Порядок разработки нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок разработки нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.36-1 "Использование гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства" ЗК РФНе умаляя выводов суда, сводящихся к тому, что вышеприведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации именно субъекты Российской Федерации наделены правом принятия нормативного правового акта по определению порядка использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства, а также об отсутствии на федеральном уровне нормативного правового акта по принятию такого порядка, положения которого должны в обязательном порядке учитываться субъектами Российской Федерации при его разработке, судебная коллегия не может согласиться с утверждением суда об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части, поскольку осуществление административным ответчиком таких полномочий не является произвольным и должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии коррупции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке принимаются подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Этап 2. Подготовка НПА к рассмотрению и рассмотрение НПА.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Этап 2. Подготовка НПА к рассмотрению и рассмотрение НПА.
Статья: Порядок обмена электронными счетами-фактурами: что изменится?
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 21)С 1 октября 2025 г. планируется ввести в действие новый порядок обмена электронными счетами-фактурами. Соответствующий проект приказа опубликован на федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов. Он разработан взамен Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 05.02.2021 N 14н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи". Разберем основные изменения, которые заложены в проекте приказа.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 21)С 1 октября 2025 г. планируется ввести в действие новый порядок обмена электронными счетами-фактурами. Соответствующий проект приказа опубликован на федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов. Он разработан взамен Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 05.02.2021 N 14н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи". Разберем основные изменения, которые заложены в проекте приказа.
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 31.08.2023 N 222
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)1. Настоящие Методические указания разработаны для применения при подготовке нормативных правовых актов <1> федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций <2>, акты которых подлежат представлению на государственную регистрацию в Минюст России в соответствии с законодательством Российской Федерации <3>.
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)1. Настоящие Методические указания разработаны для применения при подготовке нормативных правовых актов <1> федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций <2>, акты которых подлежат представлению на государственную регистрацию в Минюст России в соответствии с законодательством Российской Федерации <3>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Эта последовательность в действительности гораздо более сложная. На каждой из стадий можно найти признаки элементов (но лишь элементов, что важно, как будет показано ниже) других стадий. Например, на стадии правового нормирования или нормотворчества используемые административные процедуры предусматривают допуск к определенным действиям конкретных лиц, аккредитацию независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы, отбор кандидатов в составы рабочих групп и подкомиссий правительственной комиссии по административной реформе. Контроль осуществляется в различных формах, начиная с текущего контроля руководителей за исполнением ответственных сотрудников своих обязанностей и заканчивая заслушиванием разработчиков проектов нормативных правовых актов на заседаниях правительственной комиссии по административной реформе, правительственной комиссии по законопроектной деятельности и т.д. В качестве мер принуждения на данной стадии применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарные взыскания к нарушителям исполнительской дисциплины, кадровые решения) и правовосстановительные меры (снятие проекта нормативного правового акта с рассмотрения или его корректировка). Нормотворческая деятельность оценивается, субъекты нормотворчества представляют отчеты и доклады в Правительство РФ, где проводится анализ, выявляются недостатки и проблемы, вносятся изменения в документы, регламентирующие порядок разработки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, меняются требования к ним и к сопровождающим документам (заключениям об оценке регулирующего воздействия, пояснительным запискам с разбором ситуации, рассмотрением альтернативных подходов, анализом отечественного и зарубежного опыта, финансово-экономическим обоснованием, включающим в себя обзор затрат и выгод).