Пособие по безработице в период пандемии
Подборка наиболее важных документов по запросу Пособие по безработице в период пандемии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Таким образом, анализ динамики формирования содержания правоотношения по поводу трудоустройства гражданина, признанного безработным, и возможных оснований его прекращения позволяет сделать вывод о том, что возврат данного лица в число занятых путем его трудоустройства вовсе не является абсолютно гарантированным правовым способом защиты от безработицы. При прекращении рассмотренного выше правоотношения, например в связи с истечением срока состояния на учете в качестве безработного, данное лицо возвращается в прежнее состояние как не имеющее работы и заработка, т.е. не защищенное от безработицы. Невольно возникает вопрос о том, что, может быть, законодатель, закрепляя правовой механизм защиты населения от безработицы, и не ставил такую цель, как возврат лиц, признанных безработными, в сферу занятости, а изначально предполагал ограничить защиту лишь временной материальной поддержкой в виде выплаты пособия по безработице. В этом случае, очевидно, размер пособия на минимальном уровне должен был гарантировать безработному и его семье доход не ниже прожиточного минимума. Однако этого не произошло, и в течение длительного времени (вплоть до начала пандемии) размер указанного пособия для основной массы безработных был крайне низким. Результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России. Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что в связи с повышением размера пособия по безработице существенно выросло количество безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости (с 4 до 6,1%).
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Таким образом, анализ динамики формирования содержания правоотношения по поводу трудоустройства гражданина, признанного безработным, и возможных оснований его прекращения позволяет сделать вывод о том, что возврат данного лица в число занятых путем его трудоустройства вовсе не является абсолютно гарантированным правовым способом защиты от безработицы. При прекращении рассмотренного выше правоотношения, например в связи с истечением срока состояния на учете в качестве безработного, данное лицо возвращается в прежнее состояние как не имеющее работы и заработка, т.е. не защищенное от безработицы. Невольно возникает вопрос о том, что, может быть, законодатель, закрепляя правовой механизм защиты населения от безработицы, и не ставил такую цель, как возврат лиц, признанных безработными, в сферу занятости, а изначально предполагал ограничить защиту лишь временной материальной поддержкой в виде выплаты пособия по безработице. В этом случае, очевидно, размер пособия на минимальном уровне должен был гарантировать безработному и его семье доход не ниже прожиточного минимума. Однако этого не произошло, и в течение длительного времени (вплоть до начала пандемии) размер указанного пособия для основной массы безработных был крайне низким. Результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России. Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что в связи с повышением размера пособия по безработице существенно выросло количество безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости (с 4 до 6,1%).
Статья: Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В период пандемии многие инвалиды по всему миру были вынуждены прервать трудовую деятельность, а значительная доля инвалидов, занятых в неформальном секторе экономики, осталась без выплат по социальному обеспечению, включая пособия по безработице и пособия по временной нетрудоспособности. В этой связи особую актуальность приобретают меры, направленные на стимулирование занятости среди инвалидов, что является одним из важных компонентов медико-социальной концепции инвалидности. Среди данных мер следует отметить развитие программ по профессионально-техническому обучению, содействие трудоустройству инвалидов через службы занятости, а также предоставление дополнительных выплат работодателям, принимающим на работу инвалидов. Однако важно сохранить разумный баланс между активными и пассивными мерами, предполагающими предоставление социальных выплат по инвалидности. Так, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов рекомендуют продолжать выплачивать пенсии и пособия по социальному обеспечению до момента, когда инвалид не начнет "получать адекватный и гарантированный доход" <16>. В то же время выплаты по социальному обеспечению не должны быть барьером для участия инвалидов в трудовой деятельности, а, напротив, должны стимулировать инвалидов к занятости.
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В период пандемии многие инвалиды по всему миру были вынуждены прервать трудовую деятельность, а значительная доля инвалидов, занятых в неформальном секторе экономики, осталась без выплат по социальному обеспечению, включая пособия по безработице и пособия по временной нетрудоспособности. В этой связи особую актуальность приобретают меры, направленные на стимулирование занятости среди инвалидов, что является одним из важных компонентов медико-социальной концепции инвалидности. Среди данных мер следует отметить развитие программ по профессионально-техническому обучению, содействие трудоустройству инвалидов через службы занятости, а также предоставление дополнительных выплат работодателям, принимающим на работу инвалидов. Однако важно сохранить разумный баланс между активными и пассивными мерами, предполагающими предоставление социальных выплат по инвалидности. Так, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов рекомендуют продолжать выплачивать пенсии и пособия по социальному обеспечению до момента, когда инвалид не начнет "получать адекватный и гарантированный доход" <16>. В то же время выплаты по социальному обеспечению не должны быть барьером для участия инвалидов в трудовой деятельности, а, напротив, должны стимулировать инвалидов к занятости.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, выделенных на создание, развитие и эксплуатацию информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" в 2015 - 2021 годах"
(Шилков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)Наибольший рост сообщений об ошибках пришелся на 2020 - 2021 годы и связан с расширением в этот период функциональности Системы <51> и, как следствие, ростом количества ее пользователей по сравнению с 2019 годом.
