Порядок проведения торгов земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения торгов земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.17 "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФ"Также судами отмечено, что исходя из буквального толкования положений статьи 39.17 ЗК РФ, регламентирующих порядок предоставления земельного участка без проведения торгов, а также статьи 39.16 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в таком предоставлении, необходимость согласования уполномоченным органом предоставления земельных участков заинтересованному лицу с какими-либо иными хозяйствующими субъектами не предусмотрена."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.14 "Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФТак принцип однократности предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, предусмотренный абзацем 2 пункта 6 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, обосновано признан апелляционным судом не подлежащим применению к настоящему спору, с учетом конкретных обстоятельств дела, включая объективную невозможность обеспечения целей деятельности товарного рыбоводства единственным участком, предоставляемым вне конкурсной процедуры, при раскрытии обоснования комплексного использования площадей земельных участков для организации полносистемного марикультурного хозяйства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Без проведения торгов земельные участки предоставляются в следующем порядке (п. п. 3, 4, 9 ст. 11.10, п. 1 ст. 39.14, п. п. 1, 2 ст. 39.15, п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Без проведения торгов земельные участки предоставляются в следующем порядке (п. п. 3, 4, 9 ст. 11.10, п. 1 ст. 39.14, п. п. 1, 2 ст. 39.15, п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ):
Статья: Земельный участок для ведения садоводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточнен порядок проведения торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (01.03.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточнен порядок проведения торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (01.03.2025)
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)При этом предусмотрены переходные положения, которые распространяют новые правила об условиях и порядке проведения публичных торгов на изъятые земельные участки и не реализованные на публичных торгах на дату вступления в силу изменений. Переходные положения также устанавливают порядок определения начальной цены земельного участка, подлежащего продаже на публичных торгах, в отношении которого вынесено до начала действия Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ <2> и вступило в силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в котором начальная цена продажи земельного участка на публичных торгах судом не определена и отсутствует указание на способ ее определения.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)При этом предусмотрены переходные положения, которые распространяют новые правила об условиях и порядке проведения публичных торгов на изъятые земельные участки и не реализованные на публичных торгах на дату вступления в силу изменений. Переходные положения также устанавливают порядок определения начальной цены земельного участка, подлежащего продаже на публичных торгах, в отношении которого вынесено до начала действия Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ <2> и вступило в силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в котором начальная цена продажи земельного участка на публичных торгах судом не определена и отсутствует указание на способ ее определения.
Статья: Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)До недавнего времени подобного понимания термина "приватизация" придерживались и многие нижестоящие арбитражные суды, продолжая удовлетворять требования арендаторов (пользователей), претендующих на приобретение земельных участков в собственность, обосновывая свою позицию тем, что принятие субъектами Российской Федерации законов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в том числе ограничение их приватизации временными рамками), не допускается (п. 5 ст. 1 Закона об обороте земель). При этом указывалось на исключительность права арендатора на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10, пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель <25>, а также на то, что при введении в действие указанных норм законодатель фактически допустил исключение из правила, установленного нормой пункта 4 статьи 1 этого Закона, с целью организации более эффективного использования земель сельскохозяйственными производителями <26>. При этом установленное законом субъекта Российской Федерации временное ограничение начала действия положений статьи 10 Закона об обороте земель, императивно установившей специальные основания, порядок и условия приобретения в собственность без проведения торгов земельных участков, находящихся в публичной собственности, противоречит положениям ЗК РФ и Закону об обороте земель, имеющим большую юридическую силу <27>.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)До недавнего времени подобного понимания термина "приватизация" придерживались и многие нижестоящие арбитражные суды, продолжая удовлетворять требования арендаторов (пользователей), претендующих на приобретение земельных участков в собственность, обосновывая свою позицию тем, что принятие субъектами Российской Федерации законов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в том числе ограничение их приватизации временными рамками), не допускается (п. 5 ст. 1 Закона об обороте земель). При этом указывалось на исключительность права арендатора на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10, пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель <25>, а также на то, что при введении в действие указанных норм законодатель фактически допустил исключение из правила, установленного нормой пункта 4 статьи 1 этого Закона, с целью организации более эффективного использования земель сельскохозяйственными производителями <26>. При этом установленное законом субъекта Российской Федерации временное ограничение начала действия положений статьи 10 Закона об обороте земель, императивно установившей специальные основания, порядок и условия приобретения в собственность без проведения торгов земельных участков, находящихся в публичной собственности, противоречит положениям ЗК РФ и Закону об обороте земель, имеющим большую юридическую силу <27>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком коммерческой организации может быть переоформлено на право его аренды (подп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК) либо такой участок может быть приобретен в собственность такой организацией (подп. 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК) без проведения торгов. Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.17 ЗК.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком коммерческой организации может быть переоформлено на право его аренды (подп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК) либо такой участок может быть приобретен в собственность такой организацией (подп. 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК) без проведения торгов. Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.17 ЗК.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ. Отметим, что указанный порядок применим вне зависимости от основания, по которому лицо вправе претендовать на получение земельного участка без проведения торгов, и получаемого права, за отдельными исключениями, прямо установленными в п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ. Отметим, что указанный порядок применим вне зависимости от основания, по которому лицо вправе претендовать на получение земельного участка без проведения торгов, и получаемого права, за отдельными исключениями, прямо установленными в п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ:
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Ответ: Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Ответ: Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном: