Порядок установления зон санитарной охраны
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок установления зон санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"При этом зона с особым порядком использования территории, предусмотренная статьей 105 ЗК РФ, в том числе ее пунктом 16 (зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) устанавливается вне зависимости от установления или неустановления публичного сервитута для целей эксплуатации объекта инженерных сооружений в порядке, установленном законом (глава XIX ЗК РФ).
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 N 15АП-12394/2023 по делу N А32-26400/2021
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Лицензия КРД 13883 ВЭ выдана на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения промышленности города Краснодара. Добыча питьевых подземных вод Краснодарского месторождения разрешается при наличии: утвержденных в установленном порядке запасов питьевых подземных вод; утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию месторождения и зоны санитарной охраны водозаборов, прошедших необходимые согласования и экспертизы; оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненных границы горного отвода; оформленных в установленном порядке разрешений на пользование земельными участками для проведения соответствующих видов работ.
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Лицензия КРД 13883 ВЭ выдана на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения промышленности города Краснодара. Добыча питьевых подземных вод Краснодарского месторождения разрешается при наличии: утвержденных в установленном порядке запасов питьевых подземных вод; утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию месторождения и зоны санитарной охраны водозаборов, прошедших необходимые согласования и экспертизы; оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненных границы горного отвода; оформленных в установленном порядке разрешений на пользование земельными участками для проведения соответствующих видов работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При разработке муниципальными образованиями правил использования водных объектов для рекреационных целей необходимо учитывать следующее. В настоящее время продолжает действовать ГОСТ 17.1.5.02-80 "Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов" <1>, которым установлены требования к выбору и благоустройству зон рекреации, качеству воды водных объектов, используемых для рекреации, а также определен порядок санитарной охраны зон рекреации и порядок осуществления контроля их санитарного состояния.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При разработке муниципальными образованиями правил использования водных объектов для рекреационных целей необходимо учитывать следующее. В настоящее время продолжает действовать ГОСТ 17.1.5.02-80 "Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов" <1>, которым установлены требования к выбору и благоустройству зон рекреации, качеству воды водных объектов, используемых для рекреации, а также определен порядок санитарной охраны зон рекреации и порядок осуществления контроля их санитарного состояния.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ N 1425 вынесение на местность установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через 6 месяцев после утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке. В то же время в судебных актах признается, что бездействие уполномоченных органов по определению на местности установленных границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны не влияет на придание особого правового режима землям в границах лечебно-оздоровительной местности / курорта федерального значения <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ N 1425 вынесение на местность установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через 6 месяцев после утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке. В то же время в судебных актах признается, что бездействие уполномоченных органов по определению на местности установленных границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны не влияет на придание особого правового режима землям в границах лечебно-оздоровительной местности / курорта федерального значения <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)При этом названный федеральный закон не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)При этом названный федеральный закон не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(ред. от 31.07.2025)2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для водных объектов, используемых для указанных целей, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее в тексте - ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Здесь ВК, в свою очередь, отсылает к комментируемому Закону о ЗСО (см. комментарий к п. 5 комментируемой статьи). В ЗСО источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для водных объектов, используемых для указанных целей, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее в тексте - ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Здесь ВК, в свою очередь, отсылает к комментируемому Закону о ЗСО (см. комментарий к п. 5 комментируемой статьи). В ЗСО источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Определение зон с особыми условиями использования территорий, о которых говорится в комментируемой статье, дано в п. 4 ст. 1 комментируемого Кодекса, согласно которому это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Определение зон с особыми условиями использования территорий, о которых говорится в комментируемой статье, дано в п. 4 ст. 1 комментируемого Кодекса, согласно которому это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Однако была выработана и противоположная трактовка рассматриваемого законоположения, в том числе высказанная после рассмотренных определений Конституционного Суда РФ. Так, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила решения нижестоящих судов, поскольку их позиция о том, что согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты, созданные до вступления этого Закона в силу, сохраняют правовой режим ООПТ и остаются ограниченными в обороте, ошибочна ввиду неправильного толкования норм материального права: п. 3 ст. 10 Федерального закона N 406-ФЗ не определяет режим ранее созданных ООПТ, а констатирует лишь сохранение границ, определенных соответствующими органами публичной власти в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого Закона <19>. Получается, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ поддержала и развила позицию, высказанную Минэкономразвития России, о признании земельных участков во второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов независимо от даты их создания свободными в обороте. Аналогичное мнение высказывается и другими судами <20>, приводящими в качестве дополнительного довода вступивший в силу с 1 января 2016 года Закон <21>, который исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из состава подлежащих особой охране объектов, указанных в ст. 4 Закона об охране окружающей среды, поэтому к лечебно-оздоровительным местностям и курортам больше не применяется предусмотренное п. 5 ст. 58 этого Закона ограничение в виде запрета на приватизацию земельных участков <22>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Однако была выработана и противоположная трактовка рассматриваемого законоположения, в том числе высказанная после рассмотренных определений Конституционного Суда РФ. Так, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила решения нижестоящих судов, поскольку их позиция о том, что согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты, созданные до вступления этого Закона в силу, сохраняют правовой режим ООПТ и остаются ограниченными в обороте, ошибочна ввиду неправильного толкования норм материального права: п. 3 ст. 10 Федерального закона N 406-ФЗ не определяет режим ранее созданных ООПТ, а констатирует лишь сохранение границ, определенных соответствующими органами публичной власти в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого Закона <19>. Получается, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ поддержала и развила позицию, высказанную Минэкономразвития России, о признании земельных участков во второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов независимо от даты их создания свободными в обороте. Аналогичное мнение высказывается и другими судами <20>, приводящими в качестве дополнительного довода вступивший в силу с 1 января 2016 года Закон <21>, который исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из состава подлежащих особой охране объектов, указанных в ст. 4 Закона об охране окружающей среды, поэтому к лечебно-оздоровительным местностям и курортам больше не применяется предусмотренное п. 5 ст. 58 этого Закона ограничение в виде запрета на приватизацию земельных участков <22>.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При выборе источника питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны (ЗСО) определяется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При выборе источника питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны (ЗСО) определяется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.