(Шилков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)Наибольший рост сообщений об ошибках пришелся на 2020 - 2021 годы и связан с расширением в этот период функциональности Системы <51> и, как следствие, ростом количества ее пользователей по сравнению с 2019 годом.
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)При введении дополнительных видов социального обеспечения выбор категорий получателей законодателем обусловлен уровнем рисков, которым подвержены выбранные группы населения в условиях принятых ограничительных мер. Например, безработные граждане попадают в так называемую зону риска по причинам отсутствия заработка и невозможности обеспечения основных жизненно необходимых потребностей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 безработным, вставшим на учет в службу занятости с 1 марта 2020 г., выплачивалось в апреле - июне 2020 г. максимальное пособие по безработице в размере 12 130 руб. <3> Работающие граждане, достигшие возраста 65 лет и старше, которые ввиду высокой вероятности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 и тяжелого течения у них заболевания были обязаны соблюдать режим самоизоляции, получили возможность компенсации утраченного заработка пособием по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине в связи с пандемией <4>.
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)При введении дополнительных видов социального обеспечения выбор категорий получателей законодателем обусловлен уровнем рисков, которым подвержены выбранные группы населения в условиях принятых ограничительных мер. Например, безработные граждане попадают в так называемую зону риска по причинам отсутствия заработка и невозможности обеспечения основных жизненно необходимых потребностей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 безработным, вставшим на учет в службу занятости с 1 марта 2020 г., выплачивалось в апреле - июне 2020 г. максимальное пособие по безработице в размере 12 130 руб. <3> Работающие граждане, достигшие возраста 65 лет и старше, которые ввиду высокой вероятности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 и тяжелого течения у них заболевания были обязаны соблюдать режим самоизоляции, получили возможность компенсации утраченного заработка пособием по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине в связи с пандемией <4>.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Также важно, чтобы те или иные меры регулирования в сфере труда и содействия занятости не приводили к увеличению числа занятых в неформальном секторе. Как рассматривалось выше, такой риск особенно велик для мер по выплате пособия по безработице, поскольку часть безработных получает его обманным путем, являясь занятыми неформально. То есть риск, что увеличение размера пособия приведет к тому, что за пособием будут "приходить" занятые неформально и их доля увеличится, как это произошло во время пандемии.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Также важно, чтобы те или иные меры регулирования в сфере труда и содействия занятости не приводили к увеличению числа занятых в неформальном секторе. Как рассматривалось выше, такой риск особенно велик для мер по выплате пособия по безработице, поскольку часть безработных получает его обманным путем, являясь занятыми неформально. То есть риск, что увеличение размера пособия приведет к тому, что за пособием будут "приходить" занятые неформально и их доля увеличится, как это произошло во время пандемии.
Статья: Работа в России. Мнения
(Святенко И., Нилов Я., Ляшок В., Позднякова О., Починок Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)Согласно статистике портала на нем зарегистрировано 16,4 миллиона пользователей, а опубликовано 7,4 миллиона резюме. Это может свидетельствовать о том, что более половины пользователей заходят на портал для получения государственных услуг - например, для подачи заявления о выдаче пособия по безработице.
(Святенко И., Нилов Я., Ляшок В., Позднякова О., Починок Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)Согласно статистике портала на нем зарегистрировано 16,4 миллиона пользователей, а опубликовано 7,4 миллиона резюме. Это может свидетельствовать о том, что более половины пользователей заходят на портал для получения государственных услуг - например, для подачи заявления о выдаче пособия по безработице.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Важнейшей целью социальной политики государства, во-первых, является защита своих граждан от бедности с помощью минимизации социальных рисков, вызванных в том числе новой коронавирусной инфекцией; во-вторых, предоставление доступа к основным социальным услугам, обеспечивающим достойный уровень жизни в условиях резкого снижения или отсутствия дохода у граждан. Гарантиями такой политики является принятие необходимых государственных и коллективных экономических и правовых мер по минимизации снижения реальных доходов населения, повышению уровня жизни наименее защищенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безработных и др.).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Важнейшей целью социальной политики государства, во-первых, является защита своих граждан от бедности с помощью минимизации социальных рисков, вызванных в том числе новой коронавирусной инфекцией; во-вторых, предоставление доступа к основным социальным услугам, обеспечивающим достойный уровень жизни в условиях резкого снижения или отсутствия дохода у граждан. Гарантиями такой политики является принятие необходимых государственных и коллективных экономических и правовых мер по минимизации снижения реальных доходов населения, повышению уровня жизни наименее защищенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безработных и др.).
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Основные антикризисные меры в период пандемии COVID-19 направлены на поддержание занятости и социальную поддержку населения.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Основные антикризисные меры в период пандемии COVID-19 направлены на поддержание занятости и социальную поддержку населения.