Последствия коррупционных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия коррупционных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О противодействии коррупции""Но, исходя из пункта 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ, противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перечень коррупционно-опасных функций органов исполнительной власти
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона N 273-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона N 273-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Федеральным законом "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Федеральным законом "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 октября 2024 г. N 49-П
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Таким образом, Конституционный Суд РФ сориентировал законодателя на принятие решения, исходя из оценки потребностей в устранении последствий коррупционных правонарушений, имевших место значительное время назад (в первую очередь в девяностые годы прошлого века, когда институты государственной власти находились в стадии своего становления), а также с учетом социального запроса на борьбу с коррупцией и мнения граждан относительно необходимости установления соответствующего срока.
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Таким образом, Конституционный Суд РФ сориентировал законодателя на принятие решения, исходя из оценки потребностей в устранении последствий коррупционных правонарушений, имевших место значительное время назад (в первую очередь в девяностые годы прошлого века, когда институты государственной власти находились в стадии своего становления), а также с учетом социального запроса на борьбу с коррупцией и мнения граждан относительно необходимости установления соответствующего срока.
Статья: Совершенствование организационно-правового механизма порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)В целях формирования и развития правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений разработаны предложения по совершенствованию организационно-правового механизма порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)В целях формирования и развития правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений разработаны предложения по совершенствованию организационно-правового механизма порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций.
Статья: Уголовно-правовые средства противодействия коррупции
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Уголовно-правовые средства имеют важное значение в борьбе с коррупцией, ибо выявление, раскрытие и расследование коррупционных преступлений может быть основано в первую очередь на нормах материального права, которые определяют, с одной стороны, пределы уголовно-правового воздействия, с другой стороны, возможности принятия конкретных мер процессуального характера с учетом категории совершенного посягательства, и с третьей - размер соответствующего наказания, а также применения иных мер уголовно-правового характера. Кроме того, в плоскости уголовного права лежит и минимизация последствий коррупционных правонарушений и преступлений.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Уголовно-правовые средства имеют важное значение в борьбе с коррупцией, ибо выявление, раскрытие и расследование коррупционных преступлений может быть основано в первую очередь на нормах материального права, которые определяют, с одной стороны, пределы уголовно-правового воздействия, с другой стороны, возможности принятия конкретных мер процессуального характера с учетом категории совершенного посягательства, и с третьей - размер соответствующего наказания, а также применения иных мер уголовно-правового характера. Кроме того, в плоскости уголовного права лежит и минимизация последствий коррупционных правонарушений и преступлений.
Статья: Проблемы противодействия коррупции на муниципальном уровне власти
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Противодействие предполагает работу органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Противодействие предполагает работу органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <92>, предусматривающий правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Учитывая, что коррупция является одной из разновидностей рисков, отрицательно влияющих на финансовое положение хозяйствующих субъектов, одной из задач комплаенса является выявление и предупреждение коррупционных явлений среди работников предприятий. Рассматриваемый в данном случае Закон о противодействии коррупции предусматривает ряд эффективных способов борьбы с коррупцией, а также вводит ряд антикоррупционных стандартов - установлений для соответствующей области деятельности в виде единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в той или иной сфере деятельности.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <92>, предусматривающий правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Учитывая, что коррупция является одной из разновидностей рисков, отрицательно влияющих на финансовое положение хозяйствующих субъектов, одной из задач комплаенса является выявление и предупреждение коррупционных явлений среди работников предприятий. Рассматриваемый в данном случае Закон о противодействии коррупции предусматривает ряд эффективных способов борьбы с коррупцией, а также вводит ряд антикоррупционных стандартов - установлений для соответствующей области деятельности в виде единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в той или иной сфере деятельности.
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)5.8. В случае привлечения работника к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивает ознакомление иных работников с последствиями незаконных действий (бездействия).
(КонсультантПлюс, 2025)5.8. В случае привлечения работника к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивает ознакомление иных работников с последствиями незаконных действий (бездействия).
Статья: Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Как указано в преамбуле данного Закона, он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Нет сомнений, что, например, получившие закрепление в ст. 3 названного Закона основные принципы противодействия коррупции, включая признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, имеют ярко выраженные характеристики конституционных принципов противодействия коррупции. Не менее значимой (в конституционно-правовом плане) является ст. 5 названного Закона, устанавливающая организационные основы противодействия коррупции. Так, с учетом вполне естественной для текста Основного Закона лаконичности решения компетенционных вопросов в данной сфере важным, конституционно значимым является закрепление в названном Законе полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 5), Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 5), Правительства РФ (ч. 3 ст. 5), других федеральных органов (включая Генерального прокурора РФ, Счетную палату РФ), региональных, муниципальных органов публичной власти по противодействию коррупции (ч. 4 - 7 ст. 5), принятию мер по ее профилактике (ст. 6) и т.д.
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Как указано в преамбуле данного Закона, он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Нет сомнений, что, например, получившие закрепление в ст. 3 названного Закона основные принципы противодействия коррупции, включая признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, имеют ярко выраженные характеристики конституционных принципов противодействия коррупции. Не менее значимой (в конституционно-правовом плане) является ст. 5 названного Закона, устанавливающая организационные основы противодействия коррупции. Так, с учетом вполне естественной для текста Основного Закона лаконичности решения компетенционных вопросов в данной сфере важным, конституционно значимым является закрепление в названном Законе полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 5), Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 5), Правительства РФ (ч. 3 ст. 5), других федеральных органов (включая Генерального прокурора РФ, Счетную палату РФ), региональных, муниципальных органов публичной власти по противодействию коррупции (ч. 4 - 7 ст. 5), принятию мер по ее профилактике (ст. 6) и т.д.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Предоставление дополнительных льгот на СНР состоявшимся предпринимателям с оборотами в десятки и сотни миллионов рублей без гармонизации налоговых режимов приводит к нарушению принципа всеобщности и равенства налогообложения, несет коррупционные последствия, провоцирует предпринимателей к налоговым правонарушениям, что разрушает свободную конкуренцию на рынке, еще более усугубляя положение реального малого бизнеса.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Предоставление дополнительных льгот на СНР состоявшимся предпринимателям с оборотами в десятки и сотни миллионов рублей без гармонизации налоговых режимов приводит к нарушению принципа всеобщности и равенства налогообложения, несет коррупционные последствия, провоцирует предпринимателей к налоговым правонарушениям, что разрушает свободную конкуренцию на рынке, еще более усугубляя положение реального малого бизнеса.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Закон устанавливает перечень правил этического поведения, определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции на Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Закон устанавливает перечень правил этического поведения, определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции на Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.
Статья: Проблемы правового и организационного обеспечения антикоррупционной политики в организациях детского отдыха и оздоровления
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Обеспечение деятельности организации как направление деятельности и входящие бизнес-процессы, а также возникающие на их основе коррупционные риски требуют разработки мероприятий не то что по их минимизации, по их недопущению! Поскольку последствия совершения коррупционных правонарушений руководителями организаций детского отдыха могут быть непредсказуемыми и весьма трагичными.
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Обеспечение деятельности организации как направление деятельности и входящие бизнес-процессы, а также возникающие на их основе коррупционные риски требуют разработки мероприятий не то что по их минимизации, по их недопущению! Поскольку последствия совершения коррупционных правонарушений руководителями организаций детского отдыха могут быть непредсказуемыми и весьма трагичными.