Порядок создания ООПТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок создания ООПТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""При этом статья 2 Федерального закона N 33-ФЗ не содержит такой категории особо охраняемой природной территории как "лесной парк", поэтому этот Закон не устанавливает правовой режим и порядок создания лесного парка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья: Ликвидация особо охраняемых природных территорий
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок создания, категории ООПТ регионального и местного значения, а в некоторых субъектах Российской Федерации также порядок ликвидации ООПТ регионального и местного значения <3>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок создания, категории ООПТ регионального и местного значения, а в некоторых субъектах Российской Федерации также порядок ликвидации ООПТ регионального и местного значения <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например: решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. N 369 "Об утверждении Порядка создания и развития системы особо охраняемых природных территорий местного значения городского округа Нальчик". URL: http://www.admnalchik.ru (дата обращения: 26.01.2021).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например: решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. N 369 "Об утверждении Порядка создания и развития системы особо охраняемых природных территорий местного значения городского округа Нальчик". URL: http://www.admnalchik.ru (дата обращения: 26.01.2021).
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо региональных законов, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ утверждены порядки создания, реорганизации и упразднения ООПТ в отношении ООПТ регионального значения (приняты в Московской области в 2008 г., в Еврейской автономной области в 2012 г., в Республике Крым в 2015 г., в Камчатском и Пермском краях в 2016 г., в Калининградской, Тверской и Ярославской областях в 2018 г., в Приморском крае в 2019 г., в Белгородской, Новгородской и Свердловской областях в 2020 г.), ООПТ регионального и местного значения (приняты в Республике Саха (Якутия) в 2012 г.; в Астраханской области в 2015 г. и в Волгоградской области в 2019 г. и 2020 г.). В Республике Адыгея такой порядок является приложением к закону. Такие порядки для ООПТ местного значения имеются и на муниципальном уровне (например, приняты в ЗАТО Северск в 2012 г., Екатеринбурге в 2018 г., Хабаровске в 2019 г., в городах Чебоксары и Волгограде в 2020 г.). Утверждаются также требования к составу, содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, преобразования, изменения границ и упразднения ООПТ регионального значения: высшими исполнительными органами власти субъектов РФ (принят в Мурманской области в 2020 г.), уполномоченными исполнительными органами в сфере ООПТ (приняты в Тверской области в 2016 г., в Краснодарском крае и Волгоградской области в 2019 г.).
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо региональных законов, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ утверждены порядки создания, реорганизации и упразднения ООПТ в отношении ООПТ регионального значения (приняты в Московской области в 2008 г., в Еврейской автономной области в 2012 г., в Республике Крым в 2015 г., в Камчатском и Пермском краях в 2016 г., в Калининградской, Тверской и Ярославской областях в 2018 г., в Приморском крае в 2019 г., в Белгородской, Новгородской и Свердловской областях в 2020 г.), ООПТ регионального и местного значения (приняты в Республике Саха (Якутия) в 2012 г.; в Астраханской области в 2015 г. и в Волгоградской области в 2019 г. и 2020 г.). В Республике Адыгея такой порядок является приложением к закону. Такие порядки для ООПТ местного значения имеются и на муниципальном уровне (например, приняты в ЗАТО Северск в 2012 г., Екатеринбурге в 2018 г., Хабаровске в 2019 г., в городах Чебоксары и Волгограде в 2020 г.). Утверждаются также требования к составу, содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, преобразования, изменения границ и упразднения ООПТ регионального значения: высшими исполнительными органами власти субъектов РФ (принят в Мурманской области в 2020 г.), уполномоченными исполнительными органами в сфере ООПТ (приняты в Тверской области в 2016 г., в Краснодарском крае и Волгоградской области в 2019 г.).
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Так, реализации этой идеи, безусловно, способствует само создание системы законодательства об особо охраняемых природных территориях, в основе которой находятся нормы Конституции РФ, положения ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В основе этого законодательства находится Федеральный закон N 33-ФЗ. Положения об ООПТ и природных объектах, входящих в их состав, закреплены целым рядом федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Так, Земельным кодексом Российской Федерации <9> (ЗК РФ) установлена особая категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в состав которой как разновидность или подкатегория вошли земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Земли ООПТ подвергаются специальному предметному изучению <10>. И следует подчеркнуть, что установление природоохранным и земельным законодательством особого режима земель особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее существенных правовых решений сохранения и каждой ООПТ, и природно-заповедного фонда в целом. Режим земель данной подкатегории составляет основу охранного режима образуемой ООПТ, устанавливаемые границы ООПТ отграничивают земли, относимые к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, от земель иных категорий.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Так, реализации этой идеи, безусловно, способствует само создание системы законодательства об особо охраняемых природных территориях, в основе которой находятся нормы Конституции РФ, положения ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В основе этого законодательства находится Федеральный закон N 33-ФЗ. Положения об ООПТ и природных объектах, входящих в их состав, закреплены целым рядом федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Так, Земельным кодексом Российской Федерации <9> (ЗК РФ) установлена особая категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в состав которой как разновидность или подкатегория вошли земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Земли ООПТ подвергаются специальному предметному изучению <10>. И следует подчеркнуть, что установление природоохранным и земельным законодательством особого режима земель особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее существенных правовых решений сохранения и каждой ООПТ, и природно-заповедного фонда в целом. Режим земель данной подкатегории составляет основу охранного режима образуемой ООПТ, устанавливаемые границы ООПТ отграничивают земли, относимые к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, от земель иных категорий.