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Эта последовательность в действительности гораздо более сложная. На каждой из стадий можно найти признаки элементов (но лишь элементов, что важно, как будет показано ниже) других стадий. Например, на стадии правового нормирования или нормотворчества используемые административные процедуры предусматривают допуск к определенным действиям конкретных лиц, аккредитацию независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы, отбор кандидатов в составы рабочих групп и подкомиссий правительственной комиссии по административной реформе. Контроль осуществляется в различных формах, начиная с текущего контроля руководителей за исполнением ответственных сотрудников своих обязанностей и заканчивая заслушиванием разработчиков проектов нормативных правовых актов на заседаниях правительственной комиссии по административной реформе, правительственной комиссии по законопроектной деятельности и т.д. В качестве мер принуждения на данной стадии применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарные взыскания к нарушителям исполнительской дисциплины, кадровые решения) и правовосстановительные меры (снятие проекта нормативного правового акта с рассмотрения или его корректировка). Нормотворческая деятельность оценивается, субъекты нормотворчества представляют отчеты и доклады в Правительство РФ, где проводится анализ, выявляются недостатки и проблемы, вносятся изменения в документы, регламентирующие порядок разработки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, меняются требования к ним и к сопровождающим документам (заключениям об оценке регулирующего воздействия, пояснительным запискам с разбором ситуации, рассмотрением альтернативных подходов, анализом отечественного и зарубежного опыта, финансово-экономическим обоснованием, включающим в себя обзор затрат и выгод).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В целях государственного управления охраной труда, реализации и защиты прав граждан в области охраны труда комментируемой статьей Правительству предоставлены дополнительные полномочия: по установлению порядка разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, по установлению порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требований к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда; по установлению порядка расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников; по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, а также иных общественных объединений в сфере охраны труда по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; и др.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В целях государственного управления охраной труда, реализации и защиты прав граждан в области охраны труда комментируемой статьей Правительству предоставлены дополнительные полномочия: по установлению порядка разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, по установлению порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требований к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда; по установлению порядка расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников; по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, а также иных общественных объединений в сфере охраны труда по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; и др.
Статья: Как составить справку для работника
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)- и внешними, которые направляются, как правило, в вышестоящие организации по их запросу (указанию) или в процессе разработки проекта решения, нормативного правового акта, или в порядке отчета по конкретному вопросу.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)- и внешними, которые направляются, как правило, в вышестоящие организации по их запросу (указанию) или в процессе разработки проекта решения, нормативного правового акта, или в порядке отчета по конкретному вопросу.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 7 Закона о профилактике правонарушений как федеральные органы исполнительной власти, так и органы государственной власти субъектов в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений разрабатывают соответствующие программы в сфере профилактики правонарушений. Органы местного самоуправления также вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений. В большей части субъектов РФ нормативными правовыми актами утверждены порядок разработки и реализации государственных программ, а также перечни выполняемых государственных программ субъектов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 7 Закона о профилактике правонарушений как федеральные органы исполнительной власти, так и органы государственной власти субъектов в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений разрабатывают соответствующие программы в сфере профилактики правонарушений. Органы местного самоуправления также вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений. В большей части субъектов РФ нормативными правовыми актами утверждены порядок разработки и реализации государственных программ, а также перечни выполняемых государственных программ субъектов.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ, до 01.06.2023 должен разработать нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения органами ГЖН проверок лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока лицензий, и порядок исключения МКД из реестра лицензий лицензиатов, чьи лицензии не продлены.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ, до 01.06.2023 должен разработать нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения органами ГЖН проверок лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока лицензий, и порядок исключения МКД из реестра лицензий лицензиатов, чьи лицензии не продлены.
Статья: Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Международный опыт разрешения проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности свидетельствует о высокой эффективности применения строгих административных процедур, обеспечения прозрачности и научной обоснованности принимаемых решений достоверными данными, многостороннего участия в выработке регуляторной политики и выборе методов воздействия на общественные отношения всех заинтересованных сторон, подотчетности и подконтрольности субъектов разрешительной деятельности. В развитых странах уже не одно десятилетие действуют законы об административных процедурах, регулирующие порядок разработки и принятия нормативных правовых актов <23>. В недавно опубликованном Докладе ОЭСР Better Regulation Practices across the European Union 2022 <24> приводятся рекомендации по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами, по проведению оценки затрат и выгод, учитывающей воздействие на общество, по проведению оценки регулирующего воздействия (ex ante) и оценки фактического воздействия (ex post), в том числе косвенного воздействия на третьих лиц. Рекомендуется также рассматривать неправовые (нерегуляторные) подходы воздействия на общественные отношения, руководствоваться правилом, аналогичным русскому, "семь раз отмерь, один раз отрежь". В Докладе отмечается, что около 50% государств ЕС требуют изучения альтернативных методов регулирования, включая отказ от регулирования. Заметим, что Словацкое правительство в этом отношении следует в русле рекомендаций Европейской комиссии, предпринимает усилия по замене лицензирования уведомительным порядком, стремится соблюдать принципы недискриминации, объективности и транспарентности, упрощает разрешительные процедуры. Перспективным направлением реформирования разрешительной деятельности представляется распространение действия выдаваемых одной из стран ЕС лицензий на всю территорию Европейского союза <25>. Раздел "Лучшее регулирование" Закона Словацкой Республики от 11 октября 2022 г. N 71/2013 "О поддержке малого и среднего бизнеса" предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение непропорциональной регулирующей нагрузки на бизнес и улучшение бизнес-среды. Эти мероприятия включают количественную и качественную оценку воздействия предлагаемого и действующего законодательства. Словацкое правительство выделяет полмиллиарда евро на снижение регуляторной нагрузки на компании, судебную реформу и борьбу с коррупцией. При этом под снижением регуляторной нагрузки понимается в том числе внедрение с 2018 г. ОРВ и с 2020 г. оценки фактического воздействия обязательных требований, переход к бессрочным разрешениям. Перспективной регуляторной технологией считается внедренный Португалией метод лицензирования "молчание - знак согласия", предполагающий, что административные процедуры применяются по мере необходимости, и непринятие акта управления в установленный срок рассматривается как официальное одобрение <26>.
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Международный опыт разрешения проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности свидетельствует о высокой эффективности применения строгих административных процедур, обеспечения прозрачности и научной обоснованности принимаемых решений достоверными данными, многостороннего участия в выработке регуляторной политики и выборе методов воздействия на общественные отношения всех заинтересованных сторон, подотчетности и подконтрольности субъектов разрешительной деятельности. В развитых странах уже не одно десятилетие действуют законы об административных процедурах, регулирующие порядок разработки и принятия нормативных правовых актов <23>. В недавно опубликованном Докладе ОЭСР Better Regulation Practices across the European Union 2022 <24> приводятся рекомендации по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами, по проведению оценки затрат и выгод, учитывающей воздействие на общество, по проведению оценки регулирующего воздействия (ex ante) и оценки фактического воздействия (ex post), в том числе косвенного воздействия на третьих лиц. Рекомендуется также рассматривать неправовые (нерегуляторные) подходы воздействия на общественные отношения, руководствоваться правилом, аналогичным русскому, "семь раз отмерь, один раз отрежь". В Докладе отмечается, что около 50% государств ЕС требуют изучения альтернативных методов регулирования, включая отказ от регулирования. Заметим, что Словацкое правительство в этом отношении следует в русле рекомендаций Европейской комиссии, предпринимает усилия по замене лицензирования уведомительным порядком, стремится соблюдать принципы недискриминации, объективности и транспарентности, упрощает разрешительные процедуры. Перспективным направлением реформирования разрешительной деятельности представляется распространение действия выдаваемых одной из стран ЕС лицензий на всю территорию Европейского союза <25>. Раздел "Лучшее регулирование" Закона Словацкой Республики от 11 октября 2022 г. N 71/2013 "О поддержке малого и среднего бизнеса" предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение непропорциональной регулирующей нагрузки на бизнес и улучшение бизнес-среды. Эти мероприятия включают количественную и качественную оценку воздействия предлагаемого и действующего законодательства. Словацкое правительство выделяет полмиллиарда евро на снижение регуляторной нагрузки на компании, судебную реформу и борьбу с коррупцией. При этом под снижением регуляторной нагрузки понимается в том числе внедрение с 2018 г. ОРВ и с 2020 г. оценки фактического воздействия обязательных требований, переход к бессрочным разрешениям. Перспективной регуляторной технологией считается внедренный Португалией метод лицензирования "молчание - знак согласия", предполагающий, что административные процедуры применяются по мере необходимости, и непринятие акта управления в установленный срок рассматривается как официальное одобрение <26>.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В частности, Законом о местном самоуправлении определяется содержание и порядок разработки основного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы проведения благоустройства территории.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В частности, Законом о местном самоуправлении определяется содержание и порядок разработки основного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы проведения благоустройства территории.