Порядок разрешения трудовых споров
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок разрешения трудовых споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия ГИТ при невыплате зарплаты или отпускных
(КонсультантПлюс, 2025)...разногласия, возникшие между работником и работодателем по поводу выплаты причитающихся работнику в качестве заработной платы денежных средств, в данном случае содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса РФ, и свидетельствуют о наличии индивидуального трудового спора, подлежащего разрешению в порядке статьи 382 Трудового кодекса РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)...разногласия, возникшие между работником и работодателем по поводу выплаты причитающихся работнику в качестве заработной платы денежных средств, в данном случае содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса РФ, и свидетельствуют о наличии индивидуального трудового спора, подлежащего разрешению в порядке статьи 382 Трудового кодекса РФ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правомерно ли условие трудового договора, которое устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения трудовых споров?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Правомерно ли условие трудового договора, которое устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения трудовых споров?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Правомерно ли условие трудового договора, которое устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения трудовых споров?
Путеводитель по кадровым вопросам. Досудебные и внесудебные способы разрешения индивидуальных трудовых споров4. Особенности разрешения индивидуальных трудовых споров в судебном и альтернативном порядке (схема)
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
(ред. от 29.09.2025)Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"в статьях 20 и 21 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4557) слова "или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке" исключить;
(ред. от 07.04.2025)
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"в статьях 20 и 21 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4557) слова "или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке" исключить;
Статья: Проблемы совершенствования института подсудности гражданских дел
(Самсонова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)<18> Например: Закон СССР от 20.05.1991 N 2179-1 (с изм. от 17.05.1995) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" // Ведомости СНД и ВС СССР. 05.06.1991. N 23. Ст. 654; Закон РФ от 05.03.1992 N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" // Российская газета. 20.03.1992. N 65.
(Самсонова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)<18> Например: Закон СССР от 20.05.1991 N 2179-1 (с изм. от 17.05.1995) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" // Ведомости СНД и ВС СССР. 05.06.1991. N 23. Ст. 654; Закон РФ от 05.03.1992 N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" // Российская газета. 20.03.1992. N 65.
Статья: Работник уходит в отпуск по графику
(Зуев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)ТК РФ составлен так, как будто работник и работодатель всегда смогут договориться. А если не смогут, то целый раздел Кодекса посвящен порядку разрешения индивидуальных трудовых споров. На практике же возникновение конфликта между работником и администрацией компании в большинстве случаев заканчивается увольнением первого. Обычно наиболее пострадавшей стороной становится работник. Поэтому сотрудники редко отказываются от предложений работодателя перенести отпуск.
(Зуев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)ТК РФ составлен так, как будто работник и работодатель всегда смогут договориться. А если не смогут, то целый раздел Кодекса посвящен порядку разрешения индивидуальных трудовых споров. На практике же возникновение конфликта между работником и администрацией компании в большинстве случаев заканчивается увольнением первого. Обычно наиболее пострадавшей стороной становится работник. Поэтому сотрудники редко отказываются от предложений работодателя перенести отпуск.
Статья: Способы рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров
(Лукьянова Н.А., Корнилин К.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Порядок разрешения и рассмотрения трудовых споров между трудящимся и работодателем имеет множество особенностей. Авторы статьи обращают внимание на способы разрешения и рассмотрения индивидуальных трудовых споров, в частности при досудебном рассмотрении дел. Анализируя правоприменительную практику, авторы приходят к выводу о наличии многочисленных проблем и указывают на них в своей статье, в частности говорится об отсутствии полномочий Федеральной инспекции труда для рассмотрения таких споров.
(Лукьянова Н.А., Корнилин К.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Порядок разрешения и рассмотрения трудовых споров между трудящимся и работодателем имеет множество особенностей. Авторы статьи обращают внимание на способы разрешения и рассмотрения индивидуальных трудовых споров, в частности при досудебном рассмотрении дел. Анализируя правоприменительную практику, авторы приходят к выводу о наличии многочисленных проблем и указывают на них в своей статье, в частности говорится об отсутствии полномочий Федеральной инспекции труда для рассмотрения таких споров.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В комиссии не рассматриваются споры государственных служащих и других категорий работников, для которых установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (ст. 383 ТК РФ). В КТС обращается работник, работодателю такого права закон не предоставляет.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В комиссии не рассматриваются споры государственных служащих и других категорий работников, для которых установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (ст. 383 ТК РФ). В КТС обращается работник, работодателю такого права закон не предоставляет.
