Постановка ндпи
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка ндпи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как поставить на учет в налоговом органе российскую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как встать на учет в налоговом органе плательщику НДПИ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как встать на учет в налоговом органе плательщику НДПИ
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Описание ситуации: Обществом в 2022 г. получено уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых, подтверждающее постановку с 2017 г. в соответствии со ст. 335 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Описание ситуации: Обществом в 2022 г. получено уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых, подтверждающее постановку с 2017 г. в соответствии со ст. 335 НК РФ.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых
(ред. от 17.11.2025)Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время ни в одном из налоговых договоров России указанный налог не включен в перечень регулируемых налогов, по которым устраняется двойное налогообложение. В пользу обоснованности отмеченного подхода говорят положения ст. 335 "Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" и ст. 336 "Объект налогообложения" НК РФ. В частности, статус налогоплательщика данного налога и необходимость постановки его на учет связываются с предоставлением данному плательщику участка недр в пользование (п. 1 ст. 335), а объектом налогообложения признаются добытые из недр на территории РФ либо из недр на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях полезные ископаемые (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 336) <372>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время ни в одном из налоговых договоров России указанный налог не включен в перечень регулируемых налогов, по которым устраняется двойное налогообложение. В пользу обоснованности отмеченного подхода говорят положения ст. 335 "Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" и ст. 336 "Объект налогообложения" НК РФ. В частности, статус налогоплательщика данного налога и необходимость постановки его на учет связываются с предоставлением данному плательщику участка недр в пользование (п. 1 ст. 335), а объектом налогообложения признаются добытые из недр на территории РФ либо из недр на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях полезные ископаемые (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 336) <372>.
Готовое решение: Как платят налоги организации до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если у вас несколько участков в одном регионе, то по всем участкам платите налог в одну инспекцию, которая поставила вас на учет как плательщика НДПИ и выдала соответствующее уведомление (п. 1 ст. 335 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.12.2013 N 03-06-05-01/54697 (направлено Письмом ФНС России от 23.01.2014 N ГД-19-3/12)).
(КонсультантПлюс, 2022)Если у вас несколько участков в одном регионе, то по всем участкам платите налог в одну инспекцию, которая поставила вас на учет как плательщика НДПИ и выдала соответствующее уведомление (п. 1 ст. 335 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.12.2013 N 03-06-05-01/54697 (направлено Письмом ФНС России от 23.01.2014 N ГД-19-3/12)).
Статья: Проблема возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, при формировании отвалов вскрышных пород в результате хозяйственной деятельности недропользователя
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Вместе с тем возможна ситуация, когда вскрышные породы пользователем недр размещаются в границах территории горного отвода. В связи с этим хозяйствующий субъект после проведения первичной геолого-экономической оценки и получения заключения о признании вскрышных пород в качестве минерального сырья аналогичным образом, указанным ранее, получает участок недр местного значения субъекта РФ. При этом данное минеральное сырье недропользователь может использовать для собственных нужд, без получения новой лицензии, при условии уплаты налога на добычу полезных ископаемых, дальнейшего изучения и постановки на баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых. При условии, если недропользователь не выполнил соответствующих действий, он может быть привлечен к ответственности по возмещению вреда, причиненного недрам <18>. Как верно отмечается рядом авторов, в целях улучшения экологической обстановки, ликвидации или сокращения источников загрязнения окружающей среды в рамках законодательства о недрах необходимо предусмотреть обязательное определение балансовой принадлежности временно не используемых продуктов добычи и переработки полезных ископаемых <19>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Вместе с тем возможна ситуация, когда вскрышные породы пользователем недр размещаются в границах территории горного отвода. В связи с этим хозяйствующий субъект после проведения первичной геолого-экономической оценки и получения заключения о признании вскрышных пород в качестве минерального сырья аналогичным образом, указанным ранее, получает участок недр местного значения субъекта РФ. При этом данное минеральное сырье недропользователь может использовать для собственных нужд, без получения новой лицензии, при условии уплаты налога на добычу полезных ископаемых, дальнейшего изучения и постановки на баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых. При условии, если недропользователь не выполнил соответствующих действий, он может быть привлечен к ответственности по возмещению вреда, причиненного недрам <18>. Как верно отмечается рядом авторов, в целях улучшения экологической обстановки, ликвидации или сокращения источников загрязнения окружающей среды в рамках законодательства о недрах необходимо предусмотреть обязательное определение балансовой принадлежности временно не используемых продуктов добычи и переработки полезных ископаемых <19>.