Порядок создания особо охраняемых природных территорий местного значения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок создания особо охраняемых природных территорий местного значения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.10.2025 по делу N 66а-1173/2025 (УИД 64OS0000-01-2025-000133-15)
Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 02.06.2025, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими статей 4 и 5 Закона Саратовской области от 27.12.2016 N 171-ЗСО "Об особо охраняемых природных территориях местного значения в Саратовской области" в части, предусматривающей возможность реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения.Отсылка регионального законодателя к положениям о проведении реорганизации в порядке создания не свидетельствует о возможности в упрощенном порядке решать вопросы, которые прямо не предусмотрены законодательством Российской Федерации. Напротив, реорганизация особо охраняемой природной территории местного значения в порядке, определенном для ее создания, как это буквально следует из смысла оспариваемой нормы, определяется исходя из назначения и особого правового режима территории и тем самым исключает, вопреки доводам апелляционного представления, возможность произвольного определения мероприятий без согласования с уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обязательность которых предусмотрена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ и статьей 5 Закона Саратовской области N 171-ЗСО.
Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 02.06.2025, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими статей 4 и 5 Закона Саратовской области от 27.12.2016 N 171-ЗСО "Об особо охраняемых природных территориях местного значения в Саратовской области" в части, предусматривающей возможность реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения.Отсылка регионального законодателя к положениям о проведении реорганизации в порядке создания не свидетельствует о возможности в упрощенном порядке решать вопросы, которые прямо не предусмотрены законодательством Российской Федерации. Напротив, реорганизация особо охраняемой природной территории местного значения в порядке, определенном для ее создания, как это буквально следует из смысла оспариваемой нормы, определяется исходя из назначения и особого правового режима территории и тем самым исключает, вопреки доводам апелляционного представления, возможность произвольного определения мероприятий без согласования с уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обязательность которых предусмотрена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ и статьей 5 Закона Саратовской области N 171-ЗСО.
Решение Кемеровского областного суда от 22.02.2024 по делу N 3а-3/2024 (УИД 42OS0000-01-2023-000406-05)
Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов Промышленновского муниципального округа от 16.06.2022 N 418 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения "Бухаровская", расположенной в Промышленновском муниципальном округе".Ссылки стороны административного истца на противоречия между целями ООПТ и назначением земельного участка, а именно что ООПТ местного значения расположена частично на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещании, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности (кластеры ООПТ NN 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 19, 21) правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют. Данное обстоятельство может свидетельствовать о нарушениях градостроительного и/или земельного законодательства, но не свидетельствуют о незаконности проверяемого в части решения органа местного самоуправления о создании ООПТ местного значения, оспариваемого административным истцом в порядке Главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов Промышленновского муниципального округа от 16.06.2022 N 418 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения "Бухаровская", расположенной в Промышленновском муниципальном округе".Ссылки стороны административного истца на противоречия между целями ООПТ и назначением земельного участка, а именно что ООПТ местного значения расположена частично на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещании, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности (кластеры ООПТ NN 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 19, 21) правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют. Данное обстоятельство может свидетельствовать о нарушениях градостроительного и/или земельного законодательства, но не свидетельствуют о незаконности проверяемого в части решения органа местного самоуправления о создании ООПТ местного значения, оспариваемого административным истцом в порядке Главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например: решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. N 369 "Об утверждении Порядка создания и развития системы особо охраняемых природных территорий местного значения городского округа Нальчик". URL: http://www.admnalchik.ru (дата обращения: 26.01.2021).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например: решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. N 369 "Об утверждении Порядка создания и развития системы особо охраняемых природных территорий местного значения городского округа Нальчик". URL: http://www.admnalchik.ru (дата обращения: 26.01.2021).
Статья: Ликвидация особо охраняемых природных территорий
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок создания, категории ООПТ регионального и местного значения, а в некоторых субъектах Российской Федерации также порядок ликвидации ООПТ регионального и местного значения <3>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок создания, категории ООПТ регионального и местного значения, а в некоторых субъектах Российской Федерации также порядок ликвидации ООПТ регионального и местного значения <3>.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 346
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")По строкам 01 - 11 приводятся данные о количестве и общих площадях ООПТ (графы 3, 4), в том числе о количестве и площадях новых ООПТ, которые были созданы в отчетном году в установленном Законом об ООПТ порядке (графы 5, 6).
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")По строкам 01 - 11 приводятся данные о количестве и общих площадях ООПТ (графы 3, 4), в том числе о количестве и площадях новых ООПТ, которые были созданы в отчетном году в установленном Законом об ООПТ порядке (графы 5, 6).
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 339
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)В разделе 1 по строкам 01 - 11 приводятся данные о количестве и общих площадях ООПТ (графы 3, 4), в том числе о количестве и площадях новых ООПТ, которые были созданы в отчетном году в установленном законом об ООПТ порядке (графы 5, 6).
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)В разделе 1 по строкам 01 - 11 приводятся данные о количестве и общих площадях ООПТ (графы 3, 4), в том числе о количестве и площадях новых ООПТ, которые были созданы в отчетном году в установленном законом об ООПТ порядке (графы 5, 6).
