Порядок внесения изменений в разрешение на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок внесения изменений в разрешение на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление архитектуры и градостроительства
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку заинтересованным лицом нарушен установленный законом порядок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, указанный в части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд... правильно признал бездействие Управления архитектуры и градостроительства администрации МО... выразившееся в нерассмотрении по существу заявления... о внесении изменений в разрешение на строительство объекта... незаконным и обязал восстановить нарушенные права заявителя путем повторного рассмотрения..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку заинтересованным лицом нарушен установленный законом порядок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, указанный в части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд... правильно признал бездействие Управления архитектуры и градостроительства администрации МО... выразившееся в нерассмотрении по существу заявления... о внесении изменений в разрешение на строительство объекта... незаконным и обязал восстановить нарушенные права заявителя путем повторного рассмотрения..."
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 N 04АП-5359/2023 по делу N А10-154/2023
Требование: Об обязании установки приборов учета электрической энергии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки доводам жалобы, внесение изменений в уже выданное разрешение на строительство в порядке части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о выдаче застройщику нового разрешения. Доказательства подачи застройщиком заявления о выдаче нового разрешения на строительство многоквартирного дома материалы дела не содержат.
Требование: Об обязании установки приборов учета электрической энергии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки доводам жалобы, внесение изменений в уже выданное разрешение на строительство в порядке части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о выдаче застройщику нового разрешения. Доказательства подачи застройщиком заявления о выдаче нового разрешения на строительство многоквартирного дома материалы дела не содержат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение изменений в разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение изменений в разрешение на строительство
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поскольку любые изменения в ПД требуют прохождения проектного или экспертного сопровождения, а в состав документов, обязательно представляемых для выдачи разрешения на строительство, входят материалы, содержащиеся в ПД, и подтверждения изменений ПД, полученные в порядке проектного или экспертного сопровождения (пп. 3, 4.2, 4.3 п. 7 ст. 51 ГрК РФ), фактически создается ситуация, при которой изменение в ПД влечет не только необходимость повторной экспертизы, но и внесение изменений в разрешение на строительство.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поскольку любые изменения в ПД требуют прохождения проектного или экспертного сопровождения, а в состав документов, обязательно представляемых для выдачи разрешения на строительство, входят материалы, содержащиеся в ПД, и подтверждения изменений ПД, полученные в порядке проектного или экспертного сопровождения (пп. 3, 4.2, 4.3 п. 7 ст. 51 ГрК РФ), фактически создается ситуация, при которой изменение в ПД влечет не только необходимость повторной экспертизы, но и внесение изменений в разрешение на строительство.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство.
(ред. от 31.07.2025)21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт изложен с 1 сентября 2022 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ <163>, принятым по вопросу о государственной регистрации прав на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Этим же Законом одновременно введены п. 1.1 и 1.2 ч. 3 комментируемой статьи. В прежней редакции пункта указывалось на создание объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" (указание на ГК "Роскосмос" было введено Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ <164>), в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 19 комментируемого Закона (до внесения Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ <165> изменения отсылка была сделана в целом к ст. 19 комментируемого Закона);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт изложен с 1 сентября 2022 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ <163>, принятым по вопросу о государственной регистрации прав на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Этим же Законом одновременно введены п. 1.1 и 1.2 ч. 3 комментируемой статьи. В прежней редакции пункта указывалось на создание объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" (указание на ГК "Роскосмос" было введено Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ <164>), в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 19 комментируемого Закона (до внесения Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ <165> изменения отсылка была сделана в целом к ст. 19 комментируемого Закона);
Готовое решение: Как изменить назначение здания с нежилого на жилое
(КонсультантПлюс, 2025)После реконструкции здания должен быть проведен кадастровый учет, в рамках которого в ЕГРН вносятся изменения в части новых данных о здании. Обращаться за кадастровым учетом изменений в этом случае должен тот орган, который выдал разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию, если реконструкция здания осуществлена на основании разрешения на строительство. Если разрешения на строительство не требовалось, то обратиться за кадастровым учетом вправе собственник здания. Для учета потребуются установленные законом документы (ч. 21 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)После реконструкции здания должен быть проведен кадастровый учет, в рамках которого в ЕГРН вносятся изменения в части новых данных о здании. Обращаться за кадастровым учетом изменений в этом случае должен тот орган, который выдал разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию, если реконструкция здания осуществлена на основании разрешения на строительство. Если разрешения на строительство не требовалось, то обратиться за кадастровым учетом вправе собственник здания. Для учета потребуются установленные законом документы (ч. 21 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости).
