Порядок заключения договора на торгах
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок заключения договора на торгах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 621 ГК РФ "Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок"3.2.1. Не может быть возобновлен на неопределенный срок договор аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, если он заключен в порядке переоформления договора, заключенного на торгах, для приведения в соответствие с нормами Лесного кодекса РФ (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли арендатор - субъект малого и среднего предпринимательства заключить договор аренды публичного имущества на новый срок без проведения аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Имеющиеся в деле доказательства позволяют признать обоснованными выводы судов о возобновлении арендных отношений на неопределенный срок в порядке статьи 621 ГК РФ и, как следствие, об основаниях для применения предусмотренного частью 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ исключения из общего порядка заключения договора аренды на торгах.
Может ли арендатор - субъект малого и среднего предпринимательства заключить договор аренды публичного имущества на новый срок без проведения аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Имеющиеся в деле доказательства позволяют признать обоснованными выводы судов о возобновлении арендных отношений на неопределенный срок в порядке статьи 621 ГК РФ и, как следствие, об основаниях для применения предусмотренного частью 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ исключения из общего порядка заключения договора аренды на торгах.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 447. Заключение договора на торгах
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 447. Заключение договора на торгах
Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организованных торгах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 18. Заключение договора на организованных торгах
(ред. от 31.07.2025)
"Об организованных торгах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 18. Заключение договора на организованных торгах
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Вместе с тем контрольный орган отметил, что порядок согласования организатором торгов заключения договора по итогам закупки с учредителем документацией не был регламентирован. В действующую редакцию протокола рассмотрения заявок не вносилось каких-либо изменений в части отмены решения о заключении договора. Действия организатора торгов по несоблюдению требований документации в части завершения процедуры закупки и заключения договора были квалифицированы как нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона 223-ФЗ <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Вместе с тем контрольный орган отметил, что порядок согласования организатором торгов заключения договора по итогам закупки с учредителем документацией не был регламентирован. В действующую редакцию протокола рассмотрения заявок не вносилось каких-либо изменений в части отмены решения о заключении договора. Действия организатора торгов по несоблюдению требований документации в части завершения процедуры закупки и заключения договора были квалифицированы как нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона 223-ФЗ <2>.
Готовое решение: Чем аренда государственного и муниципального имущества отличается от аренды частной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)федеральное казенное учреждение УИС сдает помещение в аренду для размещения производства с привлечением труда осужденных. При этом необходимо соблюсти все обязательные условия. В частности, договор аренды должен запрещать передавать права и обязанности по нему другим лицам, предоставлять им имущество в субаренду или безвозмездное пользование, а также осуществлять залог арендных прав. Порядок заключения таких договоров без торгов утвержден Приказом Минюста России от 21.10.2020 N 247;
(КонсультантПлюс, 2025)федеральное казенное учреждение УИС сдает помещение в аренду для размещения производства с привлечением труда осужденных. При этом необходимо соблюсти все обязательные условия. В частности, договор аренды должен запрещать передавать права и обязанности по нему другим лицам, предоставлять им имущество в субаренду или безвозмездное пользование, а также осуществлять залог арендных прав. Порядок заключения таких договоров без торгов утвержден Приказом Минюста России от 21.10.2020 N 247;
Статья: Федеральный закон "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов": проблемы правового регулирования
(Хачатурова К.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- порядок заключения договоров с участниками торгов (порядок заключения договоров и некоторые условия договора об оказании услуг по проведению организованных торгов предусмотрены Законом об организованных торгах, для администраторов индикаторов аналогичные требования отсутствуют);
(Хачатурова К.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- порядок заключения договоров с участниками торгов (порядок заключения договоров и некоторые условия договора об оказании услуг по проведению организованных торгов предусмотрены Законом об организованных торгах, для администраторов индикаторов аналогичные требования отсутствуют);
Готовое решение: Как заключить агентский договор на участие в торгах
(КонсультантПлюс, 2025)Агентский договор на участие в торгах заключается в том же порядке, что и любой другой договор. При формулировании его условий вы можете воспользоваться общими рекомендациями по составлению агентского договора.
(КонсультантПлюс, 2025)Агентский договор на участие в торгах заключается в том же порядке, что и любой другой договор. При формулировании его условий вы можете воспользоваться общими рекомендациями по составлению агентского договора.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом должны учитываться положения комментируемой статьи и, в том числе, должны быть предусмотрены требования к извещению о проведении торгов, порядок ознакомления с информацией о проведении торгов, порядок извещения организатором торгов об отказе от проведения торгов, требования к перечню документов, необходимых для участия в торгах, и порядок их предъявления участниками торгов, срок и порядок подачи заявок на участие в торгах, порядок допуска и отказа в допуске к торгам, порядок ведения протокола о результатах торгов, порядок возврата задатка, срок и порядок подписания договора о комплексном развитии территории с победителем торгов или лицом, указанным в ч. 8 и 9 комментируемой статьи, порядок заключения договора в случае уклонения победителя торгов от заключения такого договора.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом должны учитываться положения комментируемой статьи и, в том числе, должны быть предусмотрены требования к извещению о проведении торгов, порядок ознакомления с информацией о проведении торгов, порядок извещения организатором торгов об отказе от проведения торгов, требования к перечню документов, необходимых для участия в торгах, и порядок их предъявления участниками торгов, срок и порядок подачи заявок на участие в торгах, порядок допуска и отказа в допуске к торгам, порядок ведения протокола о результатах торгов, порядок возврата задатка, срок и порядок подписания договора о комплексном развитии территории с победителем торгов или лицом, указанным в ч. 8 и 9 комментируемой статьи, порядок заключения договора в случае уклонения победителя торгов от заключения такого договора.
Статья: Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты
(Истомин В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)В современном российском законодательстве понятие конкуренции содержится в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", где под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В науке данное определение подвергается критике, в частности, за то, что в нем не отражено "собственно юридическое содержание конкуренции" <24>, а также за то, что оно не охватывает нарушений, совершаемых за счет проявления публичной власти или незаконного поведения вне обладания рыночной властью <25>. Что касается отсутствия в понятии конкуренции ее юридического содержания, то с указанным замечанием можно согласиться, поскольку определение в самом деле носит сугубо экономический характер. Данный пробел в какой-то мере устраняется через содержащиеся в этой же статье определения различных видов антиконкурентных действий, прежде всего недобросовестной конкуренции как поведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Вместе с тем вполне допустимо и в самом определении конкуренции охарактеризовать ее как деятельность добросовестную, честную, позволяющую обеспечить баланс прав и законных интересов потребителей и предпринимательских структур. Относительно невключения в определение конкуренции иных действий, кроме соперничества хозяйствующих субъектов, в том числе ограничивающих конкуренцию актов и действий органов публичной власти, действий, связанных с нарушением публичных процедур (антимонопольных требований к торгам, порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества и т.п.), следует сказать, что, с одной стороны, такие действия, конечно, имеют место, но, с другой стороны, они относятся скорее не к самой конкуренции как таковой, а к несоблюдению условий, необходимых для ее обеспечения.
