Пособие по безработице закон
Подборка наиболее важных документов по запросу Пособие по безработице закон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Виды доходов, на которые может быть обращено взыскание при исполнении решения арбитражного суда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)"...Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""Отсутствие у ответчика постоянной регистрации по месту жительства в <адрес>, при фактическом проживании в этом населенном пункте, не может нарушать его право состоять на учете в качестве безработного и получать пособие по безработице в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", получать от государства содействие в поиске подходящей работы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Увольнение во время и после декрета: оформление и выплаты
(Издательство "Главная книга", 2025)Об увольнении работника, получающего пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, уведомьте СФР не позднее 3 рабочих дней. Фонд продолжит платить пособие по месту жительства, если работник не будет получать пособие по безработице (ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. п. 43, 55 Порядка выплаты пособий на детей).
(Издательство "Главная книга", 2025)Об увольнении работника, получающего пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, уведомьте СФР не позднее 3 рабочих дней. Фонд продолжит платить пособие по месту жительства, если работник не будет получать пособие по безработице (ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. п. 43, 55 Порядка выплаты пособий на детей).
Статья: Судебная практика по спорам о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если выплаченное пособие по безработице получено без установленных законом оснований, при наличии недобросовестности со стороны гражданина - получателя пособия, то оно подлежит взысканию как неосновательное обогащение. Например, если гражданин скрыл факт своего трудоустройства (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2024 по делу N 88-23476/2024 (УИД 76MS0067-01-2023-005959-43)), осуществления трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 N 88-13877/2024 (УИД 78MS0081-01-2022-004845-55), Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2023 N 88-25181/2023 по делу N 2-960/2023 (УИД 55RS0001-01-2022-008964-05)), получения вознаграждения по гражданско-правовому договору, например, договору подряда (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 N 88-10294/2024 (УИД 77RS0002-02-2023-008834-49)).
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если выплаченное пособие по безработице получено без установленных законом оснований, при наличии недобросовестности со стороны гражданина - получателя пособия, то оно подлежит взысканию как неосновательное обогащение. Например, если гражданин скрыл факт своего трудоустройства (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2024 по делу N 88-23476/2024 (УИД 76MS0067-01-2023-005959-43)), осуществления трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 N 88-13877/2024 (УИД 78MS0081-01-2022-004845-55), Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2023 N 88-25181/2023 по делу N 2-960/2023 (УИД 55RS0001-01-2022-008964-05)), получения вознаграждения по гражданско-правовому договору, например, договору подряда (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 N 88-10294/2024 (УИД 77RS0002-02-2023-008834-49)).
Нормативные акты
Справочная информация: "Размер пособия по безработице"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)3. Размеры пособия по безработице
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)3. Размеры пособия по безработице
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода. При этом период, в течение которого безработному по последнему месту работы были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, не засчитывается в период выплаты пособия по безработице, установленный настоящим Федеральным законом.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода. При этом период, в течение которого безработному по последнему месту работы были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, не засчитывается в период выплаты пособия по безработице, установленный настоящим Федеральным законом.
