Последствия пандемии
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия пандемии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)По информации Роструда, на портале "Работа в России" открыт раздел, посвященный переобучению граждан, потерявших работу в связи с последствиями пандемии.
(КонсультантПлюс, 2025)По информации Роструда, на портале "Работа в России" открыт раздел, посвященный переобучению граждан, потерявших работу в связи с последствиями пандемии.
Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"2) консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий;
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"2) консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий;
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7
Статья: Правовое регулирование обращения технологий здравоохранения как элемент обеспечения безопасности человека и государства
(Маличенко В.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Регулирование обращения технологий здравоохранения упоминается и в различных Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации <12>. Например, действующая Стратегия относит к приоритетам национальной безопасности научно-технологическое развитие, включая развитие перспективных высоких технологий в сфере медицины и создание резервов средств медицинского применения для противодействия различным угрозам <13>. Последствия пандемии COVID-19, введение односторонних ограничительных мер в отношении Российской Федерации, а также регионализация межгосударственных отношений обусловили определение технологического лидерства в качестве национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года <14>. При этом одним из элементов технологического лидерства и суверенитета является технологическая независимость, в том числе обеспеченная в отношении производства лекарственных средств и медицинского оборудования, что было подтверждено в иных стратегических документах <15>.
(Маличенко В.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Регулирование обращения технологий здравоохранения упоминается и в различных Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации <12>. Например, действующая Стратегия относит к приоритетам национальной безопасности научно-технологическое развитие, включая развитие перспективных высоких технологий в сфере медицины и создание резервов средств медицинского применения для противодействия различным угрозам <13>. Последствия пандемии COVID-19, введение односторонних ограничительных мер в отношении Российской Федерации, а также регионализация межгосударственных отношений обусловили определение технологического лидерства в качестве национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года <14>. При этом одним из элементов технологического лидерства и суверенитета является технологическая независимость, в том числе обеспеченная в отношении производства лекарственных средств и медицинского оборудования, что было подтверждено в иных стратегических документах <15>.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Так, в 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (пандемией COVID-19) участники гражданского оборота столкнулись с финансовыми проблемами, связанными с негативным экономическим эффектом, вызванным пандемией <68>. Пандемия неизбежно повлекла за собой неблагоприятные социально-экономические последствия, обусловила масштабное сокращение производства. Как и в других странах мира, российским государством приняты меры для борьбы с последствиями пандемии, нашедшие отражение в Федеральном законе от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <69>. В пояснительной записке к нему указывалось, что законопроект разработан с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Так, в 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (пандемией COVID-19) участники гражданского оборота столкнулись с финансовыми проблемами, связанными с негативным экономическим эффектом, вызванным пандемией <68>. Пандемия неизбежно повлекла за собой неблагоприятные социально-экономические последствия, обусловила масштабное сокращение производства. Как и в других странах мира, российским государством приняты меры для борьбы с последствиями пандемии, нашедшие отражение в Федеральном законе от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <69>. В пояснительной записке к нему указывалось, что законопроект разработан с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Статья: Влияние глобализации на формирование механизмов публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Поскольку обстановка в различных субъектах Российской Федерации значительно отличалась, противодействие пандемии осуществлялось "точечно" и вводимые региональные ограничения неодинаковой степени ограничивали право на свободу передвижения. Причем ограничения эти затронули не только потоки внешней миграции, но и внутреннее миграционное движение в государстве. Так, при отсутствии введения режима полного карантина в стране в крупных городах вводился режим самоизоляции и сопутствующие ему ограничительные меры. Введение принципиально отличных правовых режимов в отдельных субъектах Российской Федерации и консолидация усилий государства, местных властей и гражданского общества позволили взять под контроль санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также оказать поддержку экономике и социальной сфере регионов, преодолеть негативные последствия пандемии <37>.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Поскольку обстановка в различных субъектах Российской Федерации значительно отличалась, противодействие пандемии осуществлялось "точечно" и вводимые региональные ограничения неодинаковой степени ограничивали право на свободу передвижения. Причем ограничения эти затронули не только потоки внешней миграции, но и внутреннее миграционное движение в государстве. Так, при отсутствии введения режима полного карантина в стране в крупных городах вводился режим самоизоляции и сопутствующие ему ограничительные меры. Введение принципиально отличных правовых режимов в отдельных субъектах Российской Федерации и консолидация усилий государства, местных властей и гражданского общества позволили взять под контроль санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также оказать поддержку экономике и социальной сфере регионов, преодолеть негативные последствия пандемии <37>.
