Последствия бюджетного риска
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия бюджетного риска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Инвестиционный договор: Инвестор (Соинвестор) хочет признать инвестиционный договор недействительным полностью или в части
(КонсультантПлюс, 2025)О применении последствий недействительности сделки
(КонсультантПлюс, 2025)О применении последствий недействительности сделки
Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение для государственных и муниципальных нужд: Потребитель хочет признать контракт теплоснабжения для государственных и муниципальных нужд недействительным полностью или в части
(КонсультантПлюс, 2025)О признании контракта недействительным (полностью или в части) и о применении последствий недействительности сделки
(КонсультантПлюс, 2025)О признании контракта недействительным (полностью или в части) и о применении последствий недействительности сделки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Планирование и обоснование бюджетных инвестиций в Великобритании
(Шаталов С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 12)- являются новыми и спорными или могли бы вызывать значительные последствия, создавая риски для бюджетного сектора;
(Шаталов С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 12)- являются новыми и спорными или могли бы вызывать значительные последствия, создавая риски для бюджетного сектора;
Статья: Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)На практике нарушение бюджетного законодательства в целом связано с конфликтом частных и публичных интересов, где незаконные интересы частных лиц (организаций) наносят ущерб государственным интересам, что способствует появлению различных видов дезорганизационных последствий и рисков для финансовой (бюджетной) системы страны, которые могут при некоторых обстоятельствах привести к несоответствию параметров бюджетов бюджетной системы запланированным или прогнозным значениям. Среди рисков бюджетной безопасности следует назвать риски дополнительных расходов, риски потери доходов и риски ограничения источников финансирования.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)На практике нарушение бюджетного законодательства в целом связано с конфликтом частных и публичных интересов, где незаконные интересы частных лиц (организаций) наносят ущерб государственным интересам, что способствует появлению различных видов дезорганизационных последствий и рисков для финансовой (бюджетной) системы страны, которые могут при некоторых обстоятельствах привести к несоответствию параметров бюджетов бюджетной системы запланированным или прогнозным значениям. Среди рисков бюджетной безопасности следует назвать риски дополнительных расходов, риски потери доходов и риски ограничения источников финансирования.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2025 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"В результате органы публично-правовых образований не лишены возможности, соотнося размер присужденной к уплате денежной суммы и весь объем подлежащих исполнению расходных обязательств, оценивать последствия неполного перераспределения бюджетных средств на цели исполнения судебного решения в конкретном финансовом году и принимать на себя риски, которые по крайней мере состоят в необходимости индексации присужденных сумм в соответствии с процессуальным законодательством за весь период задержки их уплаты.
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"В результате органы публично-правовых образований не лишены возможности, соотнося размер присужденной к уплате денежной суммы и весь объем подлежащих исполнению расходных обязательств, оценивать последствия неполного перераспределения бюджетных средств на цели исполнения судебного решения в конкретном финансовом году и принимать на себя риски, которые по крайней мере состоят в необходимости индексации присужденных сумм в соответствии с процессуальным законодательством за весь период задержки их уплаты.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В постановлении Конституционного Суда от 22 июня 2023 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление N 34-П) указано, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сам по себе не влечет неблагоприятных последствий для выигравшей судебный спор стороны и даже дает некоторые преимущества взыскателю, чьим должником выступает публично-правовое образование, перед взыскателями денежных средств с иных должников: освобождает от необходимости поиска счетов должника, его имущества и от принятия иных мер, а также исключает риски, связанные с ликвидацией должника (юридического лица) или с его банкротством.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В постановлении Конституционного Суда от 22 июня 2023 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление N 34-П) указано, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сам по себе не влечет неблагоприятных последствий для выигравшей судебный спор стороны и даже дает некоторые преимущества взыскателю, чьим должником выступает публично-правовое образование, перед взыскателями денежных средств с иных должников: освобождает от необходимости поиска счетов должника, его имущества и от принятия иных мер, а также исключает риски, связанные с ликвидацией должника (юридического лица) или с его банкротством.
