Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения антикоррупционной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень порядков проведения антикоррупционной экспертизы, включая независимую антикоррупционную экспертизу"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ПЕРЕЧЕНЬ ПОРЯДКОВ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ПЕРЕЧЕНЬ ПОРЯДКОВ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,
Статья: Противодействие коррупции в современной России: государственный и муниципальный уровень
(Шорохов В.Е., Попов П.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, противодействие коррупции в современной России определяется нормами международного права, федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Вместе с тем, не исключая актуальность общегосударственных превентивных мер образовательного <15>, просветительского <16> и иного характера, что более подробно было рассмотрено нами ранее <17>, стоит отметить, что на уровне местного самоуправления существуют свои типовые проблемы. Решение таких проблемных вопросов в первую очередь видится в создании (актуализации) правовой базы по проведению антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании, анализе публикаций антикоррупционной направленности в средствах массовой информации, статистических данных правоохранительных органов, результатов антикоррупционной экспертизы, освещении информации о порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, установлении более высоких требований к кандидатам при отборе на вакантную должность муниципальной службы, предполагающую коррупционные риски, и т.д.
(Шорохов В.Е., Попов П.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, противодействие коррупции в современной России определяется нормами международного права, федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Вместе с тем, не исключая актуальность общегосударственных превентивных мер образовательного <15>, просветительского <16> и иного характера, что более подробно было рассмотрено нами ранее <17>, стоит отметить, что на уровне местного самоуправления существуют свои типовые проблемы. Решение таких проблемных вопросов в первую очередь видится в создании (актуализации) правовой базы по проведению антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании, анализе публикаций антикоррупционной направленности в средствах массовой информации, статистических данных правоохранительных органов, результатов антикоррупционной экспертизы, освещении информации о порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, установлении более высоких требований к кандидатам при отборе на вакантную должность муниципальной службы, предполагающую коррупционные риски, и т.д.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Анализ организации работы по указанному направлению в муниципальных образованиях Красноярского края показывает, что деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов осуществляется на основании утвержденных на местном уровне положений о порядке проведения антикоррупционной экспертизы. Полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы, как правило, закреплены за отделами по правовой работе или отдельными должностными лицами органов местного самоуправления. Тем не менее стоит отметить, что информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы публикуется не на всех официальных сайтах органов муниципальной власти.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Анализ организации работы по указанному направлению в муниципальных образованиях Красноярского края показывает, что деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов осуществляется на основании утвержденных на местном уровне положений о порядке проведения антикоррупционной экспертизы. Полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы, как правило, закреплены за отделами по правовой работе или отдельными должностными лицами органов местного самоуправления. Тем не менее стоит отметить, что информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы публикуется не на всех официальных сайтах органов муниципальной власти.
Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)<5> См., напр.: Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2017 г. N 874 "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и проектов нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа"; решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 декабря 2017 г. N 97 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов"; решение Челябинской городской Думы от 27 октября 2015 г. N 14/28 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Челябинской городской Думы и их проектов".
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)<5> См., напр.: Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2017 г. N 874 "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и проектов нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа"; решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 декабря 2017 г. N 97 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов"; решение Челябинской городской Думы от 27 октября 2015 г. N 14/28 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Челябинской городской Думы и их проектов".
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<13> См., например: Приказы МВД России от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России", от 19 сентября 2013 г. N 17502 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации", от 26 июля 2018 г. N 9н "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<13> См., например: Приказы МВД России от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России", от 19 сентября 2013 г. N 17502 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации", от 26 июля 2018 г. N 9н "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Коррупциогенные факторы, возникающие при обеспечении некоторых прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)В свою очередь Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) определены правила и порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов ФСИН России <4>.
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)В свою очередь Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) определены правила и порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов ФСИН России <4>.
Статья: Оценка эффективности бюджетного контроля в условиях цифровой экономики
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- Приказы Министерства финансов РФ от 20 августа 1998 г. N 156 "Об усилении государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета", от 12 июля 2010 г. N 70н "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства финансов РФ" <2> и др.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- Приказы Министерства финансов РФ от 20 августа 1998 г. N 156 "Об усилении государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета", от 12 июля 2010 г. N 70н "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства финансов РФ" <2> и др.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)На сегодняшний день проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в установленном каждым правотворческим органом порядке, что, по нашему мнению, является одной из причин неэффективности института и низкой активности независимых экспертов. Еще при его введении Т.Я. Хабриева обращала внимание на отсутствие единого подхода к определению порядка проведения антикоррупционной экспертизы <28>. Анализируя такие документы, принятые в федеральных министерствах и ведомствах, И.С. Романова отмечала, что нет ни одного приказа, полно и детально регламентирующего порядок антикоррупционной экспертизы <29>.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)На сегодняшний день проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в установленном каждым правотворческим органом порядке, что, по нашему мнению, является одной из причин неэффективности института и низкой активности независимых экспертов. Еще при его введении Т.Я. Хабриева обращала внимание на отсутствие единого подхода к определению порядка проведения антикоррупционной экспертизы <28>. Анализируя такие документы, принятые в федеральных министерствах и ведомствах, И.С. Романова отмечала, что нет ни одного приказа, полно и детально регламентирующего порядок антикоррупционной экспертизы <29>.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> (п. 2 ст. 6) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов обозначается в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы урегулирован Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7> (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). Одновременно с этим Федеральным законом N 172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень объектов антикоррупционной экспертизы (ст. 3). При этом муниципальные правовые акты в указанный перечень включены только в части уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (подп. 3 п. 3 ст. 3), что представляется существенным упущением федерального законодателя. Как показал мониторинг муниципальных правовых актов, именно при принятии муниципальных правовых актов, направленных на регулирование конкретных общественных отношений, а не актов учредительного характера (устав муниципального образования и нормативные правовые акты по внесению в него изменений), чаще всего выявляются коррупциогенные факторы, предусмотренные методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 <8>.
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> (п. 2 ст. 6) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов обозначается в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы урегулирован Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7> (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). Одновременно с этим Федеральным законом N 172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень объектов антикоррупционной экспертизы (ст. 3). При этом муниципальные правовые акты в указанный перечень включены только в части уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (подп. 3 п. 3 ст. 3), что представляется существенным упущением федерального законодателя. Как показал мониторинг муниципальных правовых актов, именно при принятии муниципальных правовых актов, направленных на регулирование конкретных общественных отношений, а не актов учредительного характера (устав муниципального образования и нормативные правовые акты по внесению в него изменений), чаще всего выявляются коррупциогенные факторы, предусмотренные методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 <8>.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Восточной Европы
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Дубровина Д.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)- особый порядок проведения антикоррупционной экспертизы зависит от вида нормативных правовых актов. Например, в Республике Беларусь он регулируется отдельным подзаконным актом, в Республике Молдова он определен положениями ст. 28 Закона "О неподкупности", на Украине регулируется ст. 55 Закона "О противодействии коррупции". Во всех случаях разделяется парламентская экспертиза законов и экспертиза других нормативных правовых актов, которая проводится национальным органом юстиции либо Национальным центром противодействия коррупции в Республике Молдова;
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Дубровина Д.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)- особый порядок проведения антикоррупционной экспертизы зависит от вида нормативных правовых актов. Например, в Республике Беларусь он регулируется отдельным подзаконным актом, в Республике Молдова он определен положениями ст. 28 Закона "О неподкупности", на Украине регулируется ст. 55 Закона "О противодействии коррупции". Во всех случаях разделяется парламентская экспертиза законов и экспертиза других нормативных правовых актов, которая проводится национальным органом юстиции либо Национальным центром противодействия коррупции в Республике Молдова;