Готовое решение: Как оформить выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивает территориальный орган СФР по месту жительства, если работник не получает пособие по безработице (ч. 1 ст. 4.1 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "в" п. 42, п. 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивает территориальный орган СФР по месту жительства, если работник не получает пособие по безработице (ч. 1 ст. 4.1 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "в" п. 42, п. 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)С учетом отнесения гражданина к определенной профильной группе формируется индивидуальный план содействия занятости, который согласовывается с гражданином, ищущим работу, безработным гражданином. Индивидуальный план включает в себя информацию, касающуюся: подходящей работы для гражданина; профильной группы гражданина; перечня мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предоставляемых органом службы занятости, с учетом профильной группы гражданина; сроков предоставления гражданину мер государственной поддержки в сфере занятости населения, включенных в индивидуальный план содействия занятости; сроков выплаты пособия по безработице; дат явки гражданина в орган службы занятости; прав обязанностей гражданина, ответственности за их неисполнение в случаях, предусмотренных Федеральным законом о занятости; обязанностей работника органа службы занятости, исполняющего функции куратора гражданина, и контактной информации такого работника. Включаемый в индивидуальный план перечень мер государственной поддержки в сфере занятости населения определяется на основании примерного перечня мер государственной поддержки в сфере занятости населения для профильной группы гражданина, установленного Минтрудом России. В индивидуальный план возможно внесение изменений. Выполнение индивидуального плана содействия занятости безработным гражданином является основанием для выплаты ему пособия по безработице (п. 14 ст. 26 Федерального закона о занятости).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)С учетом отнесения гражданина к определенной профильной группе формируется индивидуальный план содействия занятости, который согласовывается с гражданином, ищущим работу, безработным гражданином. Индивидуальный план включает в себя информацию, касающуюся: подходящей работы для гражданина; профильной группы гражданина; перечня мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предоставляемых органом службы занятости, с учетом профильной группы гражданина; сроков предоставления гражданину мер государственной поддержки в сфере занятости населения, включенных в индивидуальный план содействия занятости; сроков выплаты пособия по безработице; дат явки гражданина в орган службы занятости; прав обязанностей гражданина, ответственности за их неисполнение в случаях, предусмотренных Федеральным законом о занятости; обязанностей работника органа службы занятости, исполняющего функции куратора гражданина, и контактной информации такого работника. Включаемый в индивидуальный план перечень мер государственной поддержки в сфере занятости населения определяется на основании примерного перечня мер государственной поддержки в сфере занятости населения для профильной группы гражданина, установленного Минтрудом России. В индивидуальный план возможно внесение изменений. Выполнение индивидуального плана содействия занятости безработным гражданином является основанием для выплаты ему пособия по безработице (п. 14 ст. 26 Федерального закона о занятости).
Готовое решение: Какие выплаты полагаются работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, при увольнении в связи с ликвидацией организации
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно отметим, что работник, который уволен в период отпуска по уходу за ребенком, вправе получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, если ребенку еще не исполнилось 1,5 года, а уволенный не получает пособие по безработице (ч. 1, 3 ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "в" п. 42, п. 43 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н).
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно отметим, что работник, который уволен в период отпуска по уходу за ребенком, вправе получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, если ребенку еще не исполнилось 1,5 года, а уволенный не получает пособие по безработице (ч. 1, 3 ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "в" п. 42, п. 43 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н).
Готовое решение: Как уволить беременную женщину при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Если работница увольняется до начала отпуска по беременности и родам, то с момента увольнения и до момента нового трудоустройства она не является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). В этот период она может получить пособие по беременности и родам только как женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания ее безработной (ст. 6 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "б" п. 10 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей). В таком случае, если она встала на учет в службе занятости населения, пособие за календарные дни отпуска по беременности и родам ей выплачивает СФР по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) из расчета 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного для этого субъекта РФ, за полный месяц (абз. 3 ст. 8 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, п. п. 11, 13, 15, 16.1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Приложение N 1 к Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
(КонсультантПлюс, 2025)Если работница увольняется до начала отпуска по беременности и родам, то с момента увольнения и до момента нового трудоустройства она не является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). В этот период она может получить пособие по беременности и родам только как женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания ее безработной (ст. 6 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "б" п. 10 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей). В таком случае, если она встала на учет в службе занятости населения, пособие за календарные дни отпуска по беременности и родам ей выплачивает СФР по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) из расчета 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного для этого субъекта РФ, за полный месяц (абз. 3 ст. 8 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, п. п. 11, 13, 15, 16.1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Приложение N 1 к Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
Готовое решение: Как выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику, уволенному по собственному желанию или в связи с ликвидацией организации, пособие на ребенка до 1,5 лет выплачивается в территориальных органах СФР по месту жительства при условии, что он не получает пособие по безработице (ч. 1 ст. 4.1 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, п. 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику, уволенному по собственному желанию или в связи с ликвидацией организации, пособие на ребенка до 1,5 лет выплачивается в территориальных органах СФР по месту жительства при условии, что он не получает пособие по безработице (ч. 1 ст. 4.1 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, п. 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Выполнение индивидуального плана содействия занятости безработным гражданином является условием для выплаты ему пособия по безработице. В новом Законе о занятости устанавливаются размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице, тогда как ранее такие размеры устанавливались постановлением Правительства РФ на очередной год. В части 6 ст. 44 Закона о занятости закреплены правила индексации. Так, размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице индексируются один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, а коэффициент индексации будет определяться Правительством РФ. Порядок определения размера пособия по безработице, условия и продолжительность выплаты в новом Законе о занятости в основном не изменились.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Выполнение индивидуального плана содействия занятости безработным гражданином является условием для выплаты ему пособия по безработице. В новом Законе о занятости устанавливаются размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице, тогда как ранее такие размеры устанавливались постановлением Правительства РФ на очередной год. В части 6 ст. 44 Закона о занятости закреплены правила индексации. Так, размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице индексируются один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, а коэффициент индексации будет определяться Правительством РФ. Порядок определения размера пособия по безработице, условия и продолжительность выплаты в новом Законе о занятости в основном не изменились.