Статья: "Публичные расходы" в финансовом праве: проблемы систематизации
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Таким образом, систематизация публичных расходов требует комплексного подхода, сочетающего в себе закрепление в бюджетном законодательстве определения публичных расходов, их унификацию и внедрение цифровых инструментов государственного управления для осуществления эффективного контроля расходов. Ключевым критерием систематизации выступает публичный интерес, который должен стать основой для распределения средств, минимизации издержек и предотвращения конфликтов между частными и государственными целями. Цифровизация бюджетного процесса и внедрение современных методов управления, таких как планирование и прогнозирование, позволят адаптировать правовое регулирование к вызовам цифровой экономики, а также учесть внешнеэкономические и геополитические риски, что минимизирует вероятность возникновения негативных последствий. Решение поставленных задач станет важным шагом на пути к формированию более эффективной и справедливой бюджетной политики Российской Федерации, что позволит оптимизировать использование государственных ресурсов, повысить качество государственных услуг и обеспечить устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе.
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Таким образом, систематизация публичных расходов требует комплексного подхода, сочетающего в себе закрепление в бюджетном законодательстве определения публичных расходов, их унификацию и внедрение цифровых инструментов государственного управления для осуществления эффективного контроля расходов. Ключевым критерием систематизации выступает публичный интерес, который должен стать основой для распределения средств, минимизации издержек и предотвращения конфликтов между частными и государственными целями. Цифровизация бюджетного процесса и внедрение современных методов управления, таких как планирование и прогнозирование, позволят адаптировать правовое регулирование к вызовам цифровой экономики, а также учесть внешнеэкономические и геополитические риски, что минимизирует вероятность возникновения негативных последствий. Решение поставленных задач станет важным шагом на пути к формированию более эффективной и справедливой бюджетной политики Российской Федерации, что позволит оптимизировать использование государственных ресурсов, повысить качество государственных услуг и обеспечить устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе.
Статья: Угрозы и риски бюджетной безопасности в контексте развития цифровой экономики
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Угрозами бюджетной безопасности выступают обстоятельства правового, экономического, политического характера, влекущие неблагоприятные последствия для бюджетной системы, бюджетного процесса и бюджетной деятельности. В научной литературе бюджетные риски рассматриваются как вероятность возникновения факторов, влияющих на отклонение фактических от плановых показателей бюджетов, а также на неисполнение или ненадлежащее исполнение бюджетных процедур, установленных в бюджетном процессе <1>.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Угрозами бюджетной безопасности выступают обстоятельства правового, экономического, политического характера, влекущие неблагоприятные последствия для бюджетной системы, бюджетного процесса и бюджетной деятельности. В научной литературе бюджетные риски рассматриваются как вероятность возникновения факторов, влияющих на отклонение фактических от плановых показателей бюджетов, а также на неисполнение или ненадлежащее исполнение бюджетных процедур, установленных в бюджетном процессе <1>.
Готовое решение: Налоговые риски
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые риски
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые риски
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Создание Социального фонда России представляет собой не просто реорганизацию госучреждений, с учетом масштаба слияемых социальных институтов, оно существенным образом повлияло и на информационные системы, и на отчетность плательщиков страховых взносов, и на бюджетные механизмы. Главное, оно несет важные последствия для фундаментальных основ социального страхования в стране. В статье подробно анализируются причины, риски и последствия проводимой трансформации социальных институтов.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Создание Социального фонда России представляет собой не просто реорганизацию госучреждений, с учетом масштаба слияемых социальных институтов, оно существенным образом повлияло и на информационные системы, и на отчетность плательщиков страховых взносов, и на бюджетные механизмы. Главное, оно несет важные последствия для фундаментальных основ социального страхования в стране. В статье подробно анализируются причины, риски и последствия проводимой трансформации социальных институтов.