Статья: Проблемы строительной аренды в судебной практике и проект введения права застройки в отечественное законодательство
(Иванова Е.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 2)<105> Примечательно в этом отношении, что первоначальная редакция Проекта Федерального закона N 47538-6 предусматривала довольно строгое регулирование, предполагающее императивный переход от строительной аренды к праву застройки и дальнейший запрет предоставления на праве аренды для целей строительства земельных участков, находящихся в публичной собственности (см. п. 29 ст. 8 Проекта Федерального закона N 47538-6), а также исключение вещно-правовых эффектов права аренды в виде права следования (п. 1 ст. 617 ГК РФ) и преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ). Однако при доработке законопроекта ко второму чтению был осуществлен переход к более мягкому регулированию и из законопроекта данные нормы были исключены. При этом в отношении уже заключенных договоров аренды публичных земельных участков предусмотрено сохранение за арендатором права приобретения в собственность возведенного здания (сооружения) с правом на однократное продление срока аренды на пять лет, при условии регистрации за арендатором права собственности на объект незавершенного строительства или получения им разрешения на строительство до истечения срока аренды (п. 13 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5). До внесения изменений в законодательство, устанавливающих порядок и основания предоставления публичных земельных участков на праве застройки, переходными положениями Проекта предусматривается применение правил о предоставлении таких участков в аренду (п. 15 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5).
(Иванова Е.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 2)<105> Примечательно в этом отношении, что первоначальная редакция Проекта Федерального закона N 47538-6 предусматривала довольно строгое регулирование, предполагающее императивный переход от строительной аренды к праву застройки и дальнейший запрет предоставления на праве аренды для целей строительства земельных участков, находящихся в публичной собственности (см. п. 29 ст. 8 Проекта Федерального закона N 47538-6), а также исключение вещно-правовых эффектов права аренды в виде права следования (п. 1 ст. 617 ГК РФ) и преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ). Однако при доработке законопроекта ко второму чтению был осуществлен переход к более мягкому регулированию и из законопроекта данные нормы были исключены. При этом в отношении уже заключенных договоров аренды публичных земельных участков предусмотрено сохранение за арендатором права приобретения в собственность возведенного здания (сооружения) с правом на однократное продление срока аренды на пять лет, при условии регистрации за арендатором права собственности на объект незавершенного строительства или получения им разрешения на строительство до истечения срока аренды (п. 13 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5). До внесения изменений в законодательство, устанавливающих порядок и основания предоставления публичных земельных участков на праве застройки, переходными положениями Проекта предусматривается применение правил о предоставлении таких участков в аренду (п. 15 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5).
Вопрос: Какой порядок ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу ч. 2.2 ст. 55 ГрК РФ прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, документов, необходимых для получения указанного разрешения, заявления о внесении изменений в ранее выданное разрешение на ввод МКД в эксплуатацию, документов, необходимых для внесения изменений в указанное разрешение, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача указанного разрешения могут осуществляться:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу ч. 2.2 ст. 55 ГрК РФ прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, документов, необходимых для получения указанного разрешения, заявления о внесении изменений в ранее выданное разрешение на ввод МКД в эксплуатацию, документов, необходимых для внесения изменений в указанное разрешение, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача указанного разрешения могут осуществляться:
Вопрос: Освобождаются ли от НДС услуги застройщика по строительству помещений по полученному до 01.01.2024 разрешению на строительство, если после 01.01.2024 внесены изменения в проектную документацию и разрешение на строительство помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию)?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2024)В этой связи, поскольку посредством внесения изменений в проектную документацию и в разрешения на строительство объекта статус помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), определен после 01.01.2024, услуги застройщика в отношении строительства названных помещений подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 29 ст. 13 Закона N 389-ФЗ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2024)В этой связи, поскольку посредством внесения изменений в проектную документацию и в разрешения на строительство объекта статус помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), определен после 01.01.2024, услуги застройщика в отношении строительства названных помещений подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 29 ст. 13 Закона N 389-ФЗ).
Статья: Масштабирование комплексного развития территорий - законодательные нововведения
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)С 1 марта 2025 года вводится специальный порядок выдачи разрешений на строительство при осуществлении комплексного развития территорий. Теперь уполномоченные органы обязаны проверять соответствие проектной документации очередности планируемого развития территории <12>. Если очередность не соблюдается, то выдача разрешения на строительство не допускается <13>. Это нововведение направлено на то, чтобы обеспечить более строгий контроль за соблюдением планов развития территорий.
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)С 1 марта 2025 года вводится специальный порядок выдачи разрешений на строительство при осуществлении комплексного развития территорий. Теперь уполномоченные органы обязаны проверять соответствие проектной документации очередности планируемого развития территории <12>. Если очередность не соблюдается, то выдача разрешения на строительство не допускается <13>. Это нововведение направлено на то, чтобы обеспечить более строгий контроль за соблюдением планов развития территорий.
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)- застройщик должен иметь разрешение на строительство, полученное в установленном законом порядке;
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)- застройщик должен иметь разрешение на строительство, полученное в установленном законом порядке;
Статья: Антикризисные меры в строительстве (новеллы законодательства)
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Постановлением Правительства РФ от 25.12.2023 N 2301 продлены следующие меры по особому порядку документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Постановлением Правительства РФ от 25.12.2023 N 2301 продлены следующие меры по особому порядку документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575.
Ситуация: Что предусмотреть в договоре участия в долевом строительстве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)получено разрешение на строительство;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)получено разрешение на строительство;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В порядке реализации положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены критерии отнесения строений и сооружений к объектам вспомогательного использования, выдача разрешения на строительство которых не требуется.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В порядке реализации положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены критерии отнесения строений и сооружений к объектам вспомогательного использования, выдача разрешения на строительство которых не требуется.