Порядок вступления в силу законов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок вступления в силу законов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 424 ГК РФ "Цена"2.1.4. Размер арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется согласно порядку, который установлен уполномоченным органом на основании соответствующего федерального закона, вступившего в силу к моменту заключения договора, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был установлен (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Действие гражданского законодательства во времени" ГК РФ"Следовательно, определение действия закона во времени является, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, прерогативой законодателя. Только законодатель вправе распространить новые нормы на юридические факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, законодатель учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" конституция (устав), законы субъекта РФ вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими конституцией (уставом), законом субъекта РФ не установлен другой порядок вступления их в силу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" конституция (устав), законы субъекта РФ вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими конституцией (уставом), законом субъекта РФ не установлен другой порядок вступления их в силу.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Нормативные акты
Статья: Презумпция невиновности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституция РФ закрепляет презумпцию невиновности - презумпцию, в соответствии с которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституция РФ закрепляет презумпцию невиновности - презумпцию, в соответствии с которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49).
Статья: К вопросу о процедуре конституционной реформы 2020 г.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Закон о поправке в Конституцию РФ 2020 г. включал три статьи. Первая статья содержала перечень поправок, вносимых в Конституцию. Вторая статья закрепляла порядок организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных ст. 1, а третья устанавливала порядок вступления Закона в силу, имеющего сложный, поэтапный характер. Так, ст. 3 Закона "вступала в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации" <5>. Следующий этап - рассмотрение проекта Конституционным Судом РФ, который должен был дать заключение о соответствии не вступивших в силу положений Закона о поправках положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 Закона о поправках. В случае дачи Конституционным Судом положительного заключения ст. 2 Закона о поправках вступала в силу, что позволяло перейти к следующей стадии - общероссийскому голосованию по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ <6>.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Закон о поправке в Конституцию РФ 2020 г. включал три статьи. Первая статья содержала перечень поправок, вносимых в Конституцию. Вторая статья закрепляла порядок организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных ст. 1, а третья устанавливала порядок вступления Закона в силу, имеющего сложный, поэтапный характер. Так, ст. 3 Закона "вступала в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации" <5>. Следующий этап - рассмотрение проекта Конституционным Судом РФ, который должен был дать заключение о соответствии не вступивших в силу положений Закона о поправках положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 Закона о поправках. В случае дачи Конституционным Судом положительного заключения ст. 2 Закона о поправках вступала в силу, что позволяло перейти к следующей стадии - общероссийскому голосованию по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ <6>.
Статья: К вопросу об организации публичной власти на федеральной территории
(Чуклин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Но нельзя не обращать внимания на то, что положения Федерального закона "О федеральной территории "Сириус" не отождествляют правовой режим осуществления публичной власти на федеральной территории и режим осуществления местного самоуправления, а глава 8 Федерального закона носит переходный характер, описывая заключительные положения через порядок вступления закона в силу.
(Чуклин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Но нельзя не обращать внимания на то, что положения Федерального закона "О федеральной территории "Сириус" не отождествляют правовой режим осуществления публичной власти на федеральной территории и режим осуществления местного самоуправления, а глава 8 Федерального закона носит переходный характер, описывая заключительные положения через порядок вступления закона в силу.
Статья: Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Конституционный контроль "на входе" должен быть полным, однако в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливается, что проверка конституционности проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции РФ или определяющих порядок вступления в силу таких норм (ч. 2 ст. 110.6). Такой подход явно противоречит институциональной логике предварительного конституционного контроля "на входе", поскольку предоставляет обращающемуся с запросом субъекту право выбора проверки в конкретной части. Например, если проект закона РФ о поправке предусматривает особый порядок вступления его в силу, можно направить запрос в части, касающейся норм, определяющих порядок вступления закона в силу, и не направить в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции РФ. Разумно толковать данную норму расширительно и осуществлять именно полный контроль.
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Конституционный контроль "на входе" должен быть полным, однако в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливается, что проверка конституционности проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции РФ или определяющих порядок вступления в силу таких норм (ч. 2 ст. 110.6). Такой подход явно противоречит институциональной логике предварительного конституционного контроля "на входе", поскольку предоставляет обращающемуся с запросом субъекту право выбора проверки в конкретной части. Например, если проект закона РФ о поправке предусматривает особый порядок вступления его в силу, можно направить запрос в части, касающейся норм, определяющих порядок вступления закона в силу, и не направить в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции РФ. Разумно толковать данную норму расширительно и осуществлять именно полный контроль.
Статья: Типы действия норм права во времени
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Исходя из правовых позиций КС РФ, немедленное действие тождественно перспективному действию: "основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма" <2>.
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Исходя из правовых позиций КС РФ, немедленное действие тождественно перспективному действию: "основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма" <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах <12>, среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации <13> принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах <12>, среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации <13> принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.
Готовое решение: Что нужно делать работодателю для выплаты пособий, в том числе напрямую из СФР
(КонсультантПлюс, 2025)вы не должны рассчитывать и выплачивать работникам пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка. Их назначает и выплачивает территориальный орган СФР (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначает и выплачивает субъект РФ (г. Байконур, федеральная территория "Сириус") или СФР (если полномочия по начислению и выплате переданы ему субъектом РФ) (ч. 5, 6 ст. 4 Закона N 81-ФЗ). Если ежемесячное пособие вставшей на учет в медорганизации в ранние сроки беременности женщине назначено до 1 января 2023 г., его выплата сохраняется до конца периода, на который оно было назначено, или до назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Пособие вставшей на учет женщине выплачивается в порядке и на условиях, установленных до дня вступления в силу Федерального закона от 21.11.2022 N 455-ФЗ (ч. 1 ст. 3 этого Закона);
(КонсультантПлюс, 2025)вы не должны рассчитывать и выплачивать работникам пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка. Их назначает и выплачивает территориальный орган СФР (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначает и выплачивает субъект РФ (г. Байконур, федеральная территория "Сириус") или СФР (если полномочия по начислению и выплате переданы ему субъектом РФ) (ч. 5, 6 ст. 4 Закона N 81-ФЗ). Если ежемесячное пособие вставшей на учет в медорганизации в ранние сроки беременности женщине назначено до 1 января 2023 г., его выплата сохраняется до конца периода, на который оно было назначено, или до назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Пособие вставшей на учет женщине выплачивается в порядке и на условиях, установленных до дня вступления в силу Федерального закона от 21.11.2022 N 455-ФЗ (ч. 1 ст. 3 этого Закона);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья: Нетипичные убытки по абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве: парадокс или потаенный смысл?
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Так, в деле Потоцкого (Постановление КС РФ от 15 февраля 2016 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого") Суд высказал следующие значимые правовые позиции: "Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (решение от 1 октября 1993 года N 81-р; Определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О и др.).
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Так, в деле Потоцкого (Постановление КС РФ от 15 февраля 2016 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого") Суд высказал следующие значимые правовые позиции: "Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (решение от 1 октября 1993 года N 81-р; Определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О и др.).