Порядок разграничения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок разграничения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"2.3.3. Первоначальная госрегистрация права собственности публичного образования, осуществленная в порядке разграничения госсобственности на землю, не препятствует приобретению прав на нее собственниками зданий, сооружений, находящихся на ней (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"1.1.2. Первоначальная госрегистрация права собственности публичного образования, осуществленная в порядке разграничения госсобственности на землю, не препятствует приобретению прав на нее собственниками зданий, сооружений, находящихся на ней (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормы непосредственного применения и оговорка о публичном порядке: проблема разграничения
(Аширбакиев Р.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)"Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2
(Аширбакиев Р.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)"Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)Цены региональных участков или участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются в порядке, который устанавливают органы государственной власти субъектов РФ. А цены участков в муниципальной собственности определяются в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления (пп. 2, 3 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Цены региональных участков или участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются в порядке, который устанавливают органы государственной власти субъектов РФ. А цены участков в муниципальной собственности определяются в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления (пп. 2, 3 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ).
Статья: Налоговый контроль при совершении сделок между взаимозависимыми лицами
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)ФНС в своем письме от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ в связи с поступающими запросами налогоплательщиков и в целях обеспечения корректного разграничения полномочий территориальных налоговых органов разъяснила порядок осуществления налогового контроля при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)ФНС в своем письме от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ в связи с поступающими запросами налогоплательщиков и в целях обеспечения корректного разграничения полномочий территориальных налоговых органов разъяснила порядок осуществления налогового контроля при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В Постановлении Президиума ВАС России от 15 декабря 2009 г. N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289 <437> изложена следующая правовая позиция, имеющая значение при применении комментируемой статьи: первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность; в отсутствие прямого запрета, установленного ЗК РФ, а также в силу положений п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 19 данного Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта РФ и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В Постановлении Президиума ВАС России от 15 декабря 2009 г. N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289 <437> изложена следующая правовая позиция, имеющая значение при применении комментируемой статьи: первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность; в отсутствие прямого запрета, установленного ЗК РФ, а также в силу положений п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 19 данного Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта РФ и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Готовое решение: Как заключить договор о технологическом присоединении
(КонсультантПлюс, 2025)порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
(КонсультантПлюс, 2025)порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)2. Начало формированию четких законодательных ориентиров организации государственной власти на региональном уровне было положено изданием в 1999 г. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Хотя эти Законы имели довольно общий, рамочный характер, т.е. оставляли значительное усмотрение для конкретизации схемы организации государственной власти в зависимости от региональной специфики, в них получили решение наиболее принципиальные вопросы формирования законодательной, исполнительной власти на уровне субъектов РФ, распределения полномочий между соответствующими органами, порядка их функционирования, взаимодействия с федеральными органами государственной власти и ответственности. Принятие этих Законов, с одной стороны, обобщало опыт предшествующего правового регулирования организации власти на региональном уровне, с другой - вводило более развернутые требования в части организации государственной власти в субъектах РФ.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)2. Начало формированию четких законодательных ориентиров организации государственной власти на региональном уровне было положено изданием в 1999 г. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Хотя эти Законы имели довольно общий, рамочный характер, т.е. оставляли значительное усмотрение для конкретизации схемы организации государственной власти в зависимости от региональной специфики, в них получили решение наиболее принципиальные вопросы формирования законодательной, исполнительной власти на уровне субъектов РФ, распределения полномочий между соответствующими органами, порядка их функционирования, взаимодействия с федеральными органами государственной власти и ответственности. Принятие этих Законов, с одной стороны, обобщало опыт предшествующего правового регулирования организации власти на региональном уровне, с другой - вводило более развернутые требования в части организации государственной власти в субъектах РФ.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Характер спора (спорного отношения), как и прежде, остается основным критерием, служащим для разграничения порядков рассмотрения гражданских и административных дел. Так, в п. 1 Постановления Пленума N 36 разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Характер спора (спорного отношения), как и прежде, остается основным критерием, служащим для разграничения порядков рассмотрения гражданских и административных дел. Так, в п. 1 Постановления Пленума N 36 разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Статья: Базовые постулаты бухгалтерского учета. Часть I
(Колчугин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 10)Бухгалтерский учет ведется с позиции хозяйствующего субъекта, являющегося самостоятельным субъектом деловых отношений. Бухгалтер в обязательном порядке разграничивает деятельность хозяйствующего субъекта и деятельность собственников этого хозяйствующего субъекта, а также деятельность других хозяйствующих субъектов. В существующей практике основанием для идентификации хозяйствующего субъекта является определение его юридических контуров. Как отмечает У.Э. Патон, "...начнем с того, что существование отдельного хозяйствующего субъекта - это то, что бухгалтер почти повсеместно предполагает (assumes)" [13, с. 472 - 478].
(Колчугин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 10)Бухгалтерский учет ведется с позиции хозяйствующего субъекта, являющегося самостоятельным субъектом деловых отношений. Бухгалтер в обязательном порядке разграничивает деятельность хозяйствующего субъекта и деятельность собственников этого хозяйствующего субъекта, а также деятельность других хозяйствующих субъектов. В существующей практике основанием для идентификации хозяйствующего субъекта является определение его юридических контуров. Как отмечает У.Э. Патон, "...начнем с того, что существование отдельного хозяйствующего субъекта - это то, что бухгалтер почти повсеместно предполагает (assumes)" [13, с. 472 - 478].
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)в) порядок разграничения имущественной принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)в) порядок разграничения имущественной принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;