Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг - местной администрацией (ч. 15).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг - местной администрацией (ч. 15).
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<12> Распоряжение Администрации города Ижевска от 30.06.2011 N 273 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в городе Ижевске" // СПС "КонсультантПлюс".
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<12> Распоряжение Администрации города Ижевска от 30.06.2011 N 273 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в городе Ижевске" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"15. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"15. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228
(ред. от 28.04.2025)
"Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"3. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и местным администрациям руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов исполнительных органов субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
(ред. от 28.04.2025)
"Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"3. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и местным администрациям руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов исполнительных органов субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Вопрос: О сроках подачи жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и их должностных лиц.
(Письмо Минэкономразвития России от 10.12.2024 N ОГ-Д09-8676)В соответствии с требованиями Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228, в административный регламент предоставления государственной или муниципальной услуги включается раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников", который должен содержать способы информирования заявителей о порядке досудебного (внесудебного) обжалования, а также формы и способы подачи заявителями жалобы.
(Письмо Минэкономразвития России от 10.12.2024 N ОГ-Д09-8676)В соответствии с требованиями Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228, в административный регламент предоставления государственной или муниципальной услуги включается раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников", который должен содержать способы информирования заявителей о порядке досудебного (внесудебного) обжалования, а также формы и способы подачи заявителями жалобы.
Статья: Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(Хасан Самер Хажар)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Из изложенного становится ясно, что развитие административных регламентов, несмотря на наличие целого ряда положительных моментов самой идеи их инициации, все еще сопровождается определенными проблемами институционального, правового и технологического характера. Ключевыми остаются вопросы, связанные с отсутствием системной нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок разработки и функционирования административных регламентов. В частности, это проявляется в наличии значительного количества деструкций, имеющих место в административных регламентах и стандартах предоставления государственных услуг органами исполнительной власти и на региональном, и на федеральном уровне. В данной связи, принимая во внимание накопленные в административно-правовой науке доктринальные позиции, перспективным для развития административных регламентов считаем принятие единого законодательного акта, регламентирующего административные процедуры и их реализацию в электронной форме, порядок разработки и использования электронных административных регламентов (например, "Об административных процедурах и административных актах", "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг", "Об административных регламентах предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации" и др.).
(Хасан Самер Хажар)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Из изложенного становится ясно, что развитие административных регламентов, несмотря на наличие целого ряда положительных моментов самой идеи их инициации, все еще сопровождается определенными проблемами институционального, правового и технологического характера. Ключевыми остаются вопросы, связанные с отсутствием системной нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок разработки и функционирования административных регламентов. В частности, это проявляется в наличии значительного количества деструкций, имеющих место в административных регламентах и стандартах предоставления государственных услуг органами исполнительной власти и на региональном, и на федеральном уровне. В данной связи, принимая во внимание накопленные в административно-правовой науке доктринальные позиции, перспективным для развития административных регламентов считаем принятие единого законодательного акта, регламентирующего административные процедуры и их реализацию в электронной форме, порядок разработки и использования электронных административных регламентов (например, "Об административных процедурах и административных актах", "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг", "Об административных регламентах предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации" и др.).
Статья: Административное производство в Российской Федерации: понятие, структура, виды, порядок
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С другой стороны, в результате регулирующего воздействия административно-процессуального законодательства сформировалась устойчивая совокупность отдельных видов административного производства, в структуре которых типичные стадии данного производства урегулированы не в полном составе. Такие отдельные виды административного производства обособились в современной системе внесудебного (исполнительного) административного процесса в результате регулирующего воздействия административно-процессуальных норм, закрепившихся в специальных федеральных законах и административных регламентах органов публичной администрации, издаваемых на основании гл. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". Например, в результате регулирующего воздействия административно-процессуальных норм, закрепившихся в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Административном регламенте предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденном Приказом Минюста РФ N 307 от 28 декабря 2018 г., в современной системе вне судебного (исполнительного) административного процесса обособилось административное производство по делам о регистрации актов гражданского состояния. Из анализа указанных административно-процессуальных норм можно сделать вывод о том, что в структуре данного вида административного производства отсутствует стадия подготовки дела о регистрации актов гражданского состояния к рассмотрению. Стадия подготовки внесудебного административного дела к рассмотрению также не предусмотрена в структуре административного производства, урегулированного административно-процессуальными нормами, содержащимися в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С другой стороны, в результате регулирующего воздействия административно-процессуального законодательства сформировалась устойчивая совокупность отдельных видов административного производства, в структуре которых типичные стадии данного производства урегулированы не в полном составе. Такие отдельные виды административного производства обособились в современной системе внесудебного (исполнительного) административного процесса в результате регулирующего воздействия административно-процессуальных норм, закрепившихся в специальных федеральных законах и административных регламентах органов публичной администрации, издаваемых на основании гл. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". Например, в результате регулирующего воздействия административно-процессуальных норм, закрепившихся в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Административном регламенте предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденном Приказом Минюста РФ N 307 от 28 декабря 2018 г., в современной системе вне судебного (исполнительного) административного процесса обособилось административное производство по делам о регистрации актов гражданского состояния. Из анализа указанных административно-процессуальных норм можно сделать вывод о том, что в структуре данного вида административного производства отсутствует стадия подготовки дела о регистрации актов гражданского состояния к рассмотрению. Стадия подготовки внесудебного административного дела к рассмотрению также не предусмотрена в структуре административного производства, урегулированного административно-процессуальными нормами, содержащимися в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья: Полномочия главы администрации и представительного органа муниципального образования в механизме приватизации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: проблемы взаимодействия
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)<14> Постановление Городской Думы г. Калуги от 13 июля 2005 г. N 115 "Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Калуги и порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества г. Калуги" // http://docs.cntd.ru/document/972402470; Административный регламент предоставления муниципальной услуги отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства // https://www.kaluga-gov.ru (дата обращения: 01.06.2020).
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)<14> Постановление Городской Думы г. Калуги от 13 июля 2005 г. N 115 "Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Калуги и порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества г. Калуги" // http://docs.cntd.ru/document/972402470; Административный регламент предоставления муниципальной услуги отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства // https://www.kaluga-gov.ru (дата обращения: 01.06.2020).