех судах России были незамедлительно предприняты меры, исключающие распространение коронавирусной инфекции (приостановление личного приема граждан), т.е. с указанного времени судами не проводились подготовка дел к судебным заседаниям, предварительные и собственно судебные заседания, ознакомление физических, юридических лиц с материалами дела, направление судебной документации производилось заказными письмами через Почту РФ, электронные интернет-приемные судов, в некоторых судах были выставлены специальные боксы для принятия заявлений, ходатайств, других документов, входящие номера и даты на экземплярах подающих документы не проставлялись. Судам рекомендовалось рассматривать только дела безотлагательного характера, к примеру, об избрании, продлении, отмене, изменении мер пресечения, о защите интересов несовершеннолетних, другие, также в порядке приказного, упрощенного производства; при наличии технической возможности рассматривать дела путем использования систем видео-конференц-связи.
(Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)Постановлением Президиума судей при Верховном Суде РФ, Президиума Верховного Суда РФ от 18 марта 2020 г. <5> с 19 марта 2020 г. по 10 апреля 2020 г. во всех судах России были незамедлительно предприняты меры, исключающие распространение коронавирусной инфекции (приостановление личного приема граждан), т.е. с указанного времени судами не проводились подготовка дел к судебным заседаниям, предварительные и собственно судебные заседания, ознакомление физических, юридических лиц с материалами дела, направление судебной документации производилось заказными письмами через Почту РФ, электронные интернет-приемные судов, в некоторых судах были выставлены специальные боксы для принятия заявлений, ходатайств, других документов, входящие номера и даты на экземплярах подающих документы не проставлялись. Судам рекомендовалось рассматривать только дела безотлагательного характера, к примеру, об избрании, продлении, отмене, изменении мер пресечения, о защите интересов несовершеннолетних, другие, также в порядке приказного, упрощенного производства; при наличии технической возможности рассматривать дела путем использования систем видео-конференц-связи.
Статья: Применение правовой категории существенного изменения обстоятельств при разрешении коммерческих споров: сравнительный подход
(Горячева А.И., Власенко Я.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)<6> Вопрос 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.).
(Горячева А.И., Власенко Я.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)<6> Вопрос 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.).
Статья: Применение гражданского процессуального закона во времени
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)По общему правилу процессуальные законы принимаются на неопределенное время. Исключение составляют законы, принимаемые для достижения определенных целей. Такие процессуальные законы в области гражданского процессуального права до недавнего времени существовали в большей мере на уровне теоретической возможности, нежели были реальностью. Но реальность пришла в виде законоположений принимаемых во всем их ситуационном множестве в условиях пандемии <9>. Абсолютное большинство эти актов касаются главным образом отраслей материального права, но есть и те, которые регулируют процессуальные вопросы. Речь о нормативных документах оперативного порядка, издаваемых на уровне постановлений Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей <10>.
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)По общему правилу процессуальные законы принимаются на неопределенное время. Исключение составляют законы, принимаемые для достижения определенных целей. Такие процессуальные законы в области гражданского процессуального права до недавнего времени существовали в большей мере на уровне теоретической возможности, нежели были реальностью. Но реальность пришла в виде законоположений принимаемых во всем их ситуационном множестве в условиях пандемии <9>. Абсолютное большинство эти актов касаются главным образом отраслей материального права, но есть и те, которые регулируют процессуальные вопросы. Речь о нормативных документах оперативного порядка, издаваемых на уровне постановлений Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей <10>.
Статья: Экстраординарные ситуации в гражданском процессуальном праве: место и значение
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Анализу были подвергнуты позиции, содержащиеся в совместных Постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. N 821, от 29 апреля 2020 г. N 822 <11>, опыт деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, уделено внимание вопросам трансформации принципов цивилистического процесса в условиях деритуализации и дематериализации правосудия <12>, процессуальным срокам в период распространения коронавирусной инфекции <13>, исследован вопрос о применении мессенджеров, веб-конференций, систем видеоконференц-связи при рассмотрении дел судом <14>, <15>, <16>, проведены сравнительно-правовые исследования о влиянии пандемии коронавируса и кризиса систем здравоохранения различных государств на цивилистический процесс <17>, <18>, <19> и др.
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Анализу были подвергнуты позиции, содержащиеся в совместных Постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. N 821, от 29 апреля 2020 г. N 822 <11>, опыт деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, уделено внимание вопросам трансформации принципов цивилистического процесса в условиях деритуализации и дематериализации правосудия <12>, процессуальным срокам в период распространения коронавирусной инфекции <13>, исследован вопрос о применении мессенджеров, веб-конференций, систем видеоконференц-связи при рассмотрении дел судом <14>, <15>, <16>, проведены сравнительно-правовые исследования о влиянии пандемии коронавируса и кризиса систем здравоохранения различных государств на цивилистический процесс <17>, <18>, <19> и др.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Наблюдалась и несвоевременная реакция высших судебных инстанций. Так, Президиум Верховного Суда РФ только 21 апреля 2020 г. утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 <8>, а Конституционный Суд РФ только в конце 2020 г. в своем Постановлении от 25 декабря 2020 г. N 49-П смог дать оценку конституционности вводимых актами главы субъекта РФ ограничений прав и свобод человека, в совокупности с отдельными положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях <9>. В период распространения эпидемии коронавируса Президентом РФ был издан целый ряд указов <10>, в соответствии с которыми в период действия санитарно-эпидемиологических ограничений для населения отдельные организации, отнесенные к структурам жизнеобеспечения, продолжали функционировать, при этом даже на уровне главы государства исчерпывающего перечня таких структур не было установлено. Более того, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и без того неопределенный перечень исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации можно было расширять. В условиях такой широты усмотрения и неопределенности большинство органов власти, да и работодатели весьма "разновекторно" определяли список структур жизнеобеспечения и объемы ограничений, что несомненно влияло на появление крайне неоднородной правоприменительной и судебной практики, в особенности по привлечению физических лиц к административной ответственности, повлекло общественный резонанс с последующим фактическим пересмотром устоявшихся в правовой доктрине положений о конституционно-правовом механизме ограничения конституционных прав и свобод человека.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Наблюдалась и несвоевременная реакция высших судебных инстанций. Так, Президиум Верховного Суда РФ только 21 апреля 2020 г. утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 <8>, а Конституционный Суд РФ только в конце 2020 г. в своем Постановлении от 25 декабря 2020 г. N 49-П смог дать оценку конституционности вводимых актами главы субъекта РФ ограничений прав и свобод человека, в совокупности с отдельными положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях <9>. В период распространения эпидемии коронавируса Президентом РФ был издан целый ряд указов <10>, в соответствии с которыми в период действия санитарно-эпидемиологических ограничений для населения отдельные организации, отнесенные к структурам жизнеобеспечения, продолжали функционировать, при этом даже на уровне главы государства исчерпывающего перечня таких структур не было установлено. Более того, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и без того неопределенный перечень исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации можно было расширять. В условиях такой широты усмотрения и неопределенности большинство органов власти, да и работодатели весьма "разновекторно" определяли список структур жизнеобеспечения и объемы ограничений, что несомненно влияло на появление крайне неоднородной правоприменительной и судебной практики, в особенности по привлечению физических лиц к административной ответственности, повлекло общественный резонанс с последующим фактическим пересмотром устоявшихся в правовой доктрине положений о конституционно-правовом механизме ограничения конституционных прав и свобод человека.