Порядок применения индексов-дефляторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок применения индексов-дефляторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2023 N 88а-9534/2023 (УИД 39RS0008-01-2022-001172-33)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании разработать проектно-сметную документацию и произвести ремонт тротуара.
Обстоятельства: На администрацию, как орган местного самоуправления, законом возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения, включающей в тротуар, не соответствующий нормативным требованиям.
Решение: Удовлетворено в части.Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика разработать проектно-сметную документацию, суд исходил из того, что такой документ, сохраняющий свою актуальность и в настоящее время, кроме указанных цен, которые не пересматриваются, а уточняются посредством применения индексов цен и индексов-дефляторов, утверждаемых в установленном порядке, составлен ответчиком и представлен в материалы дела.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании разработать проектно-сметную документацию и произвести ремонт тротуара.
Обстоятельства: На администрацию, как орган местного самоуправления, законом возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения, включающей в тротуар, не соответствующий нормативным требованиям.
Решение: Удовлетворено в части.Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика разработать проектно-сметную документацию, суд исходил из того, что такой документ, сохраняющий свою актуальность и в настоящее время, кроме указанных цен, которые не пересматриваются, а уточняются посредством применения индексов цен и индексов-дефляторов, утверждаемых в установленном порядке, составлен ответчиком и представлен в материалы дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ и Методические рекомендации N 567 не указывают на необходимость и порядок применения индексов-дефляторов. Вместе с тем обязанность и правила их применения могут быть установлены региональными или отраслевыми актами.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ и Методические рекомендации N 567 не указывают на необходимость и порядок применения индексов-дефляторов. Вместе с тем обязанность и правила их применения могут быть установлены региональными или отраслевыми актами.
Статья: Особенности формирования расчетно-калькуляционных материалов по ГОЗ
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)- неактуальные значения индексов-дефляторов и несоблюдение порядка их применения (в том числе импорт);
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)- неактуальные значения индексов-дефляторов и несоблюдение порядка их применения (в том числе импорт);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148
"Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315"
(вместе с "Методикой изменения (увеличения) цены государственного контракта, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения")8. Если для определения индекса фактической инфляции отсутствуют данные за какой-либо период до дня выполнения расчета, допускается применение на такой период индексов-дефляторов, утвержденных в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации и использованных ранее при определении цены контракта (далее - индекс прогнозной инфляции). При этом расчет такого индекса на один месяц осуществляется путем извлечения корня 12-й степени из индекса прогнозной инфляции, установленного в целом на год. Для определения индекса прогнозной инфляции для периода в несколько месяцев величина индекса, рассчитанная на один месяц, возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года.
"Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315"
(вместе с "Методикой изменения (увеличения) цены государственного контракта, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения")8. Если для определения индекса фактической инфляции отсутствуют данные за какой-либо период до дня выполнения расчета, допускается применение на такой период индексов-дефляторов, утвержденных в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации и использованных ранее при определении цены контракта (далее - индекс прогнозной инфляции). При этом расчет такого индекса на один месяц осуществляется путем извлечения корня 12-й степени из индекса прогнозной инфляции, установленного в целом на год. Для определения индекса прогнозной инфляции для периода в несколько месяцев величина индекса, рассчитанная на один месяц, возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021
(ред. от 30.08.2025)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")26(24). В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у газораспределительной организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации газораспределительной организации в том же периоде регулирования за счет применения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, и (или) специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, и (или) тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный период регулирования с учетом индексов-дефляторов в порядке, приведенном в пункте 26(22) настоящих Основных положений. В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у газораспределительной организации доходы, предусмотренные для компенсации расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения газоиспользующего оборудования, превысили указанные расходы, сумма превышения используется в качестве источника для осуществления программы газификации субъекта Российской Федерации в следующем периоде. В случае если газораспределительная организация более не осуществляет расходы, связанные с реализацией программ газификации, то указанная сумма превышения учитывается при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
(ред. от 30.08.2025)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")26(24). В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у газораспределительной организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации газораспределительной организации в том же периоде регулирования за счет применения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, и (или) специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, и (или) тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный период регулирования с учетом индексов-дефляторов в порядке, приведенном в пункте 26(22) настоящих Основных положений. В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у газораспределительной организации доходы, предусмотренные для компенсации расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения газоиспользующего оборудования, превысили указанные расходы, сумма превышения используется в качестве источника для осуществления программы газификации субъекта Российской Федерации в следующем периоде. В случае если газораспределительная организация более не осуществляет расходы, связанные с реализацией программ газификации, то указанная сумма превышения учитывается при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Статья: Гражданско-правовая ответственность за нарушения договора строительного подряда и пути его совершенствования
(Кузин Н.Н., Шубников Ю.Б., Рашидова А.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)В отношении пункта 2 необходимо отметить, что данная позиция характерна для подрядчиков, обращающихся в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения с генподрядчика, когда между сторонами был заключен договор подряда. Согласно его условиям, истец был обязан выполнить весь комплекс строительно-монтажных работ по строительству комплекса зданий. Сторонами был согласован порядок определения цены результата выполненных работ в следующем виде: "в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000) по выданной технической документации и с применением индекса (дефлятора) в текущем уровне цен, который был определен в соответствии с календарным графиком производства (выполнения) работ по годам строительства по письму Минстроя России, которое действовало на дату конкурсной процедуры, указанного в разделе "Индексы цен производителей (без НДС, акцизов, транспортировки и др.) на внутреннем рынке (без учета нерыночных форм обмена) по отрасли "Строительство". Истец указывал, что вместо индексов (дефляторов), вопреки условиям договора строительного подряда, с 01.01.2015 и до 27.02.2017 стоимость строительно-монтажных работ определялась ответчиком только с применением индексов пересчета сметной стоимости. Данный пересчет переводил текущие цены на уровне IV квартала 2014 года, а вот индексы (дефляторы) за приведенные годы не применялись. Это следует из актов, подписанных при приемке выполненных работ с приложением справок формы КС-3. Как обычно, три судебные инстанции удовлетворили иск, исходя из того, что при оплате в спорный период работ генподрядчиком не учтен индекс (дефлятор). Данный индекс при определении текущей стоимости строительно-монтажных работ подлежал применению, но применен не был, что повлекло возникновение на стороне генподрядчика неосновательное обогащение. Однако ответчик заявил в ВС РФ и настаивает, что судами применены нормы ГК РФ о неосновательном обогащении, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, поскольку стороны состояли в договорных отношениях и позиция истца основана на несогласии с порядком расчета стоимости работ. Считает, что в связи с указанными нарушениями норм права о неосновательном обогащении суды допустили ошибку при определении начала течения срока исковой давности. Полагает, что истец должен был узнать о нарушении своих прав в тот момент, когда не получил от генподрядчика оплату по договору в полном размере, а не тогда, когда его акционер выявил ошибки в расчетах сторон.
