Порядок принятия локальных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок принятия локальных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 121 "Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска" Трудового кодекса РФ"То обстоятельство, что ответчик не урегулировал в локальных актах порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, основанием для отказа истцу в иске не является, поскольку соответствующие условия предусмотрены соглашением сторон трудового договора, не измененным, не отмененным в установленном трудовым законодательством порядке. Обязанность принимать локальные акты лежит на работодателе, невыполнение данной обязанности не может являться основанием для возложения негативных последствий на работника.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Мотивированное мнение профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы особенности ведения кадрового учета на микропредприятии?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок отказа от принятия локальных нормативных актов
(Консультация эксперта, 2025)Порядок отказа от принятия локальных нормативных актов
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
(ред. от 29.09.2025)Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов, вправе предусмотреть условие о том, что размер премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка снижается в отношении только тех входящих в состав заработной платы работника премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание, а размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов, вправе предусмотреть условие о том, что размер премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка снижается в отношении только тех входящих в состав заработной платы работника премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание, а размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)§ 1. О понятии локального нормативного акта
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)§ 1. О понятии локального нормативного акта
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- порядок принятия локальных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (ч. 1 ст. 30);
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- порядок принятия локальных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (ч. 1 ст. 30);
Готовое решение: Как произвести оплату за нерабочие праздничные дни сдельщикам
(КонсультантПлюс, 2025)Выплатите дополнительное вознаграждение в размере и порядке, определенных вашим локальным нормативным актом (принятым с учетом мнения профсоюза), коллективным или трудовым договором, соглашением (ч. 3 ст. 112 ТК РФ). Так, например, в организациях железнодорожного транспорта, на которые распространяется специальное отраслевое соглашение, размер вознаграждения не должен быть меньше 75 руб. за один нерабочий праздничный день (п. 4.6 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2023 - 2025 годы).
(КонсультантПлюс, 2025)Выплатите дополнительное вознаграждение в размере и порядке, определенных вашим локальным нормативным актом (принятым с учетом мнения профсоюза), коллективным или трудовым договором, соглашением (ч. 3 ст. 112 ТК РФ). Так, например, в организациях железнодорожного транспорта, на которые распространяется специальное отраслевое соглашение, размер вознаграждения не должен быть меньше 75 руб. за один нерабочий праздничный день (п. 4.6 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2023 - 2025 годы).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В случае когда причины, указанные в ч. 1 ст. 74 ТК РФ, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В случае когда причины, указанные в ч. 1 ст. 74 ТК РФ, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Статья: К вопросу о системе источников трудового права как отрасли
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Из сопоставления данных положений следует, что формулировка п. 4 ст. 30 Закона об образовании не соответствует Трудовому кодексу РФ и в части последствий признания локальных нормативных актов ухудшающими положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также не конкретизирует сам порядок принятия локальных актов, отсылая его к законодательству. При этом не указывая, к какому законодательству следует обращаться, что делает данную статью излишней.
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Из сопоставления данных положений следует, что формулировка п. 4 ст. 30 Закона об образовании не соответствует Трудовому кодексу РФ и в части последствий признания локальных нормативных актов ухудшающими положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также не конкретизирует сам порядок принятия локальных актов, отсылая его к законодательству. При этом не указывая, к какому законодательству следует обращаться, что делает данную статью излишней.
Статья: Природа права на персональные данные: цивилистический аспект
(Швец Л.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Одним из ключевых признаков субъективного права является наличие корреспондирующей с ним обязанности. С.С. Алексеев отмечал, что "существование... юридической обязанности является неопровержимым свидетельством того, что существует и субъективное право" <18>. Подобным образом рассуждает и В.А. Белов: "Нет субъективного права без юридической обязанности - вот постулат, выражающий их взаимное отношение друг с другом" <19>. Содержание же обязанности должно формулироваться на основании норм права. Согласно ст. 7 Закона о персональных данных все лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Эта обязанность обеспечивает неприкосновенность персональных данных от несанкционированных управомоченным субъектом действий с ними. Особенностью правоотношений в сфере персональных данных является и то, что обязанности могут определяться как соглашением сторон (например, между субъектом персональных данных и оператором персональных данных в силу договора), так и в одностороннем порядке лицом, получившим доступ к персональным данным в законном порядке путем принятия локальных нормативных актов (положения, правила, политики обработки персональных данных и т.д.). Более того, в законодательстве установлена четкая санкция за нарушение исследуемого права. Так, ст. 24 Закона о персональных данных регулирует отношения по компенсации морального вреда, возмещению имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков в случае нарушения его права.
(Швец Л.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Одним из ключевых признаков субъективного права является наличие корреспондирующей с ним обязанности. С.С. Алексеев отмечал, что "существование... юридической обязанности является неопровержимым свидетельством того, что существует и субъективное право" <18>. Подобным образом рассуждает и В.А. Белов: "Нет субъективного права без юридической обязанности - вот постулат, выражающий их взаимное отношение друг с другом" <19>. Содержание же обязанности должно формулироваться на основании норм права. Согласно ст. 7 Закона о персональных данных все лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Эта обязанность обеспечивает неприкосновенность персональных данных от несанкционированных управомоченным субъектом действий с ними. Особенностью правоотношений в сфере персональных данных является и то, что обязанности могут определяться как соглашением сторон (например, между субъектом персональных данных и оператором персональных данных в силу договора), так и в одностороннем порядке лицом, получившим доступ к персональным данным в законном порядке путем принятия локальных нормативных актов (положения, правила, политики обработки персональных данных и т.д.). Более того, в законодательстве установлена четкая санкция за нарушение исследуемого права. Так, ст. 24 Закона о персональных данных регулирует отношения по компенсации морального вреда, возмещению имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков в случае нарушения его права.
Статья: Принятие штатного расписания: общие правила и нюансы для разных случаев кадровой практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)А что говорит закон о порядке принятия локальных нормативных актов?
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)А что говорит закон о порядке принятия локальных нормативных актов?
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества4.1. Вывод из судебной практики: Решение совета директоров (наблюдательного совета), принятое с нарушением предусмотренного законом и (или) локальными актами общества порядка созыва и проведения заседания, не признается недействительным, если в результате его принятия права и законные интересы акционеров не нарушены и (или) не причинены убытки акционерам либо обществу.
Статья: Популярные вопросы о графике отпусков, возникающие после его утверждения
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)"...поскольку график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника, порядок согласования и его утверждения аналогичен порядку принятия локального нормативного акта, а вышеприведенными нормами предусмотрена обязанность работодателя знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, следовательно, работодатель обязан знакомить работников и с графиком отпусков" (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 N 88-14167/2023).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)"...поскольку график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника, порядок согласования и его утверждения аналогичен порядку принятия локального нормативного акта, а вышеприведенными нормами предусмотрена обязанность работодателя знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, следовательно, работодатель обязан знакомить работников и с графиком отпусков" (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 N 88-14167/2023).
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)разработка и утверждение локальных нормативных актов по охране труда. При этом учитывается мнение выборного органа первичной профорганизации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при его наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
(КонсультантПлюс, 2025)разработка и утверждение локальных нормативных актов по охране труда. При этом учитывается мнение выборного органа первичной профорганизации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при его наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.