Пособие на ребенка под опекой
Подборка наиболее важных документов по запросу Пособие на ребенка под опекой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность за правонарушения в отдельных сферах обязательного социального страхования и социального обеспечения
(Березин Д.А., Левандовская Ж.А.)
("Цивилист", 2022, N 4)Название Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" говорит об обязанности публично-правового образования предоставлять пособия гражданам, у которых под опекой находятся дети. Указанная категория граждан относится к управомоченной стороне правоотношений, связанных с социальным обеспечением, где обязанной стороной выступает публично-правовое образование. Социальным обеспечением в данном случае является пособие, предусмотренное вышеуказанным Законом, право на которое в связи с материнством, отцовством и детством провозглашено Основным Законом РФ. Для получения такого пособия указанный Федеральный закон определяет ряд требований к исполнению обязанностей адресатами, составляющих предмет промежуточных (процедурных) отношений, предшествующих материальным правоотношениям, а также в период их действия. Например, такое требование содержится в ст. 18 "Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату".
(Березин Д.А., Левандовская Ж.А.)
("Цивилист", 2022, N 4)Название Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" говорит об обязанности публично-правового образования предоставлять пособия гражданам, у которых под опекой находятся дети. Указанная категория граждан относится к управомоченной стороне правоотношений, связанных с социальным обеспечением, где обязанной стороной выступает публично-правовое образование. Социальным обеспечением в данном случае является пособие, предусмотренное вышеуказанным Законом, право на которое в связи с материнством, отцовством и детством провозглашено Основным Законом РФ. Для получения такого пособия указанный Федеральный закон определяет ряд требований к исполнению обязанностей адресатами, составляющих предмет промежуточных (процедурных) отношений, предшествующих материальным правоотношениям, а также в период их действия. Например, такое требование содержится в ст. 18 "Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату".
Ситуация: Какие выплаты полагаются усыновителю, опекуну, попечителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Один из усыновителей, опекунов и попечителей имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 12.1 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Один из усыновителей, опекунов и попечителей имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 12.1 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)М. обратилась к администрации муниципального образования и Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), ссылаясь на то, что распоряжением сельской управы Республики Кыргызстан Ч. назначена ее опекуном, в связи с переменой места жительства опекуна с ноября 2003 г. она состояла на учете в городском управлении образования, однако с 2003 года до достижения ею совершеннолетия (июнь 2008 г.) опекуном данное пособие получено не было. Кроме того, М. просила взыскать в свою пользу денежные средства за период с июля 2008 г. по июнь 2013 г. (период обучения в высшем учебном заведении) как лицу из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)М. обратилась к администрации муниципального образования и Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), ссылаясь на то, что распоряжением сельской управы Республики Кыргызстан Ч. назначена ее опекуном, в связи с переменой места жительства опекуна с ноября 2003 г. она состояла на учете в городском управлении образования, однако с 2003 года до достижения ею совершеннолетия (июнь 2008 г.) опекуном данное пособие получено не было. Кроме того, М. просила взыскать в свою пользу денежные средства за период с июля 2008 г. по июнь 2013 г. (период обучения в высшем учебном заведении) как лицу из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Как указал Ивановский областной суд в справке по материалам обобщения судебной практики, примерно в половине случаев копии решений в названные органы направлялись самими судами. Однако некоторыми судами области копии решений о лишении родительских прав в данные органы не направлялись, поскольку органы опеки и попечительства в Ивановской области являются структурным подразделением территориальных управлений социальной защиты населения муниципальных образований и именно на них возложена обязанность по своевременному предоставлению информации о лишении родительских прав лиц, получающих социальные пособия на детей, в органы, производящие указанные выплаты.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Как указал Ивановский областной суд в справке по материалам обобщения судебной практики, примерно в половине случаев копии решений в названные органы направлялись самими судами. Однако некоторыми судами области копии решений о лишении родительских прав в данные органы не направлялись, поскольку органы опеки и попечительства в Ивановской области являются структурным подразделением территориальных управлений социальной защиты населения муниципальных образований и именно на них возложена обязанность по своевременному предоставлению информации о лишении родительских прав лиц, получающих социальные пособия на детей, в органы, производящие указанные выплаты.