(Кузин Н.Н., Шубников Ю.Б., Рашидова А.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)В отношении пункта 2 необходимо отметить, что данная позиция характерна для подрядчиков, обращающихся в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения с генподрядчика, когда между сторонами был заключен договор подряда. Согласно его условиям, истец был обязан выполнить весь комплекс строительно-монтажных работ по строительству комплекса зданий. Сторонами был согласован порядок определения цены результата выполненных работ в следующем виде: "в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000) по выданной технической документации и с применением индекса (дефлятора) в текущем уровне цен, который был определен в соответствии с календарным графиком производства (выполнения) работ по годам строительства по письму Минстроя России, которое действовало на дату конкурсной процедуры, указанного в разделе "Индексы цен производителей (без НДС, акцизов, транспортировки и др.) на внутреннем рынке (без учета нерыночных форм обмена) по отрасли "Строительство". Истец указывал, что вместо индексов (дефляторов), вопреки условиям договора строительного подряда, с 01.01.2015 и до 27.02.2017 стоимость строительно-монтажных работ определялась ответчиком только с применением индексов пересчета сметной стоимости. Данный пересчет переводил текущие цены на уровне IV квартала 2014 года, а вот индексы (дефляторы) за приведенные годы не применялись. Это следует из актов, подписанных при приемке выполненных работ с приложением справок формы КС-3. Как обычно, три судебные инстанции удовлетворили иск, исходя из того, что при оплате в спорный период работ генподрядчиком не учтен индекс (дефлятор). Данный индекс при определении текущей стоимости строительно-монтажных работ подлежал применению, но применен не был, что повлекло возникновение на стороне генподрядчика неосновательное обогащение. Однако ответчик заявил в ВС РФ и настаивает, что судами применены нормы ГК РФ о неосновательном обогащении, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, поскольку стороны состояли в договорных отношениях и позиция истца основана на несогласии с порядком расчета стоимости работ. Считает, что в связи с указанными нарушениями норм права о неосновательном обогащении суды допустили ошибку при определении начала течения срока исковой давности. Полагает, что истец должен был узнать о нарушении своих прав в тот момент, когда не получил от генподрядчика оплату по договору в полном размере, а не тогда, когда его акционер выявил ошибки в расчетах сторон.
Вопрос: Порядок направления информации обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В то же время ФАС России полагает возможным отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В то же время ФАС России полагает возможным отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Что такое индекс-дефлятор?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 N 190 утвержден Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 N 190 утвержден Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
Вопрос: О применении индексов-дефляторов при ценообразовании на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок применения индексов и индексов-дефляторов установлен Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 N 190 "Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу".
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок применения индексов и индексов-дефляторов установлен Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 N 190 "Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу".
Вопрос: Каковы текущие показатели индекса-дефлятора?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Текущий показатель индекса-дефлятора на 2025 г. составляет 106,9%. На 2026 г. согласно прогнозу социально-экономического развития в базовом варианте индекс-дефлятор составляет 106,8%, в консервативном варианте - 105,1%. Для конкретных отраслей (инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли и т.п.), а также видов экономической деятельности предусмотрены свои индексы-дефляторы. Конкретные значения индекса-дефлятора отражаются в документах, разъясняющих порядок применения прогнозных показателей индекса-дефлятора, отдельно к каждому региону РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Текущий показатель индекса-дефлятора на 2025 г. составляет 106,9%. На 2026 г. согласно прогнозу социально-экономического развития в базовом варианте индекс-дефлятор составляет 106,8%, в консервативном варианте - 105,1%. Для конкретных отраслей (инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли и т.п.), а также видов экономической деятельности предусмотрены свои индексы-дефляторы. Конкретные значения индекса-дефлятора отражаются в документах, разъясняющих порядок применения прогнозных показателей индекса-дефлятора, отдельно к каждому региону РФ.