Постановление коронавирус налоговая
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановление коронавирус налоговая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Между налоговым органом и должником возник спор о включении в реестр требований кредиторов пеней, начисленных в период действия "коронавирусного моратория", установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428. По мнению налогоплательщика, мораторий на банкротство, введенный в период COVID-19, имеет универсальный характер и распространяет свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений, поскольку неприменение указанного моратория нарушает принцип равенства всех перед законом и судом. Суд отклонил указанные доводы и вынес решение в пользу налогового органа. Суд установил, что код ОКВЭД основного вида деятельности должника не включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. Следовательно, общество не относится к лицам, на которых распространялось действие указанного моратория.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Между налоговым органом и должником возник спор о включении в реестр требований кредиторов пеней, начисленных в период действия "коронавирусного моратория", установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428. По мнению налогоплательщика, мораторий на банкротство, введенный в период COVID-19, имеет универсальный характер и распространяет свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений, поскольку неприменение указанного моратория нарушает принцип равенства всех перед законом и судом. Суд отклонил указанные доводы и вынес решение в пользу налогового органа. Суд установил, что код ОКВЭД основного вида деятельности должника не включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. Следовательно, общество не относится к лицам, на которых распространялось действие указанного моратория.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)Неправомерен отказ в предоставлении СМСП субсидии в связи с коронавирусом из-за задолженности по авансам
(КонсультантПлюс, 2025)Неправомерен отказ в предоставлении СМСП субсидии в связи с коронавирусом из-за задолженности по авансам
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, продлили отдельные сроки уплаты налогов и авансовых платежей (пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Если их деятельность указана в специальном Перечне из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, сроки для них продлены дополнительно (пп. "г" п. 1 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, продлили отдельные сроки уплаты налогов и авансовых платежей (пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Если их деятельность указана в специальном Перечне из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, сроки для них продлены дополнительно (пп. "г" п. 1 указанного Постановления).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) коронавируса по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. Также учитываются расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение этих изделий до состояния готовности к использованию.
(КонсультантПлюс, 2025)при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) коронавируса по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. Также учитываются расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение этих изделий до состояния готовности к использованию.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Готовое решение: Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)организации или ИП, получающие доход преимущественно от деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса, при условии, что сведения о них включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей. Отсрочку по уплате налогов и страховых взносов такие организации (ИП) могут получить, если они отвечают определенным требованиям (п. 13(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Но они не могут получить рассрочку платежей в связи с распространением коронавируса (пп. "в" п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
(КонсультантПлюс, 2025)организации или ИП, получающие доход преимущественно от деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса, при условии, что сведения о них включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей. Отсрочку по уплате налогов и страховых взносов такие организации (ИП) могут получить, если они отвечают определенным требованиям (п. 13(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Но они не могут получить рассрочку платежей в связи с распространением коронавируса (пп. "в" п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации медицинских изделий для предупреждения и предотвращения распространения 2019-nCoV, а именно аппаратов искусственной вентиляции легких.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-07-07/126777)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 11 декабря 2024 г., и по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации медицинских изделий, поименованных в пункте 58 раздела V "Медицинские товары для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 (далее соответственно - Перечень, постановление от 30 сентября 2015 г. N 1042), сообщает.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-07-07/126777)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 11 декабря 2024 г., и по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации медицинских изделий, поименованных в пункте 58 раздела V "Медицинские товары для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 (далее соответственно - Перечень, постановление от 30 сентября 2015 г. N 1042), сообщает.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, самозанятым гражданам предоставлена возможность получения субсидий из федерального бюджета в связи с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях возмещения расходов получателей субсидии, понесенных ими на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 г. на основании Постановления Правительства от 29.05.2020 N 783. В этот нормативном правовом акте определено, что условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении "Мой налог", предусмотренном Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, самозанятым гражданам предоставлена возможность получения субсидий из федерального бюджета в связи с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях возмещения расходов получателей субсидии, понесенных ими на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 г. на основании Постановления Правительства от 29.05.2020 N 783. В этот нормативном правовом акте определено, что условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении "Мой налог", предусмотренном Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.
Статья: Трудовая книжка - бумажная или электронная (проблемы и перспективы совершенствования законодательства)
(Холодионова Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<13> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19". URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14155.
(Холодионова Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<13> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19". URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14155.
Готовое решение: Получение до 31 декабря 2022 г. включительно отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2022)в связи с коронавирусом (п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
(КонсультантПлюс, 2022)в связи с коронавирусом (п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
Статья: Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)<17> Постановление Правительства РФ от 29 мая 2020 г. N 783 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" // СПС "КонсультантПлюс".
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)<17> Постановление Правительства РФ от 29 мая 2020 г. N 783 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" // СПС "КонсультантПлюс".
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Начисление пени законодательство о налогах и сборах связывает не с периодом проведения налоговой проверки, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика. Распространение новой коронавирусной инфекции, проведение СВО сами по себе не являются основанием для переноса срока исполнения обязанности по уплате налогов и освобождения от уплаты пени за соответствующий период просрочки (Постановление АС МО от 28.04.2023 N Ф05-7448/2023 по делу N А40-121593/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Начисление пени законодательство о налогах и сборах связывает не с периодом проведения налоговой проверки, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика. Распространение новой коронавирусной инфекции, проведение СВО сами по себе не являются основанием для переноса срока исполнения обязанности по уплате налогов и освобождения от уплаты пени за соответствующий период просрочки (Постановление АС МО от 28.04.2023 N Ф05-7448/2023 по делу N А40-121593/2022).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Правительством Российской Федерации были утверждены меры поддержки предпринимателей в целях минимизации негативных последствий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В их числе отложение сроков предоставления отчетности и уплаты установленных налогов и сборов.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Правительством Российской Федерации были утверждены меры поддержки предпринимателей в целях минимизации негативных последствий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В их числе отложение сроков предоставления отчетности и уплаты установленных налогов и сборов.