Ситуация: Как безработному получить пособие по уходу за ребенком до полутора лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицам, имеющим право на получение пособия по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение пособия предоставляется одному из них. Кроме того, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице (ч. 3, 6, 7 ст. 13 Закона N 81-ФЗ; п. п. 43 - 45 Порядка и условий N 668н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицам, имеющим право на получение пособия по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение пособия предоставляется одному из них. Кроме того, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице (ч. 3, 6, 7 ст. 13 Закона N 81-ФЗ; п. п. 43 - 45 Порядка и условий N 668н).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Безработный гражданин обязан выполнять индивидуальный план содействия занятости. Это является основанием для сохранения статуса безработного и выплаты ему пособия по безработице (ч. 13, 14 ст. 26 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Безработный гражданин обязан выполнять индивидуальный план содействия занятости. Это является основанием для сохранения статуса безработного и выплаты ему пособия по безработице (ч. 13, 14 ст. 26 Закона N 565-ФЗ).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с упадком экономики, банкротством многих крупных промышленных предприятий к концу 1990-х гг. поступления средств в Государственный фонд занятости существенно сократились, вследствие чего причитающиеся безработным гражданам выплаты стали производиться нерегулярно. Так, например, в Государственный фонд занятости от общей суммы запланированных и принятых к зачету дотаций в 1996 г. поступило 14%, в 1998 г. - 6,3% <1>. В связи с этим безработные граждане в массовом порядке стали обращаться в суды с исками о взыскании задолженности по выплате пособия по безработице. Так, например, гражданка П. неоднократно обращалась в суд с исковыми требованиями о взыскании пособий по безработице, которые удовлетворялись, но реально было исполнено только одно решение и то частично. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ <2> при рассмотрении ее жалобы на состоявшиеся по делу судебные постановления было установлено, что с 1996 г. заявительница состояла на учете в Центре занятости населения после увольнения с работы по состоянию здоровья. В нарушение ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице ей своевременно не выплачивалось, на момент рассмотрения дела судом задолженность не была погашена.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с упадком экономики, банкротством многих крупных промышленных предприятий к концу 1990-х гг. поступления средств в Государственный фонд занятости существенно сократились, вследствие чего причитающиеся безработным гражданам выплаты стали производиться нерегулярно. Так, например, в Государственный фонд занятости от общей суммы запланированных и принятых к зачету дотаций в 1996 г. поступило 14%, в 1998 г. - 6,3% <1>. В связи с этим безработные граждане в массовом порядке стали обращаться в суды с исками о взыскании задолженности по выплате пособия по безработице. Так, например, гражданка П. неоднократно обращалась в суд с исковыми требованиями о взыскании пособий по безработице, которые удовлетворялись, но реально было исполнено только одно решение и то частично. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ <2> при рассмотрении ее жалобы на состоявшиеся по делу судебные постановления было установлено, что с 1996 г. заявительница состояла на учете в Центре занятости населения после увольнения с работы по состоянию здоровья. В нарушение ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице ей своевременно не выплачивалось, на момент рассмотрения дела судом задолженность не была погашена.