Постановка на забаланс
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на забаланс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Регистрация права оперативного управления (его прекращения)
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... пришли к правильным выводам о том, что спорный объект, при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления, не мог быть поставлен на баланс института, а информация о стоимости данного объекта, до момента получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, должна быть отражена на забалансовом счете института; документом, подтверждающим стоимость объекта, в отношении которого должна быть осуществлена регистрация права оперативного управления, может являться справка о балансовой стоимости объекта недвижимости в произвольной форме..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... пришли к правильным выводам о том, что спорный объект, при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления, не мог быть поставлен на баланс института, а информация о стоимости данного объекта, до момента получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, должна быть отражена на забалансовом счете института; документом, подтверждающим стоимость объекта, в отношении которого должна быть осуществлена регистрация права оперативного управления, может являться справка о балансовой стоимости объекта недвижимости в произвольной форме..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Кроме того, в решениях судов разных уровней есть неоднократные указания на то, что АО "Солид-товарные рынки" передавало (а не продавало) нефтепродукты своим клиентам, о чем составлялся отчет комиссионера. Однако не дан анализ соответствующих бухгалтерских документов, проводок по бухгалтерии и особенностей постановки на баланс или на забалансовые счета АО "Солид-товарные рынки" соответствующих товаров. Не представлены и не рассмотрены бухгалтерские проводки по балансу ООО "А-Ойл", а также конечных приобретателей товара. Не ясен также вопрос с налогообложением передаваемых нефтепродуктов, что имеет особое значение для квалификации действий нефтетрейдеров и их клиентов, а также влияет на ценообразование.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Кроме того, в решениях судов разных уровней есть неоднократные указания на то, что АО "Солид-товарные рынки" передавало (а не продавало) нефтепродукты своим клиентам, о чем составлялся отчет комиссионера. Однако не дан анализ соответствующих бухгалтерских документов, проводок по бухгалтерии и особенностей постановки на баланс или на забалансовые счета АО "Солид-товарные рынки" соответствующих товаров. Не представлены и не рассмотрены бухгалтерские проводки по балансу ООО "А-Ойл", а также конечных приобретателей товара. Не ясен также вопрос с налогообложением передаваемых нефтепродуктов, что имеет особое значение для квалификации действий нефтетрейдеров и их клиентов, а также влияет на ценообразование.
Статья: Учет обеспечения по размещенным средствам: "не новые" требования, с которыми знакомы не все
(Старикова А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 3)В Письме вновь подчеркивалась мысль о том, что обеспечение ставится на внебалансовые счета только по размещенным денежным средствам, отраженным на балансовых счетах, к примеру кредитам.
(Старикова А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 3)В Письме вновь подчеркивалась мысль о том, что обеспечение ставится на внебалансовые счета только по размещенным денежным средствам, отраженным на балансовых счетах, к примеру кредитам.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)поступление доходов в рублях на лицевой счет автономного учреждения отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 "Расчеты по доходам" и дебету счета 020111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства". Одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции (товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции (товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 "Обеспечение исполнения обязательств";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)поступление доходов в рублях на лицевой счет автономного учреждения отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 "Расчеты по доходам" и дебету счета 020111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства". Одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции (товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции (товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 "Обеспечение исполнения обязательств";
<Письмо> ФНС России от 19.02.2024 N БВ-4-7/1786@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Таким образом, выводы судов о том, что положения подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем, не могут быть признаны правомерными.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Таким образом, выводы судов о том, что положения подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем, не могут быть признаны правомерными.
Вопрос: Нужно ли представлять корректировочное уведомление о прослеживаемых ОС, если при переходе на ФСБУ 6/2020 стоимость этих ОС в бухгалтерском учете была списана, а сами основные средства поставлены на забалансовый счет?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В организации по состоянию на 08.07.2021 была проведена инвентаризация активов, подлежащих прослеживаемости, и поданы уведомления об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. При заполнении уведомления по основным средствам, полностью самортизированным, в строке 18 уведомления поставлен 0.
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В организации по состоянию на 08.07.2021 была проведена инвентаризация активов, подлежащих прослеживаемости, и поданы уведомления об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. При заполнении уведомления по основным средствам, полностью самортизированным, в строке 18 уведомления поставлен 0.
