Порядок внесения изменений в ППТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок внесения изменений в ППТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2023 N 88-12501/2023 (УИД 74RS0031-01-2022-003992-52)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования администрации города: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) Об истребовании участка из чужого незаконного владения.
Обстоятельства: Ответчик является собственником земельных участков, образованных из участка, предоставленного в общую долевую собственность членам совхоза, договоры купли-продажи, на основании которых у ответчика возникло право собственности на спорные участки, не являются сделками по приватизации земельных участков общего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные земельные участки образованы из исходного земельного участка площадью 1563,144366 га, предоставленного в общую долевую собственность членам совхоза "Радужный", который никогда не использовался для общего пользования и, на момент выделения из него земельных участков в счет земельных долей (паев), их раздела и заключения сделок по их отчуждению, не находились в муниципальной или государственной собственности, заключенные В. договоры купли-продажи, на основании которых у ответчика возникло право собственности на спорные земельные участки, не являются сделками по приватизации земельных участков общего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности, запрет на которые установлен п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". И, поскольку администрацией г. Магнитогорска Челябинской области не принималось в установленном порядке решение об изъятии у В. спорных земельных участков, сами по себе подготовка и согласие В. на внесение изменений в проект планировки территории, об отказе от прав на земельные участки не свидетельствует и основанием для прекращения права собственности ответчика на спорные земельные участки не является, доказательств того, что при даче согласия на внесение изменений в проект планировки территории В. подал в Управление Росреестра по Челябинской области заявление об отказе от прав на спорные земельные участки в материалы дела не представлено, учитывая также и то, что избранный истцом способ защиты нарушенного права истца не восстановит, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о признании права ответчика на земельные участки отсутствующим.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования администрации города: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) Об истребовании участка из чужого незаконного владения.
Обстоятельства: Ответчик является собственником земельных участков, образованных из участка, предоставленного в общую долевую собственность членам совхоза, договоры купли-продажи, на основании которых у ответчика возникло право собственности на спорные участки, не являются сделками по приватизации земельных участков общего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные земельные участки образованы из исходного земельного участка площадью 1563,144366 га, предоставленного в общую долевую собственность членам совхоза "Радужный", который никогда не использовался для общего пользования и, на момент выделения из него земельных участков в счет земельных долей (паев), их раздела и заключения сделок по их отчуждению, не находились в муниципальной или государственной собственности, заключенные В. договоры купли-продажи, на основании которых у ответчика возникло право собственности на спорные земельные участки, не являются сделками по приватизации земельных участков общего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности, запрет на которые установлен п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". И, поскольку администрацией г. Магнитогорска Челябинской области не принималось в установленном порядке решение об изъятии у В. спорных земельных участков, сами по себе подготовка и согласие В. на внесение изменений в проект планировки территории, об отказе от прав на земельные участки не свидетельствует и основанием для прекращения права собственности ответчика на спорные земельные участки не является, доказательств того, что при даче согласия на внесение изменений в проект планировки территории В. подал в Управление Росреестра по Челябинской области заявление об отказе от прав на спорные земельные участки в материалы дела не представлено, учитывая также и то, что избранный истцом способ защиты нарушенного права истца не восстановит, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о признании права ответчика на земельные участки отсутствующим.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 14.05.2024 по делу N 33а-5573/2024 (УИД 24RS0046-01-2023-002757-57)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) Об обязании предоставить земельные участки.
Обстоятельства: Уполномоченным органом соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность граждан не допускается.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом судебная коллегия учитывает, что указанный проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярска - в границах спорного земельного участка в установленном порядке административным истцом не оспорен, и не признан недействующим. Тот факт, что указанный земельный участок был выделен под строительство гаража до утверждения постановлением о планировке красных линий, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность с учетом положений 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) Об обязании предоставить земельные участки.
Обстоятельства: Уполномоченным органом соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность граждан не допускается.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом судебная коллегия учитывает, что указанный проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярска - в границах спорного земельного участка в установленном порядке административным истцом не оспорен, и не признан недействующим. Тот факт, что указанный земельный участок был выделен под строительство гаража до утверждения постановлением о планировке красных линий, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность с учетом положений 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляется подготовка проекта планировки территории
(КонсультантПлюс, 2025)Внесение изменений в проект планировки территории осуществляется в том же порядке, что подготовка и утверждение самого проекта, приведенном выше. При этом изменения вносятся в отдельные части проекта, и утверждаться будут только эти части. При необходимости проведения процедуры общественных обсуждений и публичных слушаний согласование будет проводиться только в отношении утверждаемых частей (ч. 21 ст. 45, ч. 5.2 ст. 46 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Внесение изменений в проект планировки территории осуществляется в том же порядке, что подготовка и утверждение самого проекта, приведенном выше. При этом изменения вносятся в отдельные части проекта, и утверждаться будут только эти части. При необходимости проведения процедуры общественных обсуждений и публичных слушаний согласование будет проводиться только в отношении утверждаемых частей (ч. 21 ст. 45, ч. 5.2 ст. 46 ГрК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8.1. Упомянутый в ч. 8.1 комментируемой статьи Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения установлены Постановлением Правительства РФ от 02.02.2024 N 112 "Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8.1. Упомянутый в ч. 8.1 комментируемой статьи Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения установлены Постановлением Правительства РФ от 02.02.2024 N 112 "Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения".
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами Херсонской области могут быть установлены случаи утверждения указанных документов, внесения в них изменений без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами Херсонской области могут быть установлены случаи утверждения указанных документов, внесения в них изменений без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 7-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области"3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами Запорожской области могут быть установлены случаи утверждения указанных документов, внесения в них изменений без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области"3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами Запорожской области могут быть установлены случаи утверждения указанных документов, внесения в них изменений без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласование изменений в документацию по планировке территории осуществляется в порядке, предусмотренном для согласования документации по планировке территории, с учетом особенностей, предусмотренных п. 36 Правил N 112.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласование изменений в документацию по планировке территории осуществляется в порядке, предусмотренном для согласования документации по планировке территории, с учетом особенностей, предусмотренных п. 36 Правил N 112.
Статья: Масштабирование комплексного развития территорий - законодательные нововведения
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Кроме того, теперь в проекте планировки необходимо указывать не только этапы развития территории, но и максимальные сроки сноса, строительства и реконструкции объектов <10>. Это важное нововведение позволяет более четко контролировать процесс развития территории и избегать затягивания сроков. При этом разрешение на строительство объекта в рамках КРТ может быть выдано в пределах срока реализации решения (договора) о КРТ <11>. В связи с этим при необходимости выдачи разрешения на строительство объекта на более поздний срок сначала надо будет обратиться в уполномоченный орган, чтобы он внес соответствующее изменение в проект планировки территории в соответствующей части.
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Кроме того, теперь в проекте планировки необходимо указывать не только этапы развития территории, но и максимальные сроки сноса, строительства и реконструкции объектов <10>. Это важное нововведение позволяет более четко контролировать процесс развития территории и избегать затягивания сроков. При этом разрешение на строительство объекта в рамках КРТ может быть выдано в пределах срока реализации решения (договора) о КРТ <11>. В связи с этим при необходимости выдачи разрешения на строительство объекта на более поздний срок сначала надо будет обратиться в уполномоченный орган, чтобы он внес соответствующее изменение в проект планировки территории в соответствующей части.
Статья: Новеллы в правовом регулировании недвижимости и строительства
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Также для участия в торгах на заключение договора КРТ незастроенных территорий требования к опыту в качестве заказчика по разработке проекта планировки территории заменены на опыт участия в подготовке такого проекта.
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Также для участия в торгах на заключение договора КРТ незастроенных территорий требования к опыту в качестве заказчика по разработке проекта планировки территории заменены на опыт участия в подготовке такого проекта.
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Заметим, что аналогичная логика применяется и при внесении изменений в иные правовые акты, предусмотренные ГрК РФ (например, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории), - независимо от даты принятия изменяемого акта к новым актам о внесении изменений применяется действующий (актуальный) порядок их принятия <17>.
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Заметим, что аналогичная логика применяется и при внесении изменений в иные правовые акты, предусмотренные ГрК РФ (например, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории), - независимо от даты принятия изменяемого акта к новым актам о внесении изменений применяется действующий (актуальный) порядок их принятия <17>.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, согласно п. 6 и 9 ст. 1 Закона N 494-ФЗ изменения в вышеуказанные документы должны быть внесены не позднее чем в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития. То есть утверждение указанного проекта планировки территории допускается до внесения изменений в ПЗЗ и генеральные планы поселений, городских округов.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, согласно п. 6 и 9 ст. 1 Закона N 494-ФЗ изменения в вышеуказанные документы должны быть внесены не позднее чем в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития. То есть утверждение указанного проекта планировки территории допускается до внесения изменений в ПЗЗ и генеральные планы поселений, городских округов.
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)При разрешении спора суд установил, что истец и ответчик по-разному определяли цель заключения спорного соглашения. Истец утверждал, что заключил спорное соглашение с целью получения гарантий от администрации в том, что в отношении земельных участков, на которых он планирует строительство многоквартирных домов, в градостроительную документацию будут внесены необходимые изменения. По мнению ответчика, спорное соглашение никаких дополнительных обязательств на него не возлагает. Пункт спорного соглашения, на неисполнение которого указывает истец (оказание застройщику содействия в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения), не связан с обязанностями администрации г. Перми по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, а также разработкой проекта планировки территории. Кроме того, ответчик отметил, что реализация мероприятий, которые истец просит выполнить в рамках спорного соглашения, урегулирована законодательно и предполагает обращение истца в инициативном порядке с заявлениями в уполномоченный орган.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)При разрешении спора суд установил, что истец и ответчик по-разному определяли цель заключения спорного соглашения. Истец утверждал, что заключил спорное соглашение с целью получения гарантий от администрации в том, что в отношении земельных участков, на которых он планирует строительство многоквартирных домов, в градостроительную документацию будут внесены необходимые изменения. По мнению ответчика, спорное соглашение никаких дополнительных обязательств на него не возлагает. Пункт спорного соглашения, на неисполнение которого указывает истец (оказание застройщику содействия в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения), не связан с обязанностями администрации г. Перми по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, а также разработкой проекта планировки территории. Кроме того, ответчик отметил, что реализация мероприятий, которые истец просит выполнить в рамках спорного соглашения, урегулирована законодательно и предполагает обращение истца в инициативном порядке с заявлениями в уполномоченный орган.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, в Санкт-Петербурге принят Закон от 22.01.2015 N 4-5 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга". Из п. 7 ст. 2 данного Закона следует особенность проекта планировки территории, разрабатываемого для получения разрешения на строительство линейного объекта, - его разработка не препятствует утверждению общего проекта планировки на ту же территорию.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, в Санкт-Петербурге принят Закон от 22.01.2015 N 4-5 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга". Из п. 7 ст. 2 данного Закона следует особенность проекта планировки территории, разрабатываемого для получения разрешения на строительство линейного объекта, - его разработка не препятствует утверждению общего проекта планировки на ту же территорию.