Порядок заключения публичного договора
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок заключения публичного договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 437 "Приглашение делать оферты. Публичная оферта" ГК РФ"Размещение информации о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет ГИС Торги https://torgi.gov.ru/new является публичной офертой, предусмотренной ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Условия аукциона, порядок проведения и условия заключения договора аренды являются условиями публичной оферты, а подачи заявки на участие в аукционе в соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является акцептом такой оферты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как заключить публичный договор
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как заключить публичный договор
Статья: Правовая природа примирения как самостоятельного способа упрощения процессуальной формы в административном судопроизводстве
(Зарубина М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Признак публичности примирительной процедуры в административном судопроизводстве уникален в своем роде, поскольку выражается на внутреннем и внешнем уровнях. Внутренний уровень связан с согласованием условий примирения с другим публичным органом либо с руководителем структуры органа власти. Одобрение - это не вынужденная, а естественная мера. Верно отмечает Е.С. Смагина, что участие органов государственной власти в цивилистических спорах имеет определенную специфику, которая в том числе влияет и на результативность примирения. В частности, автор называет такие характерные черты, как преследование публично-правовым образованием публичного интереса; объем полномочий, не позволяющих действовать произвольно; порядок заключения гражданско-правовых договоров публично-правовыми образованиями в лице их органов и др. <14>. Все вышеперечисленное свидетельствует о решающей роли согласования позиции по делу с вышестоящим компетентным государственным органом, который также может привлекаться в качестве заинтересованного лица. Последнее, несмотря на свой процессуальный статус лица, не обладающего полномочиями заключения соглашения о примирении в силу ч. 3 ст. 47 КАС РФ, тем не менее влияет на успех судебной процедуры. Позволим не согласиться с мнением некоторых ученых, проводящих аналогию заинтересованных лиц в административном судопроизводстве и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, в гражданском и арбитражном судопроизводстве <15>. Представляется, что заинтересованными лицами могут быть исключительно публичные органы, обязанные в силу своих полномочий участвовать в административном деле ввиду наличия материально-правовой связи со сторонами, и имеющие прямую публичную заинтересованность в исходе дела. Следовательно, не совсем ясна мысль законодателя относительно лишения их права участвовать в составлении условий соглашения и проведении примирительной процедуры.
(Зарубина М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Признак публичности примирительной процедуры в административном судопроизводстве уникален в своем роде, поскольку выражается на внутреннем и внешнем уровнях. Внутренний уровень связан с согласованием условий примирения с другим публичным органом либо с руководителем структуры органа власти. Одобрение - это не вынужденная, а естественная мера. Верно отмечает Е.С. Смагина, что участие органов государственной власти в цивилистических спорах имеет определенную специфику, которая в том числе влияет и на результативность примирения. В частности, автор называет такие характерные черты, как преследование публично-правовым образованием публичного интереса; объем полномочий, не позволяющих действовать произвольно; порядок заключения гражданско-правовых договоров публично-правовыми образованиями в лице их органов и др. <14>. Все вышеперечисленное свидетельствует о решающей роли согласования позиции по делу с вышестоящим компетентным государственным органом, который также может привлекаться в качестве заинтересованного лица. Последнее, несмотря на свой процессуальный статус лица, не обладающего полномочиями заключения соглашения о примирении в силу ч. 3 ст. 47 КАС РФ, тем не менее влияет на успех судебной процедуры. Позволим не согласиться с мнением некоторых ученых, проводящих аналогию заинтересованных лиц в административном судопроизводстве и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, в гражданском и арбитражном судопроизводстве <15>. Представляется, что заинтересованными лицами могут быть исключительно публичные органы, обязанные в силу своих полномочий участвовать в административном деле ввиду наличия материально-правовой связи со сторонами, и имеющие прямую публичную заинтересованность в исходе дела. Следовательно, не совсем ясна мысль законодателя относительно лишения их права участвовать в составлении условий соглашения и проведении примирительной процедуры.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49
"О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"16. К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).
"О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"16. К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Фрагментарное закрепление организационных договоров приводит к их смешению с другими видами договоров. Так, в подразделе 2 раздела III "Общие положения о договоре" бессистемно в один ряд перечислены организационные договоры (например, предварительные, рамочные), договоры, выделяемые по порядку заключения (публичные, присоединения), договоры с особенностями исполнения (например, абонентские, в пользу третьего лица).
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Фрагментарное закрепление организационных договоров приводит к их смешению с другими видами договоров. Так, в подразделе 2 раздела III "Общие положения о договоре" бессистемно в один ряд перечислены организационные договоры (например, предварительные, рамочные), договоры, выделяемые по порядку заключения (публичные, присоединения), договоры с особенностями исполнения (например, абонентские, в пользу третьего лица).
Статья: Стандарт осмотрительного поведения налогоплательщика при выборе контрагента: что требуют налоговики?