Статья: Выплата действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
(Лаптев В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)При назначении судебной экспертизы суд вправе, помимо общего вопроса (какова действительная стоимость соответствующей доли в уставном капитале), поставить перед экспертом дополнительный вопрос о проверке факта надлежащего ведения бухгалтерского учета и отражения сведений об имуществе или об обязательствах общества в валюте баланса. Нередко судам приходится указывать на необходимость расчета выплаты с учетом рыночной стоимости актива общества (движимого и недвижимого имущества) <37>. Суммы НДС при расчете такой действительной стоимости не учитываются <38>, учитывается лишь НДС по приобретенным ценностям <39>. Любопытно, что права аренды, учитываемые на забалансовых счетах общества, не включаются в расчет выплаты <40>, даже если такие права составляют ключевой актив общества (например, долгосрочная аренда земельного участка под строительный рынок либо здания бизнес-центра по льготной цене и с правом их сдачи в субаренду).
(Лаптев В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)При назначении судебной экспертизы суд вправе, помимо общего вопроса (какова действительная стоимость соответствующей доли в уставном капитале), поставить перед экспертом дополнительный вопрос о проверке факта надлежащего ведения бухгалтерского учета и отражения сведений об имуществе или об обязательствах общества в валюте баланса. Нередко судам приходится указывать на необходимость расчета выплаты с учетом рыночной стоимости актива общества (движимого и недвижимого имущества) <37>. Суммы НДС при расчете такой действительной стоимости не учитываются <38>, учитывается лишь НДС по приобретенным ценностям <39>. Любопытно, что права аренды, учитываемые на забалансовых счетах общества, не включаются в расчет выплаты <40>, даже если такие права составляют ключевой актив общества (например, долгосрочная аренда земельного участка под строительный рынок либо здания бизнес-центра по льготной цене и с правом их сдачи в субаренду).
Статья: Инвентаризация в образовательных учреждениях в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Если задолженность, числящаяся на балансе, признана комиссией безнадежной, ее списание отражается такой же записью, но без постановки задолженности на забалансовый учет.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Если задолженность, числящаяся на балансе, признана комиссией безнадежной, ее списание отражается такой же записью, но без постановки задолженности на забалансовый учет.
Статья: Цифровые финансовые активы: классификация, объекты учета и порядок их отражения
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Для компаний, использующих исключительно нормы РСБУ, практическая реализация положений МСФО (включая учет ЦФА по справедливой стоимости и их регулярную переоценку), с одной стороны, будет способствовать повышению прозрачности финансовой отчетности, но с другой - приведет к существенным трудовым затратам, что может поставить под сомнение соблюдение принципа рационального ведения финансового учета.
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Для компаний, использующих исключительно нормы РСБУ, практическая реализация положений МСФО (включая учет ЦФА по справедливой стоимости и их регулярную переоценку), с одной стороны, будет способствовать повышению прозрачности финансовой отчетности, но с другой - приведет к существенным трудовым затратам, что может поставить под сомнение соблюдение принципа рационального ведения финансового учета.
Статья: Правовые позиции судов по вопросам налогообложения
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем, не могут быть признаны правомерными.
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем, не могут быть признаны правомерными.
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с функционированием сервиса "Платформа ЗСК" и информированием кредитными организациями Банка России о клиентах - юрлицах и ИП в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 30.05.2023 N 12-4-2/4071)1.2.2. Вправе ли кредитная организация осуществлять начисления и постановку в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Распоряжения, не исполненные в срок" комиссии банка за расчетно-кассовое обслуживание, за дистанционное банковское обслуживание, обслуживание банковских карт?
(Письмо Банка России от 30.05.2023 N 12-4-2/4071)1.2.2. Вправе ли кредитная организация осуществлять начисления и постановку в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Распоряжения, не исполненные в срок" комиссии банка за расчетно-кассовое обслуживание, за дистанционное банковское обслуживание, обслуживание банковских карт?
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете торговой организации получение товара от поставщика, если при его приемке обнаружен брак? Поставщик заменил товар ненадлежащего качества...
(Консультация эксперта, 2025)При замене поставщиком бракованного товара его стоимость списывается с забалансового учета. Одновременно принимается к учету качественный товар, поставленный контрагентом взамен бракованного.