(Истомин В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)В современном российском законодательстве понятие конкуренции содержится в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", где под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В науке данное определение подвергается критике, в частности, за то, что в нем не отражено "собственно юридическое содержание конкуренции" <24>, а также за то, что оно не охватывает нарушений, совершаемых за счет проявления публичной власти или незаконного поведения вне обладания рыночной властью <25>. Что касается отсутствия в понятии конкуренции ее юридического содержания, то с указанным замечанием можно согласиться, поскольку определение в самом деле носит сугубо экономический характер. Данный пробел в какой-то мере устраняется через содержащиеся в этой же статье определения различных видов антиконкурентных действий, прежде всего недобросовестной конкуренции как поведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Вместе с тем вполне допустимо и в самом определении конкуренции охарактеризовать ее как деятельность добросовестную, честную, позволяющую обеспечить баланс прав и законных интересов потребителей и предпринимательских структур. Относительно невключения в определение конкуренции иных действий, кроме соперничества хозяйствующих субъектов, в том числе ограничивающих конкуренцию актов и действий органов публичной власти, действий, связанных с нарушением публичных процедур (антимонопольных требований к торгам, порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества и т.п.), следует сказать, что, с одной стороны, такие действия, конечно, имеют место, но, с другой стороны, они относятся скорее не к самой конкуренции как таковой, а к несоблюдению условий, необходимых для ее обеспечения.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду. Порядок заключения договора аренды зависит от способа предоставления земельного участка (посредством торгов или без проведения торгов).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду. Порядок заключения договора аренды зависит от способа предоставления земельного участка (посредством торгов или без проведения торгов).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Порядок заключения договора о КРТ и проведения торгов установлен в ст. 69 ГрК РФ. В частности, данной статьей установлены обязательные требования к участникам торгов: им может являться юридическое лицо при условии, что такое лицо либо его учредитель (участник), или любое из его дочерних обществ, или его основное общество, или любое из дочерних обществ его основного общества имеет за последние 5 лет опыт участия в строительстве объектов капитального строительства в совокупном объеме не менее 10% от объема строительства, предусмотренного решением о КРТ, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика. Правительством РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ могут быть определены дополнительные требования к участникам торгов. Также, как было указано ранее, Правительство РФ должно установить порядок проведения соответствующих торгов. В случае осуществления КРТ оператором КРТ, решение о проведении торгов на право заключения договора о КРТ принимается таким оператором КРТ (п. 3 ст. 71 ГрК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Порядок заключения договора о КРТ и проведения торгов установлен в ст. 69 ГрК РФ. В частности, данной статьей установлены обязательные требования к участникам торгов: им может являться юридическое лицо при условии, что такое лицо либо его учредитель (участник), или любое из его дочерних обществ, или его основное общество, или любое из дочерних обществ его основного общества имеет за последние 5 лет опыт участия в строительстве объектов капитального строительства в совокупном объеме не менее 10% от объема строительства, предусмотренного решением о КРТ, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика. Правительством РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ могут быть определены дополнительные требования к участникам торгов. Также, как было указано ранее, Правительство РФ должно установить порядок проведения соответствующих торгов. В случае осуществления КРТ оператором КРТ, решение о проведении торгов на право заключения договора о КРТ принимается таким оператором КРТ (п. 3 ст. 71 ГрК РФ).
Статья: Материалы к изучению совершения сделок через цифровые платформы: Германия
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Порядок заключения договора: торги? Федеральный Верховный Суд не признал порядок заключения договоров на электронных площадках торгами по смыслу § 156 ГГУ. Данное положение исходит из того, что офертой является не приглашение к участию в торгах, а лучшее предложение, которое затем акцептуется "ударом молотка" (Zuschlag). Несмотря на то что это диспозитивная норма, считается (и ФВС признал это вместе с диспозитивностью), что интернет-аукционы в принципе под нее не подпадают, потому что речь идет не просто об отклонениях от диспозитивного порядка, а о существенно ином процессе (см. выше замечание об "императивном элементе" диспозитивных норм): победитель определяется не "ударом молотка", а лучшим предложением или акцептом, т.е. согласно общему порядку обмена офертами и акцептами <13>.
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Порядок заключения договора: торги? Федеральный Верховный Суд не признал порядок заключения договоров на электронных площадках торгами по смыслу § 156 ГГУ. Данное положение исходит из того, что офертой является не приглашение к участию в торгах, а лучшее предложение, которое затем акцептуется "ударом молотка" (Zuschlag). Несмотря на то что это диспозитивная норма, считается (и ФВС признал это вместе с диспозитивностью), что интернет-аукционы в принципе под нее не подпадают, потому что речь идет не просто об отклонениях от диспозитивного порядка, а о существенно ином процессе (см. выше замечание об "императивном элементе" диспозитивных норм): победитель определяется не "ударом молотка", а лучшим предложением или акцептом, т.е. согласно общему порядку обмена офертами и акцептами <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанным Законом внесены изменения в том числе в ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <163>, которая в действующей редакции (то есть в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ <164>) имеет наименование "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанным Законом внесены изменения в том числе в ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <163>, которая в действующей редакции (то есть в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ <164>) имеет наименование "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства".