Порядок внесения изменений в генеральный план поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок внесения изменений в генеральный план поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Из совокупного толкования условий статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и установленного органом местного самоуправления Порядка направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке Проекта судами сделан вывод о том, что общество "СтройАльфа", минуя заявительный характер и стадию опубликования решения главы администрации сельского поселения Зубовский сельсовет о подготовке проекта "Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Зубовский сельсовет" применительно к территории обособленного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11193, обратилось с заявлением о включении в подготовку проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения в рамках публикации информации в газете о предстоящем рассмотрении вопроса о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Зубовский сельсовет в части земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:991.
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.12.2022 по делу N 66а-2542/2022 (УИД 64OS0000-01-2022-000315-03)
Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 03.10.2022 об оспаривании в части решения Аткарского муниципального Собрания Аткарского муниципального района Саратовской области пятого созыва от 19.11.2021 N 581 "Об утверждении генерального плана Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района".Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 03.10.2022 об оспаривании в части решения Аткарского муниципального Собрания Аткарского муниципального района Саратовской области пятого созыва от 19.11.2021 N 581 "Об утверждении генерального плана Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района".Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи речь идет о необходимости установления порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования. Такой порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460 (ред. от 27.04.2023) "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования". Он определяет правила согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, проектов внесения изменений в утвержденные документы территориального планирования муниципальных образований: проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов внесения изменений в утвержденные схемы территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов городских округов, проектов генеральных планов поселений, проектов внесения изменений в утвержденные генеральные планы городских округов, проектов внесения изменений в утвержденные генеральные планы поселений с федеральным органом исполнительной власти, а также состав и порядок деятельности согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи речь идет о необходимости установления порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования. Такой порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460 (ред. от 27.04.2023) "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования". Он определяет правила согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, проектов внесения изменений в утвержденные документы территориального планирования муниципальных образований: проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов внесения изменений в утвержденные схемы территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов городских округов, проектов генеральных планов поселений, проектов внесения изменений в утвержденные генеральные планы городских округов, проектов внесения изменений в утвержденные генеральные планы поселений с федеральным органом исполнительной власти, а также состав и порядок деятельности согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)28. Генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа после внесения в них изменений, связанных с устранением выявленного пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, подлежат опубликованию органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившими документ территориального планирования муниципального образования, которым установлены границы населенного пункта, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте, в информационной системе территориального планирования и на региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня утверждения указанных изменений.
(ред. от 31.07.2025)28. Генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа после внесения в них изменений, связанных с устранением выявленного пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, подлежат опубликованию органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившими документ территориального планирования муниципального образования, которым установлены границы населенного пункта, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте, в информационной системе территориального планирования и на региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня утверждения указанных изменений.
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"18.2) осуществляет в установленном порядке выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"18.2) осуществляет в установленном порядке выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, согласно п. 6 и 9 ст. 1 Закона N 494-ФЗ изменения в вышеуказанные документы должны быть внесены не позднее чем в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития. То есть утверждение указанного проекта планировки территории допускается до внесения изменений в ПЗЗ и генеральные планы поселений, городских округов.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, согласно п. 6 и 9 ст. 1 Закона N 494-ФЗ изменения в вышеуказанные документы должны быть внесены не позднее чем в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития. То есть утверждение указанного проекта планировки территории допускается до внесения изменений в ПЗЗ и генеральные планы поселений, городских округов.
Вопрос: В чем заключается принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Как следует из п. 8 ст. 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Как следует из п. 8 ст. 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие решения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие решения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Работы по созданию искусственного земельного участка завершаются подписанием документов, подтверждающих соответствие участка требованиям проектной документации и технических регламентов, и акта приемки участка, которые необходимы для получения разрешения на ввод участка в эксплуатацию. Согласно ст. 14 Закона N 246-ФЗ разрешение на ввод является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий <1> и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка. При отнесении участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Работы по созданию искусственного земельного участка завершаются подписанием документов, подтверждающих соответствие участка требованиям проектной документации и технических регламентов, и акта приемки участка, которые необходимы для получения разрешения на ввод участка в эксплуатацию. Согласно ст. 14 Закона N 246-ФЗ разрешение на ввод является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий <1> и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка. При отнесении участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 01.02.2024 устанавливается правило об упрощенном изменении схем территориального планирования муниципального района: внесение изменений в части отображения границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а для такого изменения не требуется принятие решения о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений, обеспечение доступа к проектам таких документов и согласование изменений в данной части. После внесения изменений схема публикуется в установленном порядке и размещается на официальном сайте в течение 10 дней со дня утверждения. Данные правила применяются также в отношении межселенных территорий и сельских поселений в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его Генерального плана и о подготовке Правил землепользования и застройки <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 01.02.2024 устанавливается правило об упрощенном изменении схем территориального планирования муниципального района: внесение изменений в части отображения границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а для такого изменения не требуется принятие решения о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений, обеспечение доступа к проектам таких документов и согласование изменений в данной части. После внесения изменений схема публикуется в установленном порядке и размещается на официальном сайте в течение 10 дней со дня утверждения. Данные правила применяются также в отношении межселенных территорий и сельских поселений в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его Генерального плана и о подготовке Правил землепользования и застройки <1>.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Порядок внесения изменений в проект межевания территории
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Порядок внесения изменений в проект межевания территории
Статья: Совершенствование правовых механизмов комплексного развития территорий
(Галь М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Впервые законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена возможность заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества (далее - правообладатели), реализация которого потребует внесения соответствующих изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа и (или) правила землепользования и застройки территорий (далее - генеральный план и ПЗЗ соответственно) после заключения такого договора. Рассматривая новый порядок заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей, нельзя не отметить и то, что из числа таких правообладателей, которые вправе инициировать заключение такого договора, исключены правообладатели линейных объектов, что исключает необходимость заключения между указанными лицами соответствующего соглашения <1>.
(Галь М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Впервые законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена возможность заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества (далее - правообладатели), реализация которого потребует внесения соответствующих изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа и (или) правила землепользования и застройки территорий (далее - генеральный план и ПЗЗ соответственно) после заключения такого договора. Рассматривая новый порядок заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей, нельзя не отметить и то, что из числа таких правообладателей, которые вправе инициировать заключение такого договора, исключены правообладатели линейных объектов, что исключает необходимость заключения между указанными лицами соответствующего соглашения <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) генеральных планов городских и сельских поселений - они выступают документами территориального планирования муниципальных образований. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) генеральных планов городских и сельских поселений - они выступают документами территориального планирования муниципальных образований. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч. 16 ст. 24 ГрК РФ). Изменение генерального плана осуществляется в том же порядке, что и его первоначальное утверждение (ч. 17 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч. 16 ст. 24 ГрК РФ). Изменение генерального плана осуществляется в том же порядке, что и его первоначальное утверждение (ч. 17 ст. 24 ГрК РФ).