Статья: Право будущего поколения на биологическую безопасность
(Парфенчиков Я.А.)
("Юстиция", 2025, N 2)17. Рязанцев С.В., Смирнов А.В. Предпосылки возникновения и социально-демографические последствия пандемий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. N 3.
(Парфенчиков Я.А.)
("Юстиция", 2025, N 2)17. Рязанцев С.В., Смирнов А.В. Предпосылки возникновения и социально-демографические последствия пандемий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. N 3.
Статья: Изменение процентной ставки по кредиту предпринимателю: повысить нельзя сохранить
(Севастьянова Ю.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)ВС РФ отметил, что банк должен был учитывать цель принятия Постановления N 696 - не предоставить поддержку самим кредитным организациям, а в первую очередь создать благоприятные условия для заемщиков и тем самым нивелировать последствия пандемии COVID-19. Как до реорганизации, так и после численность работников заемщика (28 человек) оставалась выше 90% (93%), что в соответствии с Постановлением N 696 является достаточным основанием для сохранения льготных условий кредитного договора и свидетельствует о достижении такого главного условия господдержки бизнеса посредством льготного кредитования, как сохранение рабочих мест и работников.
(Севастьянова Ю.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)ВС РФ отметил, что банк должен был учитывать цель принятия Постановления N 696 - не предоставить поддержку самим кредитным организациям, а в первую очередь создать благоприятные условия для заемщиков и тем самым нивелировать последствия пандемии COVID-19. Как до реорганизации, так и после численность работников заемщика (28 человек) оставалась выше 90% (93%), что в соответствии с Постановлением N 696 является достаточным основанием для сохранения льготных условий кредитного договора и свидетельствует о достижении такого главного условия господдержки бизнеса посредством льготного кредитования, как сохранение рабочих мест и работников.
Статья: Создание арбитражного института БРИКС+: проблемы и перспективы
(Громова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Арбитражный институт БРИКС. Предполагалось, что упомянутым выше делокализованным механизмом разрешения инвестиционных споров должен был стать Арбитражный институт БРИКС, разработчиком проекта которого стал Санкт-Петербургский государственный университет в 2021 г. Идея создания данного института была обусловлена необходимостью актуализации механизмов защиты инвестиций в условиях борьбы с негативными последствиями пандемии коронавируса.
(Громова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Арбитражный институт БРИКС. Предполагалось, что упомянутым выше делокализованным механизмом разрешения инвестиционных споров должен был стать Арбитражный институт БРИКС, разработчиком проекта которого стал Санкт-Петербургский государственный университет в 2021 г. Идея создания данного института была обусловлена необходимостью актуализации механизмов защиты инвестиций в условиях борьбы с негативными последствиями пандемии коронавируса.
Статья: Ограничение исполнительского иммунитета в банкротстве
(Саликов М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Длительное время суды исходили из того, что в Законе о банкротстве предусматривается возможность исключения из конкурсной массы должника такого объекта недвижимости, который обладает статусом жилого помещения - дом, квартира, комната и т.д. <2>. Однако с ежегодным увеличением количества граждан, признаваемых банкротами, судам приходится учитывать все разнообразие объектов недвижимости, в которых проживают признаваемые несостоятельными граждане. Так, при ежегодном росте жилищного строительства увеличивается и строительство апартаментов, которые вводятся в эксплуатацию как нежилые помещения. Зачастую апартаменты стоят дешевле квартир, что образует спрос на такого рода объекты недвижимости, и покупатели таких объектов недвижимости часто не осознают все риски их приобретения. Одним из последствий пандемии Covid-19 является увеличение объемов загородного строительства. Если приобретение квартиры или апартаментов - процедура недолгая, то строительство загородного дома может растянуться на годы, и до финиша строительства доходят далеко не все. В результате при банкротстве граждан возникают такие ситуации, когда в качестве объектов недвижимости у гражданина-банкрота финансовый управляющий может обнаружить апартаменты или объекты незавершенного строительства. Если еще несколько лет назад распространение исполнительского иммунитета на апартаменты или объект незавершенного строительства казалось чем-то невероятным, то с увеличением количества таких случаев суды начали подходить к ним с пониманием.