Статья: Федеративная композиция российского бюджетно-финансового суверенитета в контексте конституционно-правовых последствий пандемии COVID-19 и принимаемых нормативных актов
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)В статье анализируется федеративная композиция бюджетно-финансового суверенитета России в контексте влияния последствий пандемии COVID-19 и принимаемых в связи с ее распространением нормативно-правовых актов. Для достижения данной цели исследуются факторы, обусловившие ограничение гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина в части наделения глав субъектов РФ правом введения режима повышенной готовности (самоизоляции). При этом особо акцентировано внимание на факторе, указывающем на необходимость обеспечения баланса между правами человека и общества с позиции рациональности и соразмерности вводимых ограничений на территории того или иного субъекта РФ. Также оцениваются влияние экстраординарных ограничений и их неизбежная дифференциация на суверенитет в целом и бюджетный федерализм в частности. На основе факторов в совокупности автор отмечает, что сфера суверенитета государства расширилась до практически ничем не ограниченного размера, а субъекты РФ получили широкий перечень бюджетных, нормативных и административных полномочий без обеспечения их соответствующими бюджетно-финансовыми ресурсами. В качестве дополнительных конституционно-правовых последствий пандемии указаны риски принятия регионами решений, выходящих за рамки их компетенции, и рассогласованности действий региональных и федеральных органов государственной власти. С учетом этого автором предложен комплекс конституционно-правовых мер, обеспечивающих, с одной стороны, баланс интересов Федерации и ее субъектов, а с другой - укрепление бюджетной самостоятельности субъектов РФ для выполнения возложенных на них социально ориентированных задач.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)В статье анализируется федеративная композиция бюджетно-финансового суверенитета России в контексте влияния последствий пандемии COVID-19 и принимаемых в связи с ее распространением нормативно-правовых актов. Для достижения данной цели исследуются факторы, обусловившие ограничение гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина в части наделения глав субъектов РФ правом введения режима повышенной готовности (самоизоляции). При этом особо акцентировано внимание на факторе, указывающем на необходимость обеспечения баланса между правами человека и общества с позиции рациональности и соразмерности вводимых ограничений на территории того или иного субъекта РФ. Также оцениваются влияние экстраординарных ограничений и их неизбежная дифференциация на суверенитет в целом и бюджетный федерализм в частности. На основе факторов в совокупности автор отмечает, что сфера суверенитета государства расширилась до практически ничем не ограниченного размера, а субъекты РФ получили широкий перечень бюджетных, нормативных и административных полномочий без обеспечения их соответствующими бюджетно-финансовыми ресурсами. В качестве дополнительных конституционно-правовых последствий пандемии указаны риски принятия регионами решений, выходящих за рамки их компетенции, и рассогласованности действий региональных и федеральных органов государственной власти. С учетом этого автором предложен комплекс конституционно-правовых мер, обеспечивающих, с одной стороны, баланс интересов Федерации и ее субъектов, а с другой - укрепление бюджетной самостоятельности субъектов РФ для выполнения возложенных на них социально ориентированных задач.
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<9> Как отмечает Н.А. Поветкина, "финансовая устойчивость Российской Федерации, обеспечивая национальную безопасность Российской Федерации, позволяет: обеспечить выполнение всех бюджетных обязательств Российской Федерации перед соответствующими субъектами; удовлетворить все потребности общества как минимум в среднесрочной перспективе; предупредить или нейтрализовать последствия возможных угроз и рисков; обеспечить финансовые интересы государства" (Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2016. 344 с.).