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)9. Совершение сделки с нарушением процедуры согласования, несоответствие порядка заключения договора внутренним регламентам налогоплательщика (например, заключение договора без проведения публичных торгов либо с их нарушением при обязательности данного порядка в силу закона или практики, установленной у налогоплательщика; отсутствие в составе конкурсной заявки полного комплекта документов либо указание в них недостоверных сведений, подлежавших проверке при подготовке торгов).
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)9. Совершение сделки с нарушением процедуры согласования, несоответствие порядка заключения договора внутренним регламентам налогоплательщика (например, заключение договора без проведения публичных торгов либо с их нарушением при обязательности данного порядка в силу закона или практики, установленной у налогоплательщика; отсутствие в составе конкурсной заявки полного комплекта документов либо указание в них недостоверных сведений, подлежавших проверке при подготовке торгов).
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)В работе сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере, направленные на устранение недостатков правового регулирования, в частности, предлагается разработать и принять Федеральный закон "Об особенностях реализации Российской Федерацией прав в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности", в котором можно было бы определить: 1) состав федерального недвижимого имущества; 2) его назначение (причины обособления) и цели использования; 3) принципы распоряжения федеральным недвижимым имуществом; 4) общий порядок заключения договоров, связанных с использованием публичной собственности субъектами частного права, а также исключения из этого порядка в части отсутствия конкурентной основы для таких действий.
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)В работе сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере, направленные на устранение недостатков правового регулирования, в частности, предлагается разработать и принять Федеральный закон "Об особенностях реализации Российской Федерацией прав в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности", в котором можно было бы определить: 1) состав федерального недвижимого имущества; 2) его назначение (причины обособления) и цели использования; 3) принципы распоряжения федеральным недвижимым имуществом; 4) общий порядок заключения договоров, связанных с использованием публичной собственности субъектами частного права, а также исключения из этого порядка в части отсутствия конкурентной основы для таких действий.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)С учетом изложенного ранее нельзя согласиться с авторами, считающими выдачу технических условий безвозмездной "публичной односторонней сделкой" <1>. Выдача технических условий по договору о технологическом присоединении включена в цену договора о технологическом присоединении. Обязанность сетевой организации выдать технические условия обусловлена требованиями Гражданского кодекса РФ в отношении порядка заключения публичных и обязательных для заключения договоров. Технические условия нельзя рассматривать в качестве односторонней сделки, в частности, в связи с необходимостью и, собственно, наличием волеизъявления заявителя о заключении договора о технологическом присоединении, более того, выраженного до выдачи технических условий, и вне зависимости от правового характера заявления. Технические условия, выданные в отсутствие заявления, не влекут никаких правовых последствий (п. 2 ст. 154 ГК РФ), а также не выдаются согласно действующему законодательству. В случае, когда технические условия признавались бы акцептом заявки, соответствовавшей требованиям оферты, их выдача являлась бы конклюдентными действиями, влекущими возникновение обязательств у двух сторон - заявителя и сетевой организации, в частности, по оплате технологического присоединения и его выполнения, т.е. договора и договорного обязательства, что исключает односторонний характер технических условий.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)С учетом изложенного ранее нельзя согласиться с авторами, считающими выдачу технических условий безвозмездной "публичной односторонней сделкой" <1>. Выдача технических условий по договору о технологическом присоединении включена в цену договора о технологическом присоединении. Обязанность сетевой организации выдать технические условия обусловлена требованиями Гражданского кодекса РФ в отношении порядка заключения публичных и обязательных для заключения договоров. Технические условия нельзя рассматривать в качестве односторонней сделки, в частности, в связи с необходимостью и, собственно, наличием волеизъявления заявителя о заключении договора о технологическом присоединении, более того, выраженного до выдачи технических условий, и вне зависимости от правового характера заявления. Технические условия, выданные в отсутствие заявления, не влекут никаких правовых последствий (п. 2 ст. 154 ГК РФ), а также не выдаются согласно действующему законодательству. В случае, когда технические условия признавались бы акцептом заявки, соответствовавшей требованиям оферты, их выдача являлась бы конклюдентными действиями, влекущими возникновение обязательств у двух сторон - заявителя и сетевой организации, в частности, по оплате технологического присоединения и его выполнения, т.е. договора и договорного обязательства, что исключает односторонний характер технических условий.
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)<1> См.: Публичная оферта о порядке заключения договоров комплексного страхования пассажиров железнодорожного транспорта // https://www.rzd.ru/ru/9286/page/103290?id=20311#main-header (дата обращения: 01.02.2025).
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)<1> См.: Публичная оферта о порядке заключения договоров комплексного страхования пассажиров железнодорожного транспорта // https://www.rzd.ru/ru/9286/page/103290?id=20311#main-header (дата обращения: 01.02.2025).