Ситуация: Какие льготы и меры социальной поддержки предусмотрены для опекунов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)единовременное пособие при установлении опеки. Право на это пособие возникает у одного из опекунов при передаче ребенка на воспитание в семью. При передаче на воспитание нескольких детей пособие выплачивается на каждого ребенка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)единовременное пособие при установлении опеки. Право на это пособие возникает у одного из опекунов при передаче ребенка на воспитание в семью. При передаче на воспитание нескольких детей пособие выплачивается на каждого ребенка;
Статья: Готовится корректировка правил получения СФР сведений для выплаты пособий
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)При назначении единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицу, заменяющему родителей, СФР будет использовать сведения об установлении над ребенком опеки, содержащиеся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (новые п. 32.1 и 41.1 Правил).
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)При назначении единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицу, заменяющему родителей, СФР будет использовать сведения об установлении над ребенком опеки, содержащиеся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (новые п. 32.1 и 41.1 Правил).
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Важно обращать внимание на выполнение требований ст. 122 СК, обязывающей должностных лиц дошкольных, общеобразовательных, медицинских, иных организаций, граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать об этом в органы опеки по месту их нахождения. Если прокурору становится известно, что учреждения или должностные лица не выполняют или несвоевременно выполняют свои обязанности, он обязан реагировать на эти факты как на нарушения закона, вносить представление по устранению нарушений и причин, могущих способствовать повторению их в дальнейшем. Одновременно он вправе решать вопрос о привлечении к административной, а также уголовной ответственности при наличии признаков преступления, используя полномочия по вынесению постановления и направлению материалов в следственные органы для возбуждении уголовного дела. В июне 2023 г. в Екатеринбурге выявлено убийство опекуном опекаемого шестилетнего ребенка, труп которого опекун спрятала в сумке в гараже, при этом более полугода получала пособие за опекунство. По этому факту СУ СК РФ по Свердловской области возбуждено уголовное дело <20>. В ходе проверки прокуратура области установила, что орган опеки контроль за опекуном не проводил, исполняющая обязанности заведующая детским садом, который посещал ребенок, знала о наличии у него телесных повреждений, но не сообщала об этом в правоохранительные органы. По постановлению прокуратуры, вынесенному в порядке ст. 37 УПК РФ, СУ СК по Свердловской области возбудило уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность), в отношении специалиста органа опеки и исполняющей обязанности заведующей детским садом. Также после внесения прокуратурой представлений в региональные министерства в дисциплинарном порядке наказано 7 должностных лиц <21>.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Важно обращать внимание на выполнение требований ст. 122 СК, обязывающей должностных лиц дошкольных, общеобразовательных, медицинских, иных организаций, граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать об этом в органы опеки по месту их нахождения. Если прокурору становится известно, что учреждения или должностные лица не выполняют или несвоевременно выполняют свои обязанности, он обязан реагировать на эти факты как на нарушения закона, вносить представление по устранению нарушений и причин, могущих способствовать повторению их в дальнейшем. Одновременно он вправе решать вопрос о привлечении к административной, а также уголовной ответственности при наличии признаков преступления, используя полномочия по вынесению постановления и направлению материалов в следственные органы для возбуждении уголовного дела. В июне 2023 г. в Екатеринбурге выявлено убийство опекуном опекаемого шестилетнего ребенка, труп которого опекун спрятала в сумке в гараже, при этом более полугода получала пособие за опекунство. По этому факту СУ СК РФ по Свердловской области возбуждено уголовное дело <20>. В ходе проверки прокуратура области установила, что орган опеки контроль за опекуном не проводил, исполняющая обязанности заведующая детским садом, который посещал ребенок, знала о наличии у него телесных повреждений, но не сообщала об этом в правоохранительные органы. По постановлению прокуратуры, вынесенному в порядке ст. 37 УПК РФ, СУ СК по Свердловской области возбудило уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность), в отношении специалиста органа опеки и исполняющей обязанности заведующей детским садом. Также после внесения прокуратурой представлений в региональные министерства в дисциплинарном порядке наказано 7 должностных лиц <21>.
