Пособия матерям одиночкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пособия матерям одиночкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Учет факта одинокого материнства в законодательстве
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Учет факта одинокого материнства в законодательстве
Ситуация: Как назначаются и выплачиваются детские пособия?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единовременное пособие при рождении ребенка матери-одиночке (единственному родителю) выплачивается в общем порядке.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единовременное пособие при рождении ребенка матери-одиночке (единственному родителю) выплачивается в общем порядке.
Статья: Время новых налоговых решений
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 11)Помимо колоссальных людских потерь одна из причин введения налога в 1941 году - рост пособий многодетным и одиноким матерям до 2,1 млрд руб., в два раза по сравнению с предыдущим годом. Но в целом фискальный эффект был незначительным: за 1941 - 1945 годы от граждан поступило 8 млрд руб. (0,7% всех бюджетных доходов).
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 11)Помимо колоссальных людских потерь одна из причин введения налога в 1941 году - рост пособий многодетным и одиноким матерям до 2,1 млрд руб., в два раза по сравнению с предыдущим годом. Но в целом фискальный эффект был незначительным: за 1941 - 1945 годы от граждан поступило 8 млрд руб. (0,7% всех бюджетных доходов).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
Готовое решение: Как выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка
(КонсультантПлюс, 2025)Есть ли особенности выплаты единовременного пособия при рождении ребенка матери-одиночке
(КонсультантПлюс, 2025)Есть ли особенности выплаты единовременного пособия при рождении ребенка матери-одиночке
Статья: Регистрация актов гражданского состояния в период Великой Отечественной войны: законодательство и правоприменение
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Действовала презумпция отцовства в отношении детей, рожденных в зарегистрированном браке. В отношении внебрачных детей больше не допускалось установление отцовства, заботу о детях, рожденных одинокой матерью, брало на себя государство. Одиноким матерям выплачивалось пособие на содержание ребенка. У внебрачного ребенка юридически отца не могло быть. Такое положение не исключало злоупотребления со стороны родителей ребенка, когда фактически совместно проживая и воспитывая детей, сожители получали периодическую материальную помощь от государства. В работе П.Л. Полянского, как результат анализа положений Указа 1944 г., представлено мнение, что "эффективное укрепление семьи могло осуществиться лишь при условии выявления и учета всех брачных связей... фактические браки мешали государству... наносили материальный ущерб законной семье" <9>. Положительно оценила Указ 1944 г. М.В. Антокольская, которая считает, что "существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путаницы и подрыва принципа моногамии, привести не могло" <10>. Действительно, государству необходимо в целях демографического учета населения регистрировать различные акты гражданского состояния, так как от правильного учета зависит социальная, демографическая и экономическая политика государства, планирование бюджетов и пр. В качестве меры, направленной на укрепление семьи и брака, было усложнение процедуры развода. Указ 1944 г. предусматривал публичность расторжения брака с объявлением об этом в газете, издаваемой по месту жительства разводящихся супругов. Была введена прогрессивная шкала государственных пошлин за регистрацию расторжения брака, на инициатора возлагалось: первый развод - пятьдесят рублей, второй - сто пятьдесят рублей, третий - триста рублей и т.д. Статистика разводов не отражала реального положения, пары фактически прекращали совместное проживание, но не оформляли распад семьи в органах ЗАГСа.
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Действовала презумпция отцовства в отношении детей, рожденных в зарегистрированном браке. В отношении внебрачных детей больше не допускалось установление отцовства, заботу о детях, рожденных одинокой матерью, брало на себя государство. Одиноким матерям выплачивалось пособие на содержание ребенка. У внебрачного ребенка юридически отца не могло быть. Такое положение не исключало злоупотребления со стороны родителей ребенка, когда фактически совместно проживая и воспитывая детей, сожители получали периодическую материальную помощь от государства. В работе П.Л. Полянского, как результат анализа положений Указа 1944 г., представлено мнение, что "эффективное укрепление семьи могло осуществиться лишь при условии выявления и учета всех брачных связей... фактические браки мешали государству... наносили материальный ущерб законной семье" <9>. Положительно оценила Указ 1944 г. М.В. Антокольская, которая считает, что "существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путаницы и подрыва принципа моногамии, привести не могло" <10>. Действительно, государству необходимо в целях демографического учета населения регистрировать различные акты гражданского состояния, так как от правильного учета зависит социальная, демографическая и экономическая политика государства, планирование бюджетов и пр. В качестве меры, направленной на укрепление семьи и брака, было усложнение процедуры развода. Указ 1944 г. предусматривал публичность расторжения брака с объявлением об этом в газете, издаваемой по месту жительства разводящихся супругов. Была введена прогрессивная шкала государственных пошлин за регистрацию расторжения брака, на инициатора возлагалось: первый развод - пятьдесят рублей, второй - сто пятьдесят рублей, третий - триста рублей и т.д. Статистика разводов не отражала реального положения, пары фактически прекращали совместное проживание, но не оформляли распад семьи в органах ЗАГСа.
Статья: Одинокое материнство как социально-правовое явление
(Тарусина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Из трех "ударов" по семье самый чувствительный и драматичный последовал в адрес правовых норм о внебрачном родительстве и детстве. Именно в связи с ним Указ 1944 г. квалифицировался в доктрине как "драконовский", отбросивший советское семейное законодательство на сто лет назад <8>. Под прикрытием решений о государственных наградах за многодетное материнство (правильных), о мизерных пособиях "матерям-одиночкам" и т.п. законодатель избыточно твердой рукой поделил всех родителей и детей на две неравноправные группы - по факту рождения последних в браке или вне брака, тем самым вернувшись к конструкции незаконного рождения и одновременно узаконив конструкцию одинокого материнства (в наиболее выраженной ее форме).
(Тарусина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Из трех "ударов" по семье самый чувствительный и драматичный последовал в адрес правовых норм о внебрачном родительстве и детстве. Именно в связи с ним Указ 1944 г. квалифицировался в доктрине как "драконовский", отбросивший советское семейное законодательство на сто лет назад <8>. Под прикрытием решений о государственных наградах за многодетное материнство (правильных), о мизерных пособиях "матерям-одиночкам" и т.п. законодатель избыточно твердой рукой поделил всех родителей и детей на две неравноправные группы - по факту рождения последних в браке или вне брака, тем самым вернувшись к конструкции незаконного рождения и одновременно узаконив конструкцию одинокого материнства (в наиболее выраженной ее форме).