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<9> Как отмечает Н.А. Поветкина, "финансовая устойчивость Российской Федерации, обеспечивая национальную безопасность Российской Федерации, позволяет: обеспечить выполнение всех бюджетных обязательств Российской Федерации перед соответствующими субъектами; удовлетворить все потребности общества как минимум в среднесрочной перспективе; предупредить или нейтрализовать последствия возможных угроз и рисков; обеспечить финансовые интересы государства" (Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2016. 344 с.).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Необходимо оговориться, что согласно ст. 10 Закона N 246-ФЗ проектная документация искусственного земельного участка должна предусматривать мероприятия по охране и предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, включая водные объекты, объекты животного и растительного мира; проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе. В литературе отмечалось, что создание искусственных земельных участков нередко приводит к негативным влияниям на окружающую природную среду. Например, прерывание искусственным земельным участком вдоль берегового потока наносов может повлечь низовые размывы берега и пляжа на смежных участках берегов. Попадающие в зону влияния искусственных островов морские пляжи могут потерять свое рекреационное значение, а на акваториях искусственных островов возможно загрязнение морской воды <1>. Однако подготовка проектной документации искусственного земельного участка осуществляется после согласования проекта разрешения, выдачи разрешения, проведения аукциона и заключения договора о создании участка. Указанные процедуры требуют временных и материальных (возможно, бюджетных) затрат, в связи с чем возникает вопрос о рисках и последствиях выявления экспертами негативного влияния работ по сооружению участка на экологическую безопасность. Кроме того, эксперты при выполнении исследования оказываются в сложной ситуации, поскольку на момент проведения экологической экспертизы инициатором создания участка и государственными органами проделан значительный объем работ. Данные факторы могут привести к вынесению необъективного и незаконного заключения, которое, в свою очередь, повлечет экологический ущерб и иные негативные последствия.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Необходимо оговориться, что согласно ст. 10 Закона N 246-ФЗ проектная документация искусственного земельного участка должна предусматривать мероприятия по охране и предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, включая водные объекты, объекты животного и растительного мира; проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе. В литературе отмечалось, что создание искусственных земельных участков нередко приводит к негативным влияниям на окружающую природную среду. Например, прерывание искусственным земельным участком вдоль берегового потока наносов может повлечь низовые размывы берега и пляжа на смежных участках берегов. Попадающие в зону влияния искусственных островов морские пляжи могут потерять свое рекреационное значение, а на акваториях искусственных островов возможно загрязнение морской воды <1>. Однако подготовка проектной документации искусственного земельного участка осуществляется после согласования проекта разрешения, выдачи разрешения, проведения аукциона и заключения договора о создании участка. Указанные процедуры требуют временных и материальных (возможно, бюджетных) затрат, в связи с чем возникает вопрос о рисках и последствиях выявления экспертами негативного влияния работ по сооружению участка на экологическую безопасность. Кроме того, эксперты при выполнении исследования оказываются в сложной ситуации, поскольку на момент проведения экологической экспертизы инициатором создания участка и государственными органами проделан значительный объем работ. Данные факторы могут привести к вынесению необъективного и незаконного заключения, которое, в свою очередь, повлечет экологический ущерб и иные негативные последствия.
Статья: Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., разработанных Минфином Российской Федерации, оцениваются последствия энергоперехода исходя из рисков, которые они несут. Так, по результатам стресс-тестирования констатируется, что в случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. Вместе с тем акт не содержит направлений налоговой политики, которые были бы связаны с энергопереходом. Представляется, что это большое упущение, поскольку выявленные бюджетные риски должны уже заставлять предпринимать шаги по обеспечению бюджетной устойчивости путем трансформации налоговой системы.
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., разработанных Минфином Российской Федерации, оцениваются последствия энергоперехода исходя из рисков, которые они несут. Так, по результатам стресс-тестирования констатируется, что в случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. Вместе с тем акт не содержит направлений налоговой политики, которые были бы связаны с энергопереходом. Представляется, что это большое упущение, поскольку выявленные бюджетные риски должны уже заставлять предпринимать шаги по обеспечению бюджетной устойчивости путем трансформации налоговой системы.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<227> Крохина Ю.А. Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы // Финансовое право. 2022. N 9. С. 26 - 29.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<227> Крохина Ю.А. Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы // Финансовое право. 2022. N 9. С. 26 - 29.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Приведенные научные точки зрения относительно понимания содержания бюджетного риска свидетельствуют о том, что ряд авторов акцентирует внимание на потерях бюджета, не конкретизируя стадию процесса, на которой это может произойти, а другие - указывают на неблагоприятные последствия для бюджета на конкретных его стадиях, чаще всего на стадии исполнения бюджета.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Приведенные научные точки зрения относительно понимания содержания бюджетного риска свидетельствуют о том, что ряд авторов акцентирует внимание на потерях бюджета, не конкретизируя стадию процесса, на которой это может произойти, а другие - указывают на неблагоприятные последствия для бюджета на конкретных его стадиях, чаще всего на стадии исполнения бюджета.