(Саликов М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Длительное время суды исходили из того, что в Законе о банкротстве предусматривается возможность исключения из конкурсной массы должника такого объекта недвижимости, который обладает статусом жилого помещения - дом, квартира, комната и т.д. <2>. Однако с ежегодным увеличением количества граждан, признаваемых банкротами, судам приходится учитывать все разнообразие объектов недвижимости, в которых проживают признаваемые несостоятельными граждане. Так, при ежегодном росте жилищного строительства увеличивается и строительство апартаментов, которые вводятся в эксплуатацию как нежилые помещения. Зачастую апартаменты стоят дешевле квартир, что образует спрос на такого рода объекты недвижимости, и покупатели таких объектов недвижимости часто не осознают все риски их приобретения. Одним из последствий пандемии Covid-19 является увеличение объемов загородного строительства. Если приобретение квартиры или апартаментов - процедура недолгая, то строительство загородного дома может растянуться на годы, и до финиша строительства доходят далеко не все. В результате при банкротстве граждан возникают такие ситуации, когда в качестве объектов недвижимости у гражданина-банкрота финансовый управляющий может обнаружить апартаменты или объекты незавершенного строительства. Если еще несколько лет назад распространение исполнительского иммунитета на апартаменты или объект незавершенного строительства казалось чем-то невероятным, то с увеличением количества таких случаев суды начали подходить к ним с пониманием.
Статья: Особенности исчисления НДС для некоммерческих организаций на упрощенной системе налогообложения
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)В период с 2021 по 2023 г. количество НКО в России колеблется от 127 632 в 2021 г. до 146 481 в 2019 г. Наибольшее снижение было зафиксировано в 2020 г. (128 685 единиц) в результате последствий пандемии COVID-19, которые оказали серьезное влияние на деятельность НКО. В последующие годы число организаций стабилизировалось и несколько увеличилось, достигнув 129 939 единиц в 2022 г. и 130 532 единиц в 2023 г.
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)В период с 2021 по 2023 г. количество НКО в России колеблется от 127 632 в 2021 г. до 146 481 в 2019 г. Наибольшее снижение было зафиксировано в 2020 г. (128 685 единиц) в результате последствий пандемии COVID-19, которые оказали серьезное влияние на деятельность НКО. В последующие годы число организаций стабилизировалось и несколько увеличилось, достигнув 129 939 единиц в 2022 г. и 130 532 единиц в 2023 г.
Статья: Социальный контракт как способ адресной социальной адаптации граждан России
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Одной из новых форм поддержки населения в России является социальный контракт, который был введен в 2010 г., но масштабное применение практики социальных контрактов началось только с 2020 г., когда в связи с последствиями пандемии количество граждан, находящихся в трудном жизненном положении, заметно увеличилось [5]. На сегодняшний день социальный контракт является практически единственным способом преодоления причин бедности в долгосрочной перспективе. Иные формы поддержки населения связаны с конкретными жизненными обстоятельствами, например рождение ребенка, выход на пенсию, потеря работы и другие.
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Одной из новых форм поддержки населения в России является социальный контракт, который был введен в 2010 г., но масштабное применение практики социальных контрактов началось только с 2020 г., когда в связи с последствиями пандемии количество граждан, находящихся в трудном жизненном положении, заметно увеличилось [5]. На сегодняшний день социальный контракт является практически единственным способом преодоления причин бедности в долгосрочной перспективе. Иные формы поддержки населения связаны с конкретными жизненными обстоятельствами, например рождение ребенка, выход на пенсию, потеря работы и другие.