Статья: Принцип социального партнерства: конституционно-правовое измерение
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Социальное партнерство впервые нормативно было закреплено Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" <23>, согласно которому вводилось в практику ежегодное заключение генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателями. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ. В развитие данного Указа были приняты: Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. N 2490-1, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" <24> и др.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Социальное партнерство впервые нормативно было закреплено Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" <23>, согласно которому вводилось в практику ежегодное заключение генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателями. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ. В развитие данного Указа были приняты: Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. N 2490-1, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" <24> и др.
Статья: Роль инструктивных писем в становлении гражданско-процессуальной практики в первые годы советской власти (по материалам Новгородской губернии)
(Козлов Д.С.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Упоминаемые в приведенном выше Инструктивном письме N 1 нарушения трудового, семейного законодательства отражали общую тенденцию снижения уровня правоприменительной практики в рамках гражданского процесса. Трудовые отношения постепенно "изымались" из сферы частноправового регулирования. В архивных фондах практически не сохранилось дел по трудовым спорам, рассмотренных в рамках гражданского процесса. Кроме того, происходила замена судебного порядка рассмотрения трудовых споров институтами общественного контроля. Важнейшим элементом системы общественного контроля, которая начала складываться уже в 1918 г., стал рабочий контроль. Органы рабочего контроля на предприятиях обладали широкими полномочиями, от доступа к документации до нормирования труда. Обжаловать их решения руководство предприятий могло в вышестоящие органы рабочего контроля <13>. Таким образом, определялся внесудебный порядок разрешения трудовых споров, который получил доминирующее положение в сфере регулирования трудовых отношений.
(Козлов Д.С.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Упоминаемые в приведенном выше Инструктивном письме N 1 нарушения трудового, семейного законодательства отражали общую тенденцию снижения уровня правоприменительной практики в рамках гражданского процесса. Трудовые отношения постепенно "изымались" из сферы частноправового регулирования. В архивных фондах практически не сохранилось дел по трудовым спорам, рассмотренных в рамках гражданского процесса. Кроме того, происходила замена судебного порядка рассмотрения трудовых споров институтами общественного контроля. Важнейшим элементом системы общественного контроля, которая начала складываться уже в 1918 г., стал рабочий контроль. Органы рабочего контроля на предприятиях обладали широкими полномочиями, от доступа к документации до нормирования труда. Обжаловать их решения руководство предприятий могло в вышестоящие органы рабочего контроля <13>. Таким образом, определялся внесудебный порядок разрешения трудовых споров, который получил доминирующее положение в сфере регулирования трудовых отношений.
Ситуация: Как составить исковое заявление о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания на работника?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если работник не согласен с наложением на него дисциплинарного взыскания, он вправе обжаловать соответствующий приказ работодателя в суд. Обязательного соблюдения досудебного порядка разрешения индивидуальных трудовых споров законодательством не предусмотрено (ч. 7 ст. 193, ст. ст. 381, 382 ТК РФ; п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если работник не согласен с наложением на него дисциплинарного взыскания, он вправе обжаловать соответствующий приказ работодателя в суд. Обязательного соблюдения досудебного порядка разрешения индивидуальных трудовых споров законодательством не предусмотрено (ч. 7 ст. 193, ст. ст. 381, 382 ТК РФ; п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15).
Статья: Правотворческая парадигма конституционного правосудия (на примере Конституционного Суда Российской Федерации)
(Семченков А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)3. Не полное и буквальное исключение положения из закона при признании данного положения утратившим юридическую силу, а определение пределов действия этого положения, как, например, было сделано в рамках Постановления КС РФ от 17 мая 1995 г. N 5-П "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации", в рамках которого имелось в виду, что "диспетчеры, как обеспечивающие право на передвижение, бастовать не могут, а, например, работники буфетов и иной персонал, обеспечивающий не само передвижение, а комфорт, - может".
