Порядок вступления в силу актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок вступления в силу актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФУказанной спецификой порядка вступления в силу актов законодательства РФ о налогах обусловлено установление неодинаковых (различных) сроков вступления в силу норм, содержащихся в одном налоговом законе, в том числе законодательное закрепление момента начала действия отдельных норм нового налогового закона до вступления последнего в силу (обратная сила закона) с целью учета нового регулирования с момента возникновения правоотношения, в результате чего возникшие и существующие правоотношения подлежат пересмотру в соответствии с новым законом (регулированием)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Действие гражданского законодательства во времени" ГК РФ"Следовательно, определение действия закона во времени является, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, прерогативой законодателя. Только законодатель вправе распространить новые нормы на юридические факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, законодатель учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
Статья: Альтернативное урегулирование споров в строительстве: постановка проблемы
(Ялилов А.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Как отмечает Р.Н. Бутенко, квалифицирующим отличительным признаком адъюдикации выступает особый правовой эффект принимаемого решения, которое обязательно к исполнению до вынесения судом или арбитражем решения по тому же спору <68>. Так, в условиях FIDIC предусмотрены механизмы выражения согласия на решение адъюдикаторов (пресекательный срок оспаривания, порядок вступления акта в силу и др.). По истечении срока на оспаривание решение становится окончательным для сторон и в известной степени приобретает эффект res judicata (ст. 20.4 "Красной книги" FIDIC <69>).
(Ялилов А.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Как отмечает Р.Н. Бутенко, квалифицирующим отличительным признаком адъюдикации выступает особый правовой эффект принимаемого решения, которое обязательно к исполнению до вынесения судом или арбитражем решения по тому же спору <68>. Так, в условиях FIDIC предусмотрены механизмы выражения согласия на решение адъюдикаторов (пресекательный срок оспаривания, порядок вступления акта в силу и др.). По истечении срока на оспаривание решение становится окончательным для сторон и в известной степени приобретает эффект res judicata (ст. 20.4 "Красной книги" FIDIC <69>).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и вступают в силу в порядке, установленном конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Официальным опубликованием нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем субъекте Российской Федерации, или в официальном сетевом издании либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и вступают в силу в порядке, установленном конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Официальным опубликованием нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем субъекте Российской Федерации, или в официальном сетевом издании либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение обратной силы закона на основании общих норм Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эта норма Конституции имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и применяется, даже если в тексте закона не содержится специального указания о таком действии либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу отсутствует подобная норма.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение обратной силы закона на основании общих норм Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эта норма Конституции имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и применяется, даже если в тексте закона не содержится специального указания о таком действии либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу отсутствует подобная норма.
Статья: ФНС не может ограничивать период сверки по налогам тремя годами
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)При издании Временного порядка не были также соблюдены требования, установленные Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <1>.
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)При издании Временного порядка не были также соблюдены требования, установленные Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <1>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, в любом случае не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <1>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, в любом случае не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <1>.
Готовое решение: Как вести учет рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2025)Росархив указал, что Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236, которым утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, обратной силы не имеет. Сроки хранения документов, установленные этим Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве, в том числе до вступления в силу указанного Приказа (то есть до 18.02.2020). Исключение составляют документы, которые были внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, если эти описи и акты утверждены в установленном порядке до вступления в силу данного Приказа (Письмо Росархива от 13.03.2020 N Р/М-479).
(КонсультантПлюс, 2025)Росархив указал, что Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236, которым утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, обратной силы не имеет. Сроки хранения документов, установленные этим Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве, в том числе до вступления в силу указанного Приказа (то есть до 18.02.2020). Исключение составляют документы, которые были внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, если эти описи и акты утверждены в установленном порядке до вступления в силу данного Приказа (Письмо Росархива от 13.03.2020 N Р/М-479).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <85>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует с общими правилами действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные ст. 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <85>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует с общими правилами действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные ст. 54 Конституции РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
Статья: Стабильность условий предоставления налоговых льгот как принципиальная основа режима инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Алпатов П.С.)
("Закон", 2023, N 8)Суд отметил, что ст. 5 НК РФ не регулирует порядок вступления в силу актов, ухудшающих положение налогоплательщика в случае отмены закона, противоречащего НК РФ. Не является ухудшающим положение налогоплательщика акт, отменяющий незаконно установленное льготное налогообложение. Отмена льготного налогообложения, не соответствующего НК РФ, направлена на достижение конституционно значимых целей установления в регионе налога на имущество в соответствии с НК РФ, что не может расцениваться как обстоятельство, снижающее конституционно обусловленный уровень гарантий законных прав налогоплательщиков и нарушающее их имущественные права.
(Алпатов П.С.)
("Закон", 2023, N 8)Суд отметил, что ст. 5 НК РФ не регулирует порядок вступления в силу актов, ухудшающих положение налогоплательщика в случае отмены закона, противоречащего НК РФ. Не является ухудшающим положение налогоплательщика акт, отменяющий незаконно установленное льготное налогообложение. Отмена льготного налогообложения, не соответствующего НК РФ, направлена на достижение конституционно значимых целей установления в регионе налога на имущество в соответствии с НК РФ, что не может расцениваться как обстоятельство, снижающее конституционно обусловленный уровень гарантий законных прав налогоплательщиков и нарушающее их имущественные права.