Постановка контракта на учет в уполномоченном банке
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка контракта на учет в уполномоченном банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Резидент РФ и нерезидент заключили международный контракт. Контракт поставлен на учет в уполномоченном банке. Нужно ли предоставлять в уполномоченный банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, если в настоящее время требование о репатриации разрешено не исполнять?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Резидент РФ и нерезидент заключили международный контракт. Контракт поставлен на учет в уполномоченном банке. Нужно ли предоставлять в уполномоченный банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, если в настоящее время требование о репатриации разрешено не исполнять?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Резидент РФ и нерезидент заключили международный контракт. Контракт поставлен на учет в уполномоченном банке. Нужно ли предоставлять в уполномоченный банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, если в настоящее время требование о репатриации разрешено не исполнять?
Вопрос: Может ли организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, экспортирующая товар в страны ЕАЭС, быть привлечена к административной ответственности, если в статистической форме учета перемещения товаров не указан уникальный номер контракта, поставленного на учет в уполномоченном банке?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Может ли организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, экспортирующая товар в страны ЕАЭС, быть привлечена к административной ответственности, если в статистической форме учета перемещения товаров не указан уникальный номер контракта, поставленного на учет в уполномоченном банке?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Может ли организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, экспортирующая товар в страны ЕАЭС, быть привлечена к административной ответственности, если в статистической форме учета перемещения товаров не указан уникальный номер контракта, поставленного на учет в уполномоченном банке?
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Глава 14. Учет банком УК операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов по контрактам, поставленным на учет в уполномоченном банке
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Глава 14. Учет банком УК операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов по контрактам, поставленным на учет в уполномоченном банке
Статья: Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Нужно отметить, что долгие годы валютное регулирование во многом расценивалось как пережиток переходной экономики. Например, в 2018 г. Центр стратегических разработок, возглавляемый на тот момент бывшим министром финансов РФ А. Кудриным, выступил с предложением полностью отказаться от валютного регулирования и валютного контроля <7>. Действительно, на протяжении практически 30 лет законодатель последовательно отказывался от валютных ограничений и иным образом упрощал порядок проведения валютных операций. Например, с начала 2000-х гг. из числа валютных ценностей были исключены драгоценные металлы, отменена обязательная продажа валютной выручки, произошел отказ от паспорта сделки в пользу постановки контракта на учет в уполномоченном банке и т.д. Данный процесс принято именовать либерализацией. Вместе с тем И.В. Хаменушко абсолютно обоснованно указывает на то, что "в неблагоприятные периоды экономического спада наблюдается обратная тенденция" <8>. Сказанное в полной мере характерно для текущего этапа развития валютного законодательства.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Нужно отметить, что долгие годы валютное регулирование во многом расценивалось как пережиток переходной экономики. Например, в 2018 г. Центр стратегических разработок, возглавляемый на тот момент бывшим министром финансов РФ А. Кудриным, выступил с предложением полностью отказаться от валютного регулирования и валютного контроля <7>. Действительно, на протяжении практически 30 лет законодатель последовательно отказывался от валютных ограничений и иным образом упрощал порядок проведения валютных операций. Например, с начала 2000-х гг. из числа валютных ценностей были исключены драгоценные металлы, отменена обязательная продажа валютной выручки, произошел отказ от паспорта сделки в пользу постановки контракта на учет в уполномоченном банке и т.д. Данный процесс принято именовать либерализацией. Вместе с тем И.В. Хаменушко абсолютно обоснованно указывает на то, что "в неблагоприятные периоды экономического спада наблюдается обратная тенденция" <8>. Сказанное в полной мере характерно для текущего этапа развития валютного законодательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом положений абз. 6 ч. 5 комментируемой статьи в Методических рекомендациях по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам <305>, утв. Банком России 12 сентября 2018 г. N 22-МР, отмечено следующее:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом положений абз. 6 ч. 5 комментируемой статьи в Методических рекомендациях по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам <305>, утв. Банком России 12 сентября 2018 г. N 22-МР, отмечено следующее:
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Следует отметить, что обязательность продажи части валютной выручки не ограничивается теми внешнеторговыми контрактами (кредитными договорами), которые ставятся на учет в уполномоченных банках. Согласно Указу Президента РФ N 79 и Разъяснению Банка России N 3-ОР требования об обязательной продаже иностранной валюты распространяются на резидентов, являющихся стороной внешнеторговых контрактов, независимо от постановки таких контрактов на учет в уполномоченных банках в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Следует отметить, что обязательность продажи части валютной выручки не ограничивается теми внешнеторговыми контрактами (кредитными договорами), которые ставятся на учет в уполномоченных банках. Согласно Указу Президента РФ N 79 и Разъяснению Банка России N 3-ОР требования об обязательной продаже иностранной валюты распространяются на резидентов, являющихся стороной внешнеторговых контрактов, независимо от постановки таких контрактов на учет в уполномоченных банках в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
Статья: ЦФА как средство платежа в международных контрактах: что изменилось в Инструкции N 181-И с 11 января
(Кулакова Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 2)Прежде всего, в новой редакции документа установлен порядок представления резидентами по внешнеэкономическим контрактам документов и информации, связанных с осуществлением операций с цифровыми правами (далее - ВЭД-контракты ЦП), а также сроки постановки таких контрактов на учет в уполномоченном банке. Порядок постановки на учет применяется к контрактам, минимальный размер обязательств по которым составляет не менее: по импортному контракту - эквивалента 3 млн руб., а по экспортному - 10 млн руб.
