Порядок вступления в силу правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок вступления в силу правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Действие гражданского законодательства во времени" ГК РФ"Следовательно, определение действия закона во времени является, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, прерогативой законодателя. Только законодатель вправе распространить новые нормы на юридические факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, законодатель учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Нормативные акты
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, в любом случае не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <1>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, в любом случае не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение обратной силы закона на основании общих норм Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эта норма Конституции имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и применяется, даже если в тексте закона не содержится специального указания о таком действии либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу отсутствует подобная норма.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение обратной силы закона на основании общих норм Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эта норма Конституции имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и применяется, даже если в тексте закона не содержится специального указания о таком действии либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу отсутствует подобная норма.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <85>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует с общими правилами действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные ст. 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <85>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует с общими правилами действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные ст. 54 Конституции РФ.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах <12>, среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации <13> принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах <12>, среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации <13> принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимо отметить, что нормативные акты о создании компаний хотя и подробно регулируют вопросы их деятельности <321>, но не могут быть квалифицированы как решения о создании, несмотря на соответствующее указание в п. 2 ст. 2 Закона о ППК. В цивилистическом понимании решение о создании юридического лица представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на возникновение нового субъекта права и установление особого отношения между будущим юридическим лицом, его учредителем и лицами, осуществляющими функцию его органов <322>. От решения о создании юридического лица федеральный закон или указ Президента РФ о создании компании отличаются по своим признакам нормативности, публичности, общеобязательности, особым порядком вынесения и вступления в силу. Так, в отношении них действуют установленные ст. 104 - 107 Конституции РФ правила о порядке принятия нормативных правовых актов и порядке их вступления в силу <323>. Представляется, что при учреждении компании решение о ее создании в цивилистическом понимании этого акта отсутствует. Для создания компании требуется сложный юридический состав, включающий в себя не гражданско-правовые сделки, а административные акты, накапливающиеся в определенной последовательности <324>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимо отметить, что нормативные акты о создании компаний хотя и подробно регулируют вопросы их деятельности <321>, но не могут быть квалифицированы как решения о создании, несмотря на соответствующее указание в п. 2 ст. 2 Закона о ППК. В цивилистическом понимании решение о создании юридического лица представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на возникновение нового субъекта права и установление особого отношения между будущим юридическим лицом, его учредителем и лицами, осуществляющими функцию его органов <322>. От решения о создании юридического лица федеральный закон или указ Президента РФ о создании компании отличаются по своим признакам нормативности, публичности, общеобязательности, особым порядком вынесения и вступления в силу. Так, в отношении них действуют установленные ст. 104 - 107 Конституции РФ правила о порядке принятия нормативных правовых актов и порядке их вступления в силу <323>. Представляется, что при учреждении компании решение о ее создании в цивилистическом понимании этого акта отсутствует. Для создания компании требуется сложный юридический состав, включающий в себя не гражданско-правовые сделки, а административные акты, накапливающиеся в определенной последовательности <324>.