(Консультация эксперта, 2025)При замене поставщиком бракованного товара его стоимость списывается с забалансового учета. Одновременно принимается к учету качественный товар, поставленный контрагентом взамен бракованного.
Статья: Обзор писем Минфина по вопросам бухгалтерского учета
(Опарина С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 8)В Письме Минфина России от 05.05.2023 N 02-06-10/42090 разъясняется, что передача учреждением материальных ценностей иному юридическому лицу в целях осуществления последним права владения (распоряжения) передаваемым имуществом с отражением операций по забалансовым счетам (без постановки на балансовый учет соответствующего актива) не предусмотрена. Отмечено, что согласно п. 374 Инструкции N 157н <1> аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов) в порядке, установленном учреждением (субъектом учета) в рамках формирования его учетной политики.
(Опарина С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 8)В Письме Минфина России от 05.05.2023 N 02-06-10/42090 разъясняется, что передача учреждением материальных ценностей иному юридическому лицу в целях осуществления последним права владения (распоряжения) передаваемым имуществом с отражением операций по забалансовым счетам (без постановки на балансовый учет соответствующего актива) не предусмотрена. Отмечено, что согласно п. 374 Инструкции N 157н <1> аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов) в порядке, установленном учреждением (субъектом учета) в рамках формирования его учетной политики.
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Дополнительный драйвер роста социальных издержек - это неконтролируемое непрозрачное увеличение размера забалансовых обязательств, т.е. не учтенных в бюджете публично-правового образования денежных обязательств, возникающих на основании ГЧП-соглашений с течением времени <63>. Предвидеть общий размер таких денежных обязательств определенного публично-правового образования на определенном отрезке времени в будущем сложно, поскольку их возникновение зависит от различных обстоятельств <64>. К настоящему моменту организован общероссийский мониторинг таких обязательств силами Минэкономразвития России <65>, однако усилий одного государственного органа по мониторингу бюджетных рисков в масштабе всех публично-правовых образований может быть недостаточно для своевременного реагирования на возможную проблему с бюджетным финансированием: если в какой-то финансовый год расходы на исполнение ГЧП-соглашения окажутся существенными, то они могут повлиять на возможность расходования бюджетных средств на иные цели. Участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений на транспарентной основе помогло бы сдерживать рост забалансовых обязательств.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Дополнительный драйвер роста социальных издержек - это неконтролируемое непрозрачное увеличение размера забалансовых обязательств, т.е. не учтенных в бюджете публично-правового образования денежных обязательств, возникающих на основании ГЧП-соглашений с течением времени <63>. Предвидеть общий размер таких денежных обязательств определенного публично-правового образования на определенном отрезке времени в будущем сложно, поскольку их возникновение зависит от различных обстоятельств <64>. К настоящему моменту организован общероссийский мониторинг таких обязательств силами Минэкономразвития России <65>, однако усилий одного государственного органа по мониторингу бюджетных рисков в масштабе всех публично-правовых образований может быть недостаточно для своевременного реагирования на возможную проблему с бюджетным финансированием: если в какой-то финансовый год расходы на исполнение ГЧП-соглашения окажутся существенными, то они могут повлиять на возможность расходования бюджетных средств на иные цели. Участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений на транспарентной основе помогло бы сдерживать рост забалансовых обязательств.
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте такое имущество на основании акта, решения ППО о признании движимого имущества бесхозяйным (постановке его на учет в реестре бесхозяйного имущества). Ведите учет на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" в условной оценке: один объект - один рубль. Это нужно делать до момента, когда суд признает право государственной (муниципальной) собственности на него. Малоценные объекты учитывайте на данном счете до принятия акта (решения) об их обращении в собственность ППО (п. 335 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте такое имущество на основании акта, решения ППО о признании движимого имущества бесхозяйным (постановке его на учет в реестре бесхозяйного имущества). Ведите учет на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" в условной оценке: один объект - один рубль. Это нужно делать до момента, когда суд признает право государственной (муниципальной) собственности на него. Малоценные объекты учитывайте на данном счете до принятия акта (решения) об их обращении в собственность ППО (п. 335 Инструкции N 157н).