Статья: Новости от 02.02.2024
("Главная книга", 2024, N 4)При этом родственник и член семьи - это не одно и то же. Мачеха, то есть новая жена отца, - это член семьи, а не родственник по происхождению. При этом лицо, не являющееся ребенку родственником по происхождению, может стать его родственником в случае усыновления (удочерения). Соответственно, чтобы оформить отпуск по уходу за ребенком мужа и получать детское пособие, мачехе нужно:
("Главная книга", 2024, N 4)При этом родственник и член семьи - это не одно и то же. Мачеха, то есть новая жена отца, - это член семьи, а не родственник по происхождению. При этом лицо, не являющееся ребенку родственником по происхождению, может стать его родственником в случае усыновления (удочерения). Соответственно, чтобы оформить отпуск по уходу за ребенком мужа и получать детское пособие, мачехе нужно:
Ситуация: Как физическому лицу - нерезиденту открыть банковский счет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачастую номинальные счета открывают родителям (опекунам, попечителям) для зачисления средств социального характера (алименты, пенсии, пособия и т.п.) на содержание детей. При этом для открытия такого счета потребуется дополнительно документ органа опеки и попечительства о назначении опекуна/попечителя, подтверждающий полномочия владельца счета распоряжаться денежными средствами подопечного (бенефициара).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачастую номинальные счета открывают родителям (опекунам, попечителям) для зачисления средств социального характера (алименты, пенсии, пособия и т.п.) на содержание детей. При этом для открытия такого счета потребуется дополнительно документ органа опеки и попечительства о назначении опекуна/попечителя, подтверждающий полномочия владельца счета распоряжаться денежными средствами подопечного (бенефициара).
Вопрос: Об оформлении мачехой отпуска по уходу за ребенком с назначением и выплатой ежемесячного пособия.
(Письмо СФР от 20.12.2023 N 19-02/135648л)Таким образом, применительно к ситуации, изложенной в обращении, застрахованное лицо вправе оформить отпуск по уходу за ребенком с назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком только в случае усыновления (удочерения) ребенка сестрой или оформления опеки над ним.
(Письмо СФР от 20.12.2023 N 19-02/135648л)Таким образом, применительно к ситуации, изложенной в обращении, застрахованное лицо вправе оформить отпуск по уходу за ребенком с назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком только в случае усыновления (удочерения) ребенка сестрой или оформления опеки над ним.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2 - 3. В частях 2 и 3 комментируемой статьи установлены основные правила, в соответствии с которыми определяется юридическая судьба сумм пособий и иных выплат, представляющих собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей). При этом подразумеваются прежде всего выплаты, о которых идет речь в ст. 148 СК РФ (п. 3, введенный Законом 2008 г. N 49-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона): дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 ст. 13 комментируемого Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2 - 3. В частях 2 и 3 комментируемой статьи установлены основные правила, в соответствии с которыми определяется юридическая судьба сумм пособий и иных выплат, представляющих собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей). При этом подразумеваются прежде всего выплаты, о которых идет речь в ст. 148 СК РФ (п. 3, введенный Законом 2008 г. N 49-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона): дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 ст. 13 комментируемого Закона.
Ситуация: Каковы особенности совершения сделок по распоряжению имуществом несовершеннолетнего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо также для распоряжения законным представителем доходами несовершеннолетнего, в том числе доходами, причитающимися от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно. Кроме того, не требуется согласие органа опеки и попечительства на расходование сумм, причитающихся ребенку в качестве алиментов, пенсий и пособий, которые поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (п. 1 ст. 37 ГК РФ; п. 2 ст. 60 СК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо также для распоряжения законным представителем доходами несовершеннолетнего, в том числе доходами, причитающимися от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно. Кроме того, не требуется согласие органа опеки и попечительства на расходование сумм, причитающихся ребенку в качестве алиментов, пенсий и пособий, которые поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (п. 1 ст. 37 ГК РФ; п. 2 ст. 60 СК РФ).