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)В соответствии с Федеральным законом об ООПТ региональные органы власти имеют право создавать ООПТ регионального и местного назначения, что с успехом реализуется в Республике Башкортостан. Так, эффективно на территории Республики Башкортостан функционируют геопарки регионального значения, что не противоречит федеральному законодательству.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)В соответствии с Федеральным законом об ООПТ региональные органы власти имеют право создавать ООПТ регионального и местного назначения, что с успехом реализуется в Республике Башкортостан. Так, эффективно на территории Республики Башкортостан функционируют геопарки регионального значения, что не противоречит федеральному законодательству.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо региональных законов, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ утверждены порядки создания, реорганизации и упразднения ООПТ в отношении ООПТ регионального значения (приняты в Московской области в 2008 г., в Еврейской автономной области в 2012 г., в Республике Крым в 2015 г., в Камчатском и Пермском краях в 2016 г., в Калининградской, Тверской и Ярославской областях в 2018 г., в Приморском крае в 2019 г., в Белгородской, Новгородской и Свердловской областях в 2020 г.), ООПТ регионального и местного значения (приняты в Республике Саха (Якутия) в 2012 г.; в Астраханской области в 2015 г. и в Волгоградской области в 2019 г. и 2020 г.). В Республике Адыгея такой порядок является приложением к закону. Такие порядки для ООПТ местного значения имеются и на муниципальном уровне (например, приняты в ЗАТО Северск в 2012 г., Екатеринбурге в 2018 г., Хабаровске в 2019 г., в городах Чебоксары и Волгограде в 2020 г.). Утверждаются также требования к составу, содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, преобразования, изменения границ и упразднения ООПТ регионального значения: высшими исполнительными органами власти субъектов РФ (принят в Мурманской области в 2020 г.), уполномоченными исполнительными органами в сфере ООПТ (приняты в Тверской области в 2016 г., в Краснодарском крае и Волгоградской области в 2019 г.).
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо региональных законов, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ утверждены порядки создания, реорганизации и упразднения ООПТ в отношении ООПТ регионального значения (приняты в Московской области в 2008 г., в Еврейской автономной области в 2012 г., в Республике Крым в 2015 г., в Камчатском и Пермском краях в 2016 г., в Калининградской, Тверской и Ярославской областях в 2018 г., в Приморском крае в 2019 г., в Белгородской, Новгородской и Свердловской областях в 2020 г.), ООПТ регионального и местного значения (приняты в Республике Саха (Якутия) в 2012 г.; в Астраханской области в 2015 г. и в Волгоградской области в 2019 г. и 2020 г.). В Республике Адыгея такой порядок является приложением к закону. Такие порядки для ООПТ местного значения имеются и на муниципальном уровне (например, приняты в ЗАТО Северск в 2012 г., Екатеринбурге в 2018 г., Хабаровске в 2019 г., в городах Чебоксары и Волгограде в 2020 г.). Утверждаются также требования к составу, содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, преобразования, изменения границ и упразднения ООПТ регионального значения: высшими исполнительными органами власти субъектов РФ (принят в Мурманской области в 2020 г.), уполномоченными исполнительными органами в сфере ООПТ (приняты в Тверской области в 2016 г., в Краснодарском крае и Волгоградской области в 2019 г.).
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)<39> См.: Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 июля 2006 г. N 213 "О Порядке организации ООПТ регионального и местного значений на территории Республики Бурятия" // Бурятия. 2006. 18 июля.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)<39> См.: Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 июля 2006 г. N 213 "О Порядке организации ООПТ регионального и местного значений на территории Республики Бурятия" // Бурятия. 2006. 18 июля.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)3. Необходимо конкретизировать основания и разработать порядок изменения границ охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального и местного значения. Устойчивое функционирование ООПТ должно быть обеспечено правовыми механизмами, направленными на предотвращение принятия безосновательных решений об изменении их границ в сторону уменьшения. Поскольку ООПТ являются общенациональным достоянием, должно быть учтено мнение населения по вопросу об изменении их границ путем проведения общественных слушаний.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)3. Необходимо конкретизировать основания и разработать порядок изменения границ охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального и местного значения. Устойчивое функционирование ООПТ должно быть обеспечено правовыми механизмами, направленными на предотвращение принятия безосновательных решений об изменении их границ в сторону уменьшения. Поскольку ООПТ являются общенациональным достоянием, должно быть учтено мнение населения по вопросу об изменении их границ путем проведения общественных слушаний.
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Так, реализации этой идеи, безусловно, способствует само создание системы законодательства об особо охраняемых природных территориях, в основе которой находятся нормы Конституции РФ, положения ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В основе этого законодательства находится Федеральный закон N 33-ФЗ. Положения об ООПТ и природных объектах, входящих в их состав, закреплены целым рядом федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Так, Земельным кодексом Российской Федерации <9> (ЗК РФ) установлена особая категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в состав которой как разновидность или подкатегория вошли земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Земли ООПТ подвергаются специальному предметному изучению <10>. И следует подчеркнуть, что установление природоохранным и земельным законодательством особого режима земель особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее существенных правовых решений сохранения и каждой ООПТ, и природно-заповедного фонда в целом. Режим земель данной подкатегории составляет основу охранного режима образуемой ООПТ, устанавливаемые границы ООПТ отграничивают земли, относимые к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, от земель иных категорий.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Так, реализации этой идеи, безусловно, способствует само создание системы законодательства об особо охраняемых природных территориях, в основе которой находятся нормы Конституции РФ, положения ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В основе этого законодательства находится Федеральный закон N 33-ФЗ. Положения об ООПТ и природных объектах, входящих в их состав, закреплены целым рядом федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Так, Земельным кодексом Российской Федерации <9> (ЗК РФ) установлена особая категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в состав которой как разновидность или подкатегория вошли земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Земли ООПТ подвергаются специальному предметному изучению <10>. И следует подчеркнуть, что установление природоохранным и земельным законодательством особого режима земель особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее существенных правовых решений сохранения и каждой ООПТ, и природно-заповедного фонда в целом. Режим земель данной подкатегории составляет основу охранного режима образуемой ООПТ, устанавливаемые границы ООПТ отграничивают земли, относимые к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, от земель иных категорий.