(Кулакова Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 2)Прежде всего, в новой редакции документа установлен порядок представления резидентами по внешнеэкономическим контрактам документов и информации, связанных с осуществлением операций с цифровыми правами (далее - ВЭД-контракты ЦП), а также сроки постановки таких контрактов на учет в уполномоченном банке. Порядок постановки на учет применяется к контрактам, минимальный размер обязательств по которым составляет не менее: по импортному контракту - эквивалента 3 млн руб., а по экспортному - 10 млн руб.
Готовое решение: Как отражать возврат товара в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)Если экспортный контракт поставлен на учет в уполномоченном банке, то при возврате товара по нему нужно подать в банк справку о подтверждающих документах и эти документы, поскольку происходит изменение суммы обязательств по контракту (п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).
(КонсультантПлюс, 2025)Если экспортный контракт поставлен на учет в уполномоченном банке, то при возврате товара по нему нужно подать в банк справку о подтверждающих документах и эти документы, поскольку происходит изменение суммы обязательств по контракту (п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Однако важно помнить, что уполномоченный банк контролирует исполнение обязательств по поставленному на учет внешнеторговому контракту, поэтому отмена требований о репатриации и возможность осуществления расчетов через счета в зарубежных банках не снимает с ИП обязанностей по постановке внешнеторгового договора (контракта) на учет в уполномоченном банке в случаях, указанных в Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, представлению в этот банк подтверждающих документов по операциям и завершению расчетов по контракту (при любой сумме контракта).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Однако важно помнить, что уполномоченный банк контролирует исполнение обязательств по поставленному на учет внешнеторговому контракту, поэтому отмена требований о репатриации и возможность осуществления расчетов через счета в зарубежных банках не снимает с ИП обязанностей по постановке внешнеторгового договора (контракта) на учет в уполномоченном банке в случаях, указанных в Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, представлению в этот банк подтверждающих документов по операциям и завершению расчетов по контракту (при любой сумме контракта).
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Однако ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" в регламентированные сроки не осуществило постановку внешнеторгового контракта на учет в уполномоченный банк. Это объяснялось тем, что между компанией и Альфа-банком возникли спорные ситуации касательно алгоритма постановки контракта на учет и в связи с закрытием валютных счетов ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" в данном банке. В силу того что в обязанности участников ВЭД входит постановка внешнеторговых контрактов на учет в банк, ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" должно было принять меры по исполнению своих обязанностей перед таможенными органами. То есть разногласия между участником ВЭД и уполномоченным банком не являются уважительной причиной для непостановки внешнеторгового контракта на учет в уполномоченный банк, что и привело к привлечению ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" к административной ответственности.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Однако ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" в регламентированные сроки не осуществило постановку внешнеторгового контракта на учет в уполномоченный банк. Это объяснялось тем, что между компанией и Альфа-банком возникли спорные ситуации касательно алгоритма постановки контракта на учет и в связи с закрытием валютных счетов ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" в данном банке. В силу того что в обязанности участников ВЭД входит постановка внешнеторговых контрактов на учет в банк, ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" должно было принять меры по исполнению своих обязанностей перед таможенными органами. То есть разногласия между участником ВЭД и уполномоченным банком не являются уважительной причиной для непостановки внешнеторгового контракта на учет в уполномоченный банк, что и привело к привлечению ООО "Денкрайзер Мануфактуринг" к административной ответственности.
Статья: Импорт основных средств
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)В соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция N 181-И) импортный контракт (проект контракта) подлежит постановке на учет в уполномоченном банке, если отвечает следующим условиям:
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)В соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция N 181-И) импортный контракт (проект контракта) подлежит постановке на учет в уполномоченном банке, если отвечает следующим условиям: