Порядок разработки генерального плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок разработки генерального плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"Установив, что администрация в процессе проведения экспертизы в одностороннем порядке выполнила корректировку проектной документации с посадкой здания котельной на другом участке, на котором изыскания не выполнялись, что повлекло изменение проекта в части подвода инженерных коммуникаций, получение новых технических условий на подключение к сетям инженерного обеспечения, разработку нового генерального плана земельного участка, что документы в связи с изменением места строительства объекта администрация стала оформлять в период нахождения проектной документации на экспертизе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2023 по делу N А83-5784/2021 в удовлетворении иска администрации о взыскании с предпринимателя 995 001,99 руб. неосновательного обогащения и 56 570,58 руб. процентов за пользования чужими денежными средствами отказано, встречный иск предпринимателя о признании недействительным решения администрации от 18.01.2021 N 21 об одностороннем отказе от исполнения контракта удовлетворен, при этом суд установил, что выполненная предпринимателем проектная документация соответствовала первоначальным требованиям контракта, техническому заданию к нему, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения УФАС и удовлетворил требование предпринимателя."
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 N 02АП-9584/2022 по делу N А29-12773/2021
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ в рамках договора подряда и убытков в виде расходов, понесенных в связи с расторжением договора подряда.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в качестве доказательств частичного выполнения работ в рамках договора от 07.04.2021 N РКИ 2021-03 в части разработки документации истцом в материалы дела представлен акт N 1 на сумму 810 000 руб., подписанный со стороны ООО "Энергия Севера" в одностороннем порядке, в котором отражен перечень документации, передаваемой заказчику: УЗСМ-2-2021-ГП. Генеральный план; УЗСМ-2-2021-АС. Архитектурно - строительные решения; УЗСМ-2-2021-ЭС1. Электроснабжение. Часть 1. Первичное электротехническое оборудование 35 и 6 кВ. Кабельные линии 6кВ; УЗСМ-2-2021-ЭС2. Электроснабжение. Часть 2. Система собственных нужд 0,4кВ. В материалы дела представлено письмо ООО "Энергия Севера" от 13.05.2021, адресованное руководителю ООО "УЗСМ" Кочегарову В.В., в котором отражено, что в рамках исполнения обязательств по договору от 07.04.2021 N РКИ 2021-03 подрядчиком для согласования направляется рабочая документация в составе: 1 том - Генеральный план; 2 том - Архитектурно - строительные решения; 3 том - Энергоснабжение. Часть1. Первичное электротехническое оборудование 35 и 6 кВ. Кабельные линии 6 кВ; 4 том - Энергоснабжение. Часть 2. Система собственных нужд 0,4 кВ. Вышеуказанное письмо направлено по каналам электронной почты 13.05.2021. В письме от 19.05.2021 ООО "Энергия Севера" сообщило ООО "УЗСМ" о том, что в связи с расторжением договора от 07.04.2021 N РКИ 2021-03 подрядчиком будет подготовлен комплект документации, разработанной на момент получения уведомления. В письме от 25.05.2021 N РКИ2021-31 подрядчик сообщил заказчику, что рабочая документация в рамках спорного договора подготовлена с его стороны на 90% (стоимость работ по разработке рабочей документации составила 675 000 руб. без учета НДС), указав ссылку, с которой можно скачать документацию (данное письмо направлено руководителю ООО "УЗСМ" Кочегарову В.В. 25.05.2021). В ответ на письмо истца от 25.05.2021 отражено, что, учитывая предпринимаемые ООО "Энергия Севера" меры для определения части установленной цены пропорционально части работы, выполненной подрядчиком до получения извещения заказчика о расторжении договора, ООО "УЗСМ" посчитало возможным рассмотрение вопроса по возмещению фактически понесенных ООО "Энергия Севера" затрат на подготовку рабочей документации (письмо от 01.06.2021 N 690). В письме от 04.06.2021 N 713 ООО "УЗСМ" выразило готовность проведения совещания по вопросу урегулирования разногласий. В электронном письме от 24.05.2021 представитель ООО "УЗСМ" Ларькин Э.Г. сообщил о наличии в полученной рабочей документации небольших замечаний; со стороны истца представлены доказательства снятия данных замечаний (электронное письмо от 27.05.2021 с отражением ответов на замечания в табличном виде и с указанием ссылки, с которой можно скачать полную версию измененных чертежей). В судебном заседании бывший руководитель ООО "УЗСМ" Кочегаров В.В., допущенный к участию в деле в качестве свидетеля, подтвердил факт получения им от ООО "Энергия Севера" рабочей документации в объеме, разработанном истцом на дату получения уведомления о расторжении договора, а также факт согласования рабочей документации в представленном объеме.
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ в рамках договора подряда и убытков в виде расходов, понесенных в связи с расторжением договора подряда.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в качестве доказательств частичного выполнения работ в рамках договора от 07.04.2021 N РКИ 2021-03 в части разработки документации истцом в материалы дела представлен акт N 1 на сумму 810 000 руб., подписанный со стороны ООО "Энергия Севера" в одностороннем порядке, в котором отражен перечень документации, передаваемой заказчику: УЗСМ-2-2021-ГП. Генеральный план; УЗСМ-2-2021-АС. Архитектурно - строительные решения; УЗСМ-2-2021-ЭС1. Электроснабжение. Часть 1. Первичное электротехническое оборудование 35 и 6 кВ. Кабельные линии 6кВ; УЗСМ-2-2021-ЭС2. Электроснабжение. Часть 2. Система собственных нужд 0,4кВ. В материалы дела представлено письмо ООО "Энергия Севера" от 13.05.2021, адресованное руководителю ООО "УЗСМ" Кочегарову В.В., в котором отражено, что в рамках исполнения обязательств по договору от 07.04.2021 N РКИ 2021-03 подрядчиком для согласования направляется рабочая документация в составе: 1 том - Генеральный план; 2 том - Архитектурно - строительные решения; 3 том - Энергоснабжение. Часть1. Первичное электротехническое оборудование 35 и 6 кВ. Кабельные линии 6 кВ; 4 том - Энергоснабжение. Часть 2. Система собственных нужд 0,4 кВ. Вышеуказанное письмо направлено по каналам электронной почты 13.05.2021. В письме от 19.05.2021 ООО "Энергия Севера" сообщило ООО "УЗСМ" о том, что в связи с расторжением договора от 07.04.2021 N РКИ 2021-03 подрядчиком будет подготовлен комплект документации, разработанной на момент получения уведомления. В письме от 25.05.2021 N РКИ2021-31 подрядчик сообщил заказчику, что рабочая документация в рамках спорного договора подготовлена с его стороны на 90% (стоимость работ по разработке рабочей документации составила 675 000 руб. без учета НДС), указав ссылку, с которой можно скачать документацию (данное письмо направлено руководителю ООО "УЗСМ" Кочегарову В.В. 25.05.2021). В ответ на письмо истца от 25.05.2021 отражено, что, учитывая предпринимаемые ООО "Энергия Севера" меры для определения части установленной цены пропорционально части работы, выполненной подрядчиком до получения извещения заказчика о расторжении договора, ООО "УЗСМ" посчитало возможным рассмотрение вопроса по возмещению фактически понесенных ООО "Энергия Севера" затрат на подготовку рабочей документации (письмо от 01.06.2021 N 690). В письме от 04.06.2021 N 713 ООО "УЗСМ" выразило готовность проведения совещания по вопросу урегулирования разногласий. В электронном письме от 24.05.2021 представитель ООО "УЗСМ" Ларькин Э.Г. сообщил о наличии в полученной рабочей документации небольших замечаний; со стороны истца представлены доказательства снятия данных замечаний (электронное письмо от 27.05.2021 с отражением ответов на замечания в табличном виде и с указанием ссылки, с которой можно скачать полную версию измененных чертежей). В судебном заседании бывший руководитель ООО "УЗСМ" Кочегаров В.В., допущенный к участию в деле в качестве свидетеля, подтвердил факт получения им от ООО "Энергия Севера" рабочей документации в объеме, разработанном истцом на дату получения уведомления о расторжении договора, а также факт согласования рабочей документации в представленном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Разрабатывается СТ на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, города федерального значения. При этом СТ подлежит ежегодной актуализации, за исключением отдельных случаев (п. п. 7, 10 Требований к разработке СТ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Разрабатывается СТ на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, города федерального значения. При этом СТ подлежит ежегодной актуализации, за исключением отдельных случаев (п. п. 7, 10 Требований к разработке СТ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения".
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, которые предусмотрены соответственно документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
(ред. от 31.07.2025)23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, которые предусмотрены соответственно документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
Федеральный закон от 27.12.2019 N 472-ФЗ
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""устанавливают по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения генерального плана города Москвы, а также особенности порядка внесения изменений в генеральный план города Москвы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов;
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""устанавливают по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения генерального плана города Москвы, а также особенности порядка внесения изменений в генеральный план города Москвы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов;
Статья: Участие населения в принятии и реализации программных документов муниципальных образований
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другой пример нормативного регулирования участия населения в разработке и принятии программных документов - это реализация права граждан на участие в принятии градостроительных решений, тем более что в п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГрК РФ) в качестве одного из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, провозглашается положение об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечении свободы такого участия. С одной стороны, о важности участия муниципального сообщества в разработке и принятии документов территориального планирования муниципальных образований свидетельствует принятие на уровне Правительства РФ распоряжения от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды" <8>, в котором, в частности, имеется один из индикаторов для расчета - доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше. С другой стороны, представляется важным обратить внимание на формы и юридическую значимость подобного участия населения в разработке и принятии документов градостроительной деятельности. Статья 5.1 ГрК РФ подробнейшим образом определяет порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Причем о значимости соблюдения указанных процедур не только по форме, но и по содержанию свидетельствует и многочисленная судебная практика <9>. Вместе с тем заключение по результатам публичных слушаний, проведенных по всем правилам закона, имеет рекомендательный характер, не содержит правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, а полномочия по принятию документов в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Конечно же, остаются варианты судебного разрешения спора путем обращения в судебные инстанции граждан, чьи права и законные интересы нарушены принятыми документами, но ведь и указанные основания надо еще доказать в судебных инстанциях, что не всегда бывает успешным <10>.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другой пример нормативного регулирования участия населения в разработке и принятии программных документов - это реализация права граждан на участие в принятии градостроительных решений, тем более что в п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГрК РФ) в качестве одного из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, провозглашается положение об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечении свободы такого участия. С одной стороны, о важности участия муниципального сообщества в разработке и принятии документов территориального планирования муниципальных образований свидетельствует принятие на уровне Правительства РФ распоряжения от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды" <8>, в котором, в частности, имеется один из индикаторов для расчета - доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше. С другой стороны, представляется важным обратить внимание на формы и юридическую значимость подобного участия населения в разработке и принятии документов градостроительной деятельности. Статья 5.1 ГрК РФ подробнейшим образом определяет порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Причем о значимости соблюдения указанных процедур не только по форме, но и по содержанию свидетельствует и многочисленная судебная практика <9>. Вместе с тем заключение по результатам публичных слушаний, проведенных по всем правилам закона, имеет рекомендательный характер, не содержит правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, а полномочия по принятию документов в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Конечно же, остаются варианты судебного разрешения спора путем обращения в судебные инстанции граждан, чьи права и законные интересы нарушены принятыми документами, но ведь и указанные основания надо еще доказать в судебных инстанциях, что не всегда бывает успешным <10>.
Статья: О роли генерального плана в комплексном развитии территории: эколого-правовой аспект
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Порядок подготовки и согласования ДТП различный, тем не менее каждым таким документом предусматривается обязанность разработчика учитывать государственную экологическую повестку, экологические факторы территории.
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Порядок подготовки и согласования ДТП различный, тем не менее каждым таким документом предусматривается обязанность разработчика учитывать государственную экологическую повестку, экологические факторы территории.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Так, в одном из дел <20> суд высказал следующую позицию: "В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок был изъят или зарезервирован для муниципальных нужд. Также отсутствуют доказательства о проведении работ, связанных с реализацией генерального плана города Брянска в части спорной территории. Кроме того, в материалах дела представлены сведения о том, что проект планировки расширения улицы Белорусской до настоящего времени не разрабатывался и не утверждался. При таких обстоятельствах сами по себе положения генерального плана не свидетельствуют о его реализации и не могут в связи с этим являться непреодолимым правовым препятствием для реализации собственником объекта недвижимого имущества исключительного права на приобретение земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в цитатах курсивным шрифтом выделено мной. - Ю.Ю.). Очевидно, что такое Определение не соответствует буквальному содержанию пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ и суд толкует эту норму contra legem, ссылаясь в том числе на правовую сущность документации по планировке территорий и баланс частных и публичных интересов. По всей видимости, приведенное Определение является отнюдь не единичным, это устоявшаяся практика судов Центрального арбитражного округа.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Так, в одном из дел <20> суд высказал следующую позицию: "В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок был изъят или зарезервирован для муниципальных нужд. Также отсутствуют доказательства о проведении работ, связанных с реализацией генерального плана города Брянска в части спорной территории. Кроме того, в материалах дела представлены сведения о том, что проект планировки расширения улицы Белорусской до настоящего времени не разрабатывался и не утверждался. При таких обстоятельствах сами по себе положения генерального плана не свидетельствуют о его реализации и не могут в связи с этим являться непреодолимым правовым препятствием для реализации собственником объекта недвижимого имущества исключительного права на приобретение земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в цитатах курсивным шрифтом выделено мной. - Ю.Ю.). Очевидно, что такое Определение не соответствует буквальному содержанию пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ и суд толкует эту норму contra legem, ссылаясь в том числе на правовую сущность документации по планировке территорий и баланс частных и публичных интересов. По всей видимости, приведенное Определение является отнюдь не единичным, это устоявшаяся практика судов Центрального арбитражного округа.
Статья: Актуальные вопросы надзорной деятельности органов прокуратуры при реализации национальных проектов
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Более того, на основании данного соглашения в соответствии с заказом руководителя исполнительного комитета Д. сельского поселения Н. был разработан проект генерального плана Д. сельского поселения. В соответствии с данным проектом земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности К., включены в границы населенного пункта Д. для индивидуального жилищного строительства, то есть были сформированы под застройку в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Более того, на основании данного соглашения в соответствии с заказом руководителя исполнительного комитета Д. сельского поселения Н. был разработан проект генерального плана Д. сельского поселения. В соответствии с данным проектом земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности К., включены в границы населенного пункта Д. для индивидуального жилищного строительства, то есть были сформированы под застройку в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При этом из статьи 23 Градостроительного кодекса РФ не следует, что на момент рассмотрения дела в суде красные линии могли обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При этом из статьи 23 Градостроительного кодекса РФ не следует, что на момент рассмотрения дела в суде красные линии могли обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Статья: Перспективы формирования института мастер-планирования федеральных круглогодичных курортов
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)- порядок разработки и внесения изменений;
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)- порядок разработки и внесения изменений;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Несмотря на наличие порядка подготовки и утверждения единого документа, по состоянию на 01.01.2024 в публичных источниках отсутствует информация о начале разработки или утверждении такого документа территориального планирования в отношении какой-либо территории. О своем намерении подготовить и утвердить единый документ вместо действующих Генплана и ПЗЗ до конца 2024 года объявлено лишь администрацией города Краснодар Краснодарского края.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Несмотря на наличие порядка подготовки и утверждения единого документа, по состоянию на 01.01.2024 в публичных источниках отсутствует информация о начале разработки или утверждении такого документа территориального планирования в отношении какой-либо территории. О своем намерении подготовить и утвердить единый документ вместо действующих Генплана и ПЗЗ до конца 2024 года объявлено лишь администрацией города Краснодар Краснодарского края.
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<55> В настоящее время мониторинг реализации генерального плана осуществляется лишь на уровне отдельных публично-правовых образований, см.: Постановление правительства Москвы от 26.10.2018 N 1310-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга реализации Генерального плана города Москвы".
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<55> В настоящее время мониторинг реализации генерального плана осуществляется лишь на уровне отдельных публично-правовых образований, см.: Постановление правительства Москвы от 26.10.2018 N 1310-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга реализации Генерального плана города Москвы".
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)При разрешении спора суд установил, что истец и ответчик по-разному определяли цель заключения спорного соглашения. Истец утверждал, что заключил спорное соглашение с целью получения гарантий от администрации в том, что в отношении земельных участков, на которых он планирует строительство многоквартирных домов, в градостроительную документацию будут внесены необходимые изменения. По мнению ответчика, спорное соглашение никаких дополнительных обязательств на него не возлагает. Пункт спорного соглашения, на неисполнение которого указывает истец (оказание застройщику содействия в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения), не связан с обязанностями администрации г. Перми по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, а также разработкой проекта планировки территории. Кроме того, ответчик отметил, что реализация мероприятий, которые истец просит выполнить в рамках спорного соглашения, урегулирована законодательно и предполагает обращение истца в инициативном порядке с заявлениями в уполномоченный орган.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)При разрешении спора суд установил, что истец и ответчик по-разному определяли цель заключения спорного соглашения. Истец утверждал, что заключил спорное соглашение с целью получения гарантий от администрации в том, что в отношении земельных участков, на которых он планирует строительство многоквартирных домов, в градостроительную документацию будут внесены необходимые изменения. По мнению ответчика, спорное соглашение никаких дополнительных обязательств на него не возлагает. Пункт спорного соглашения, на неисполнение которого указывает истец (оказание застройщику содействия в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения), не связан с обязанностями администрации г. Перми по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, а также разработкой проекта планировки территории. Кроме того, ответчик отметил, что реализация мероприятий, которые истец просит выполнить в рамках спорного соглашения, урегулирована законодательно и предполагает обращение истца в инициативном порядке с заявлениями в уполномоченный орган.
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)При разработке документов территориального планирования территории исторических поселений отражаются на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ или отдельного субъекта РФ, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (ч. 7 ст. 13.1, ч. 9 ст. 14, ч. 8 ст. 23 ГрК РФ). Также в обязательном порядке границы территорий исторических поселений отображаются на карте градостроительного зонирования (в том числе на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ)). При этом в случае, если на территориях муниципального образования находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки подлежит согласованию соответственно с Департаментом государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ, исполнительным органом субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (ч. 2.1 ст. 25, ч. 8.1 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)При разработке документов территориального планирования территории исторических поселений отражаются на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ или отдельного субъекта РФ, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (ч. 7 ст. 13.1, ч. 9 ст. 14, ч. 8 ст. 23 ГрК РФ). Также в обязательном порядке границы территорий исторических поселений отображаются на карте градостроительного зонирования (в том числе на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ)). При этом в случае, если на территориях муниципального образования находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки подлежит согласованию соответственно с Департаментом государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ, исполнительным органом субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (ч. 2.1 ст. 25, ч. 8.1 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).