(Семченков А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)3. Не полное и буквальное исключение положения из закона при признании данного положения утратившим юридическую силу, а определение пределов действия этого положения, как, например, было сделано в рамках Постановления КС РФ от 17 мая 1995 г. N 5-П "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации", в рамках которого имелось в виду, что "диспетчеры, как обеспечивающие право на передвижение, бастовать не могут, а, например, работники буфетов и иной персонал, обеспечивающий не само передвижение, а комфорт, - может".
Статья: Досудебное урегулирование гражданско-правового спора как условие реализации права на судебную защиту
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)В другом Постановлении Пленумом Верховного Суда РФ изложено следующее: "Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений об обязательности досудебного порядка разрешения индивидуального трудового спора, работник, работающий у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе обратиться за разрешением такого спора непосредственно в суд". Подчеркнуто также, что правило статьи 308 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) о том, что индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, рассматриваются в суде, не означает установление обязательного досудебного порядка урегулирования такого спора. В связи с этим судья не вправе возвратить исковое заявление работника, а суд - оставить заявление без рассмотрения <6>.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)В другом Постановлении Пленумом Верховного Суда РФ изложено следующее: "Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений об обязательности досудебного порядка разрешения индивидуального трудового спора, работник, работающий у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе обратиться за разрешением такого спора непосредственно в суд". Подчеркнуто также, что правило статьи 308 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) о том, что индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, рассматриваются в суде, не означает установление обязательного досудебного порядка урегулирования такого спора. В связи с этим судья не вправе возвратить исковое заявление работника, а суд - оставить заявление без рассмотрения <6>.
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Акцентируем внимание на втором векторе реформы. Так, сначала предвиделось создание института досудебного урегулирования трудовых споров, а параллельно с ним - специализированных судебных составов по разрешению индивидуальных и коллективных споров, вытекающих из трудовых отношений. Составители Программы считали, что для создания специализированных судебных составов необходимы разработка и принятие Трудового процессуального кодекса РФ. Судопроизводство по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, представляло собой процессуальный порядок разрешения трудовых споров с обязательным привлечением представителей каждой из сторон трудового договора. На следующем этапе для обеспечения каждому конституционного права на судебную защиту трудовых и социальных прав предусмотрено создание специализированного суда по трудовым делам. Как вытекает из Программы, только названные суды смогут качественно и своевременно разрешить трудовые споры, восстановить в установленных законом порядке, сроках и объемах нарушенные права в сфере социально-трудовых правоотношений <28>. В числе мер, направленных на защиту трудовых прав граждан и оказание поддержки социального партнерства, План мероприятий указал введение уголовной ответственности и усиление административной ответственности за нарушение трудового законодательства РФ. В числе других мер указано принятие федерального закона о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров, которым будут руководствоваться органы, входящие в специализированную систему. Также предусмотрено принятие федерального закона об объединениях работодателей, которым закреплены права и обязанности объединений работодателей <29>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Акцентируем внимание на втором векторе реформы. Так, сначала предвиделось создание института досудебного урегулирования трудовых споров, а параллельно с ним - специализированных судебных составов по разрешению индивидуальных и коллективных споров, вытекающих из трудовых отношений. Составители Программы считали, что для создания специализированных судебных составов необходимы разработка и принятие Трудового процессуального кодекса РФ. Судопроизводство по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, представляло собой процессуальный порядок разрешения трудовых споров с обязательным привлечением представителей каждой из сторон трудового договора. На следующем этапе для обеспечения каждому конституционного права на судебную защиту трудовых и социальных прав предусмотрено создание специализированного суда по трудовым делам. Как вытекает из Программы, только названные суды смогут качественно и своевременно разрешить трудовые споры, восстановить в установленных законом порядке, сроках и объемах нарушенные права в сфере социально-трудовых правоотношений <28>. В числе мер, направленных на защиту трудовых прав граждан и оказание поддержки социального партнерства, План мероприятий указал введение уголовной ответственности и усиление административной ответственности за нарушение трудового законодательства РФ. В числе других мер указано принятие федерального закона о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров, которым будут руководствоваться органы, входящие в специализированную систему. Также предусмотрено принятие федерального закона об объединениях работодателей, которым закреплены права и обязанности объединений работодателей <29>.